г. Казань
10 августа 2011 г. |
Дело N А72-6471/2009 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Королёвой Н.Н., Нафиковой Р.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, Карпец Е.Н., г. Ульяновск,
на определение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.04.2011 (судья Тимофеев В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 (председательствующий судья Демина Е.Г., судья Балашева В.Т., Морозов В.А.), принятых по заявлению об уменьшении исполнительского сбора,
по делу N А72-6471/2009
по исковому заявлению открытого акционерного общества Банк ВТБ в лице филиала открытого акционерного общества Банк ВТБ в г. Ульяновске (ИНН 7702070139, ОГРН 1027739609391) к обществу с ограниченной ответственностью "Босфор", г. Ульяновск (ИНН 7325033298, ОГРН 1027301184833), к открытому акционерному обществу "Ульяновское грузовое автотранспортное предприятие N 1", г. Ульяновск (ИНН 7326005938, ОГРН 1027301403689), с привлечением третьих лиц: открытого акционерного общества "Банк ВТБ Северо-Запад", г. Санкт-Петербург (ИНН 7831000010, ОГРН 102780000271) о взыскании 34 809 225 руб. 66 коп.,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.10.2009 по делу N А72-6471/2009 с общества с ограниченной ответственностью "Босфор" (далее - общество "Босфор") в пользу открытого акционерного общества Банк ВТБ в лице филиала открытого акционерного общества Банк ВТБ в г. Ульяновске взыскано 34 809 225 руб. 66 коп. задолженности по кредитному договору, а также 100 000 руб. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
По делу 09.02.2010 выдан исполнительный лист серии АС N 000893141.
Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, Карпец Е.Н. (далее - судебный пристав-исполнитель) 20.04.2010 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении общества "Босфор", в котором установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требования.
Судебным приставом-исполнителем в связи с неисполнением обществом "Босфор" исполнительного документа в установленный срок, 08.02.2011 было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы, что составило 2 443 645 руб. 79 коп.
Общество "Босфор" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об уменьшении исполнительского сбора на 25% до суммы 1 832 734 руб. 35 коп., ссылаясь на тяжелое финансовое состояние.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.04.2011 заявление об уменьшении исполнительского сбора удовлетворено. Размер исполнительского сбора уменьшен до 1 832 734 руб. 35 коп.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 определение суда от 14.04.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе судебный пристав-исполнитель просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявления о снижении исполнительского сбора отказать, указывая, что заявителем не были представлены доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
В соответствии с частью 2.1 статьи 324 АПК РФ по правилам, установленным частью 2 статьи 324 АПК РФ, рассматриваются вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом.
В силу частей 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
Согласно части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, но не более, чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 указанной статьи.
При этом законодатель установил открытый перечень обстоятельств, которые могут являться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, и отнес установление данных обстоятельств к компетенции суда.
В постановлении от 30.07.2001 N 13-П Конституционный Суд Российской Федерации выразил свою позицию по данному вопросу, которая заключается в том, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, которая с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
Оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о возможности снижения исполнительского сбора до 1 832 734 руб. 35 коп.
Переоценка установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.04.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 по делу N А72-6471/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
Н.Н. Королёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, но не более, чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 указанной статьи.
...
В постановлении от 30.07.2001 N 13-П Конституционный Суд Российской Федерации выразил свою позицию по данному вопросу, которая заключается в том, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, которая с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 августа 2011 г. N Ф06-6743/11 по делу N А72-6471/2009