г. Казань
24 августа 2011 г. |
Дело N А55-26064/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нафиковой Р.А.,
судей Гарифуллиной К.Р., Коноплёвой М.В.,
при участии представителя:
истца - Дындова Д.В. (удостоверение),
в отсутствие:
ответчиков - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Самарского регионального филиала открытого акционерного общества "Россельхозбанк", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2011 (судья Шаруева Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2011 (председательствующий судья Селиверстова Н.А., судьи Морозов В.А., Туркин К.К.)
по делу N А55-26064/2010
по исковому заявлению прокуратуры Самарской области, г. Самара (ОГРН 1026301425380) к администрации муниципального района Кошкинский Самарской области, с. Кошки Самарской области (ОГРН 1026303768226), Управлению финансов и экономического развития администрации муниципального района Кошкинский Самарской области, с. Кошки Самарской области (ОГРН 1026303768116), Самарскому региональному филиалу открытого акционерного общества "Россельхозбанк" (ОГРН 1027700342890) о признании муниципального контракта недействительным,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Самарской области (далее - истец, прокуратура) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском, с учетом уточнений, о признании недействительным размещения муниципального заказа в форме открытого конкурса на заключение муниципального контракта на оказание банковских услуг по открытию и ведению текущего счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, проведенного администрацией муниципального района Кошкинский Самарской области (далее - администрация), и муниципального контракта от 22.01.2010 N 125, заключенного между Самарским региональным филиалом открытого акционерного общества "Россельхозбанк" (далее - ОАО "Россельхозбанк") и Управлением финансов и экономического развития администрации муниципального района Кошкинский Самарской области (далее - Управление финансов) и применении последствия недействительности сделки в виде закрытия счета.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2011, принят отказ от исковых требований в части применения последствий недействительности сделки в виде закрытия банковского счета Управлению финансов N 40703810913133000012 в ОАО "Россельхозбанк". Признано недействительным размещение муниципального заказа в форме открытого конкурса на заключение муниципального контракта на оказание банковских услуг по открытию и ведению текущего счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, проведенного администрацией муниципального района Кошкинский Самарской области (протокол заседания конкурсной комиссии от 31.12.2009) и муниципальный контракт от 22.01.2010 N 125, заключенный между ОАО "Россельхозбанк" и Управлением финансов.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, ОАО "Россельхозбанк" просит состоявшиеся судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель истца с доводами кассационной жалобы не согласился, просил оставить судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия считает их неподлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 31.12.2009 администрацией проведен открытый конкурс на заключение муниципального контракта с Управлением финансов на оказание банковских услуг по открытию и ведению текущего счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В связи поступлением лишь одной заявки - от ОАО "Россельхозбанк" конкурс признан несостоявшимся.
Управлением финансов 22.01.2010 был заключен муниципальный контракт N 125 с ОАО "Россельхозбанк" на оказание банковских услуг по открытию и ведению текущего счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, согласно которому ОАО "Россельхозбанк" открыло Управлению финансов счет в валюте Российской Федерации N 40703810913133000012 и обязалось осуществлять его расчетно-кассовое обслуживание.
Считая, что конкурс и муниципальный контракт не соответствуют требованиям действующего законодательства, заместитель прокурора Самарской области обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В рамках проведенной прокуратурой проверки по соблюдению муниципальным образованием бюджетного законодательства в Главное управление Банка России по Самарской области направлен запрос о наличии на территории области расчетно-кассовых центров Банка России и возможности осуществления им функций по обслуживанию счетов бюджета муниципального образования.
В ответе от 06.05.2010 N 6-1-28/604 Главным управлением Банка России по Самарской области сообщалось, что на территории муниципального района Кошкинский Самарской области отсутствуют подразделения Банка России, ближайший расчетно-кассовый центр находится в с. Сергиевск, который позволяет производить обслуживание всех клиентов, предусмотренных статьей 48 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации".
В соответствии со статьями 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации" и пункта 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, в том числе с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, прокурор обратился в суд в рамках законодательно предоставленных ему полномочий.
В соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта Российской Федерации необходимого для их осуществления имущества.
Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке Российской Федерации с учетом положений статей 38.2 и 156 настоящего Кодекса счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением, предусмотренным частью пятой настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации кредитные организации выполняют функции, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 настоящего Кодекса, в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
Исходя из выводов Конституционного Суда Российской Федерации, сделанных в Постановлении от 17.06.2004 N 12-П, относительно понятий "соответствующая территория" и "невозможность выполнения учреждениями Банка России функций по обслуживанию счетов бюджетов", письмо Главного управления Банка России по Самарской области от 06.05.2010 N 6-1-28/6004, несмотря на подтверждение отсутствия учреждений Банка России непосредственно на территории Кошкинского района Самарской области, не содержит вывода о невозможности выполнения функций по обслуживанию счетов бюджета Кошкинского района другим учреждением Банка России, в чье ведение входит обслуживание указанного района Самарской области.
С учетом данных обстоятельств у органов муниципального образования не имелось оснований для проведения открытого конкурса и заключения договора банковского счета с коммерческим банком.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.10.2005 N 7322/05.
Так как в нарушение бюджетного законодательства администрация открыла банковский (бюджетный) счет получателя местного бюджета в кредитной организации (ОАО "Россельхозбанк") и заключило с ним сделку - договор бюджетного счета, названный договор на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным, как противоречащий бюджетному законодательству.
Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы процессуального права не нарушены и нормы материального права применены правильно, судебные акты законны и отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2011 по делу N А55-26064/2010 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.А. Нафикова |
Судьи |
К.Р. Гарифуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из выводов Конституционного Суда Российской Федерации, сделанных в Постановлении от 17.06.2004 N 12-П, относительно понятий "соответствующая территория" и "невозможность выполнения учреждениями Банка России функций по обслуживанию счетов бюджетов", письмо Главного управления Банка России по Самарской области от 06.05.2010 N 6-1-28/6004, несмотря на подтверждение отсутствия учреждений Банка России непосредственно на территории Кошкинского района Самарской области, не содержит вывода о невозможности выполнения функций по обслуживанию счетов бюджета Кошкинского района другим учреждением Банка России, в чье ведение входит обслуживание указанного района Самарской области.
С учетом данных обстоятельств у органов муниципального образования не имелось оснований для проведения открытого конкурса и заключения договора банковского счета с коммерческим банком.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.10.2005 N 7322/05.
Так как в нарушение бюджетного законодательства администрация открыла банковский (бюджетный) счет получателя местного бюджета в кредитной организации (ОАО "Россельхозбанк") и заключило с ним сделку - договор бюджетного счета, названный договор на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным, как противоречащий бюджетному законодательству."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 августа 2011 г. N Ф06-7177/11 по делу N А55-26064/2010