г. Казань
19 июля 2011 г. |
Дело N А12-16479/2010 |
См. также Постановление ФАС ПО от 29 апреля 2011 г. N А12-16479/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мухаметшина Р.Р., Егоровой М.В.,
в отсутствие сторон - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.11.2010 (судья Пономарев Е.В.)
по делу N А12-16479/2010
по заявлению индивидуального предпринимателя Гузенко Олега Геннадиевича (ИНН 344500064250, ОГРН 304346035000432) к государственному учреждению - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным действий, решения и требования,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Гузенко О.Г. (далее - ИП Гузенко О.Г., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к государственному учреждению - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, Фонд социального страхования) о признании незаконным действий, решения и требования.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.11.2010 принят отказ ИП Гузенко О.Г. от требования о признании незаконными действия директора филиала N 4 Фонда социального страхования, выразившиеся в непредставлении предпринимателю сведений о документах за 2007 год, являвшихся основанием для оплаты расходов по оплате временной нетрудоспособности за счет средств страхователя.
Производство по делу в указанной части прекращено, в связи с отказом заявителя от требований в данной части.
Признано недействительным решение Фонда социального страхования от 03.08.2010 N 78 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, в размере 52 954,23 руб., как не соответствующее статье 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
Признано недействительным требование Фонда социального страхования от 09.09.2010 N 78 о возврате средств, полученных от отделения фонда на цели обязательного социального страхования страхователем - работодателем, в размере 52 954,23 руб..
В апелляционном суде дело не рассматривалось (апелляционная жалоба Фонда социального страхования возвращена по причине пропуска срока на ее подучу).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд социального страхования обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права.
ИП Гузенко О.Г., в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу просит решение суда первой оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с дополнением к решению от 17.08.2010 N 78 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком ЕСН на цели обязательного социального страхования, датой создания указанного решения принято считать 03.08.2010.
Кроме того, требование от 31.08.2010 N 78 о возврате средств отменено вследствие допущенной опечатки в решении N 78.
Из материалов дела следует, что в соответствии с решением от 03.08.2010 N 78 предпринимателю предъявлено требование от 09.09.2010 N 78 о возврате средств в размере 52 954,23 рублей.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходит из следующего.
Из материалов дела усматривается, государственное учреждение - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации провело документальную выездную проверку представленных ИП Гузенко О.Г. документов по вопросам расходования средств на цели обязательного социального страхования, произведенных предпринимателем как страхователем, в счет средств, полученных от филиала, за период с 01.01.2007 по 31.12.2009 года.
По результатам проверки составлен акт от 13.07.2010 N 78с/с, на основании которого Учреждением вынесено решение от 03.08.2010 N 78 о непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) фонда на цели обязательного социального страхования.
Решением Фонда социального страхования от 03.08.2010 N 78 не приняты в счет средств, полученных от отделения филиала фонда, расходы, произведенные страхователем-работодателем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, в сумме 52 954,23 рублей.
Кроме того, предпринимателю направлено требование от 09.09.2010 N 78 о возврате расходов, не принятых в счет средств, полученных на цели обязательного социального страхования, в размере 52 954,23 рублей.
Судом установлено, что согласно акту проверки от 13.07.2010 N 78с/с, следует, что страхователь за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 года отразил в расчетной ведомости расходы на сумму 52 954,23 рубля.
Учреждение указало, что к проверке не представлены документы, подтверждающие расходы за 2007 год, а именно больничные листы (11 случаев) на сумму 7 277,63 рублей, больничные листы по беременности и родам (2 случая) на сумму 29 731,44 рублей, пособия до 1,5 лет (4 случая) на сумму 7645,16 рублей, пособия при рождении ребенка (1 пособие) на сумму 8000 рублей, пособие на ранние сроки беременности (1 пособие) на сумму 300 рублей.
Фонд социального страхования пришел к выводу о неправомерности произведенных предпринимателем расходов и принял решение о непринятии в счет средств, полученных от фонда, не подтвержденные документами расходы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
В силу подпунктов 5, 7, 8, 10, 11 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка являются видом страхового обеспечения.
Исходя из положений статей 7 и 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, при рождении ребенка, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, являются страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая
Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, одной из основных задач которого является обеспечение гарантированных государством пособий, в том числе пособий при рождении ребенка.
На основании пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9, подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ, статьями 4, 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" страхователи обязаны выплачивать состоящим с ними в трудовых отношениях застрахованным лицам пособие по беременности и родам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, пособие на рождение ребенка и пособие по уходу за ребенком до полутора лет отнесены к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В силу статей 4, 6, 8 Федерального закона N 81-ФЗ женщины, подлежащие государственному социальному страхованию, имеют право на пособие по беременности и родам в размере среднего заработка (дохода) по месту работы. Выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Право граждан на получение пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам закреплено также Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".
Как определено статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
Положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ предусмотрено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 10 положения о Фонде социального страхования и пункта 2.4 инструкции от 09.03.2004 N 22, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя.
Из материалов дела следует, что причиной отказа в принятии к зачету расходов, произведенных страхователем-работодателем Гузенко О.Г., в размере 52 964,23 рублей явилась отсутствие документального подтверждения данных расходов.
Суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, в том числе ответы женских консультаций и медицинских учреждений на запросы суда, копии корешков листков нетрудоспособности, копию листков нетрудоспособности, копии свидетельства об установлении отцовства, пришел к правомерному выводу о доказанности наступления страховых случаев и несения страхователем соответствующих расходов.
Кроме того, суд пришел к обоснованному выводу, что имеющиеся в материалах дела документы подтверждают наступление страховых случаев, позволяют определить период временной нетрудоспособности застрахованных лиц.
Необеспечение страхователем сохранности оригиналов документов само по себе не является основанием для непринятия к зачету расходов предпринимателя.
Судом также отмечено, что из спариваемого решения не видно, какие виновные действия предпринимателя повлекли нецелевое расходование средств социального страхования в сумме 52 954,23 рублей.
Кроме того, в 2007 году заявителем одновременно с расчетной ведомостью в Фонд социального страхования представлялись копии вышеупомянутых документов (в том числе приказов, справок и листков нетрудоспособности), на основании которых Фонд социального страхования принято решение о выделении средств на выплату пособий.
В материалах дела имеются платежные поручения от 21.09.2007 N 192 на сумму 13 714,41 рублей, от 25.12.2007 N 761 на сумму 10 516,39 рублей, от 30.05.2007 N 628 на сумму 275,03 рублей, от 22.06.2007 N 742 на сумму 28 448,40 рублей, которыми ИП Гузенко О.Г. перечислено 52 954,23 рублей на выплату пособий по социальному страхованию.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое решение Фонда социального страхования от 03.08.2010 N 78 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком ЕСН на цели обязательного социального страхования, не соответствует положениям статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и нарушает законные интересы предпринимателя.
Поскольку требование от 09.09.2010 N 78 о возврате средств принято Учреждением на основании решения от 03.08.2010 N 78 о непринятии к зачету расходов, то в связи с признанием недействительным решения от 03.08.2010 N 78 о непринятии к зачету расходов недействительным является и требование от 09.09.2010 N 78 о возврате средств.
При таких обстоятельствах судом обоснованно удовлетворены требования заявителя.
Таким образом, суд, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные в материалы дела доказательства, вынес законный и обоснованный судебный акт.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов по делу и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что выходит за пределы установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.11.2010 по делу N А12-16479/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ предусмотрено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 10 положения о Фонде социального страхования и пункта 2.4 инструкции от 09.03.2004 N 22, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя.
...
В материалах дела имеются платежные поручения от 21.09.2007 N 192 на сумму 13 714,41 рублей, от 25.12.2007 N 761 на сумму 10 516,39 рублей, от 30.05.2007 N 628 на сумму 275,03 рублей, от 22.06.2007 N 742 на сумму 28 448,40 рублей, которыми ИП Гузенко О.Г. перечислено 52 954,23 рублей на выплату пособий по социальному страхованию.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое решение Фонда социального страхования от 03.08.2010 N 78 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком ЕСН на цели обязательного социального страхования, не соответствует положениям статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и нарушает законные интересы предпринимателя."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июля 2011 г. N Ф06-5153/11 по делу N А12-16479/2010