г. Казань
28 июля 2011 г. |
Дело N А65-20220/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нагимуллина И.Р.,
судей Минеевой А.А., Александрова В.В.,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональный лицей N 99 - Центр непрерывного профессионального образования", г. Нурлат Республики Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2010 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2011 (председательствующий судья Демина Е.Г., судьи: Балашева В.Т., Туркин К.К.)
по делу N А65-20220/2010
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью НПО "Агротехсервис", с. Новотроицкое Республики Татарстан (ИНН 1639018489, ОГРН 1021601374442) к государственному бюджетному образовательному учреждению начального профессионального образования "Профессиональный лицей N 99 - Центр непрерывного профессионального образования", г. Нурлат Республики Татарстан (ИНН 1632001226, ОГРН 1021605352603) о взыскании долга и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью НПО "Агротехсервис" (далее - ООО НПО "Агротехсервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к государственному бюджетному образовательному учреждению начального профессионального образования "Профессиональный лицей N 99 - Центр непрерывного профессионального образования" (далее - ГБОУ НПО "Профессиональный лицей N 99") о взыскании долга в размере 252 964,03 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 42 912,53 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2011, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ГБОУ НПО "Профессиональный лицей N 99" просит судебные акты изменить.
В обоснование жалобы указывается, что при заключении договора от 06.06.2008 N 26 сторонами не были соблюдены требования Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, договор является незаключенным, поскольку он не содержит конкретный ассортимент, количество, стоимость запчастей, сроки поставки.
Заявитель жалобы также считает, что истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что между истцом (продавец) и ответчиком (покупатель) был заключен договор от 06.06.2008 N 26, в соответствии с которым покупатель обязуется оплатить, а продавец при наличии оплаты обязуется отгрузить по заявке покупателя запасные части к сельскохозяйственным машинам по ценам, действующим на момент оплаты.
В соответствии с условиями договора истец поставил в адрес ответчика товар, по товарным накладным от 17.06.2008 N 260 и 17.06.2008 N 253, содержащим сведения о количестве, наименовании, цене продукции, подписи лиц, отпустивших товар, и лиц, принявших товар.
Суд пришел к выводу, что ответчик оплату полученного товара не произвел, в связи с чем у него образовалась задолженность в размере 252 964,03 руб., и со ссылкой на статьи 309, 310, 486 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) удовлетворил исковые требования.
Довод ответчика о том, что ГБОУ НПО "Профессиональный лицей N 99" является бюджетным учреждением, и оно не имеет собственных средств, в связи с чем сделка заключена с нарушением Федерального закона от 21.07.2005 N 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд", судами отклонен.
В соответствии с пунктом 1.11 устава ГБОУ НПО "Профессиональный лицей N 99" лицей вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно пунктам 1.23 и 2.2.9 устава лицей вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и иную приносящую доход деятельность, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан, регулирующим данную деятельность, оказывать посреднические услуги, торговать покупными товарами, оборудованием, приобретать акции, облигации, иные ценные бумаги и получать по ним доходы, вести другую предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, разрешенную законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан, и не приносящую ущерб основной уставной деятельности лицея.
На основании указанных положений устава арбитражный суд пришел к выводу о том, что, заключая договор от 06.06.2008 N 26, ответчик не участвовал в обеспечении потребностей государственных нужд, и был вправе по своему усмотрению заключать гражданско-правовые сделки.
Довод ответчика о том, что ГБОУ НПО "Профессиональный лицей N 99" является бюджетным учреждением и не имеет собственных средств, в связи с чем сделка заключена с нарушением Федерального закона от 21.07.2005 N 94, судами отклонен без надлежащей проверки этого довода.
Так, в соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно статье 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статье 528 ГК РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Согласно статье 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусматривается возможность заключения государственного контракта, а также иного гражданско-правового договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) без проведения торгов только в случае непревышения цены контракта суммы предельного расчета наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, установленной Центральным банком Российской Федерации.
Предельный размер расчетов наличными деньгами с 2007 года согласно Указанию Центрального банка Российской Федерации от 20.06.2007 N 1843-У (в редакции Указания Центрального банка Российской Федерации от 28.04.2008 N 2003-У) установлен в размере 100 000 руб.
Заключение гражданско-правового договора с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) без проведения торгов другими нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не предусмотрено.
Судебные акты приняты без учета указанных нормативных положений.
Следовательно, является обоснованным утверждение заявителя кассационной жалобы о ненадлежащей проверке его довода о нарушении сторонами при заключении договора положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо учесть изложенное и принять решение в соответствии с законом.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2011 по делу N А65-20220/2010 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Р. Нагимуллин |
Судьи |
А.А. Минеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусматривается возможность заключения государственного контракта, а также иного гражданско-правового договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) без проведения торгов только в случае непревышения цены контракта суммы предельного расчета наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, установленной Центральным банком Российской Федерации.
Предельный размер расчетов наличными деньгами с 2007 года согласно Указанию Центрального банка Российской Федерации от 20.06.2007 N 1843-У (в редакции Указания Центрального банка Российской Федерации от 28.04.2008 N 2003-У) установлен в размере 100 000 руб.
Заключение гражданско-правового договора с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) без проведения торгов другими нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не предусмотрено.
Судебные акты приняты без учета указанных нормативных положений.
Следовательно, является обоснованным утверждение заявителя кассационной жалобы о ненадлежащей проверке его довода о нарушении сторонами при заключении договора положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 июля 2011 г. N Ф06-5014/11 по делу N А65-20220/2010
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13369/12
28.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13369/12
06.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3678/12
09.02.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15775/11
23.11.2011 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-20220/10
28.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5014/11
29.03.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14274/10
16.11.2010 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-20220/10