г. Казань
25 августа 2011 г. |
Дело N А55-18817/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Герасимовой Е.П.,
судей Гильмановой Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Сабаниной Е.В., доверенность от 31.12.2010 N 102,
ответчика - Костюничевой Л.А., доверенность от 24.06.2011 N 5/206, Зининой М.П., доверенность от 10.08.2011 N 11/249,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Набережночелнинский хладокомбинат "Челны-Холод", г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2010 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-18817/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Набережночелнинский хладокомбинат "Челны-Холод", г. Набережные Челны, Республика Татарстан, к федеральному государственному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", г. Самара, об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Набережночелнинский хладокомбинат "Челны Холод" (далее - ОАО "Набережночелнинский хладокомбинат "Челны Холод", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения заявленного требования) о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" (далее - ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", учреждение здравоохранения) по проведению лабораторных испытаний (санитарно-гигиенических исследований) и санитарно-эпидемиологической экспертизы мороженого производства хладокомбината, а также по выдаче заключений о несоответствии мороженого производства хладокомбината требованиям Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", содержащихся в протоколах лабораторных исследований и испытаний от 07.05.2010 N 1108 и N 1200, от 07.05.2010 N 1110 и N 1198, от 07.05.2010 N 1111 и N 1197, от 13.05.2010 N 1112 и N 1207, от 14.05.2010 N 1119 и N 1202, от 25.06.2010 N 1461 и N 1753, от 25.06.2010 N 1460 и N 1754, от 25.06.2010 N 1459 и N 1751, от 25.06.2010 N 1462 и N 1750, от 25.06.2010 N 1464 и N 1752, от 25.08.2010 N 2593 и N 2138, от 25.08.2010 N 2594 и N 2137.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 решение Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Набережночелнинский хладокомбинат "Челны Холод" просит судебные акты отменить, в связи с неполным исследованием обстоятельств дела, заявленные требования удовлетворить.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве в связи с изменением типа учреждения ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области".
Согласно статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Суд кассационной инстанции считает возможным удовлетворить заявленное ходатайство, и, в соответствии со статьей 48 АПК РФ, произвести процессуальное правопреемство путем замены ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" на правопреемника - федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области".
Проверив законность судебных актов в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, по заявлению Самарской областной общественной организации защиты прав потребителей "Комитет народного контроля" учреждение здравоохранения в июне 2010 года провело лабораторные испытания проб продукции хладокомбината: мороженого пломбир "ГОСТ" брикет, 200 гр, мороженого пломбир "ГОСТ" в вафлях, 70 гр., мороженого пломбир "ГОСТ" в вафельном стаканчике, 75 гр., мороженого пломбир "ГОСТ", 500 гр., мороженого пломбир "ГОСТ" с шоколадной глазурью в вафельном сахарном рожке, 110 гр., по результатам которых врачом-экспертом учреждения здравоохранения составлены вышеуказанные протоколы с заключением о том, что испытанные образцы по жирно-кислотному составу не соответствуют нормам Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Федеральный закон N 88-ФЗ), поскольку массовая доля молочного жира в испытанных образцах занижена, а, кроме того, в них обнаружен не молочный жир.
В обоснование заявленных требований, Общество указало, что аккредитация испытательной лаборатории ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области проведена неуполномоченным лицом в нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1072; в полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, изложенные в Положении о названной службе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2003 года N 322, входит лишь аккредитация испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы в области подтверждения соответствия качества и безопасности муки, макаронных и хлебобулочных изделий. Полномочия по аккредитации в какой-либо иной области не предусмотрены.
Кроме того, заявитель считает, что органы по аккредитации не могут совмещать деятельность по аккредитации и деятельность по подтверждению соответствия, в связи с чем, действия по проведению санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции (мороженого) и выдаче заключений о несоответствии мороженого требованиям федерального закона, содержащиеся в названных протоколах лабораторных исследований и протоколах испытаний являются незаконными, и при проведении исследований заинтересованным лицом неправомерно не использовались ГОСТы, необходимые для проведения настоящих исследований, а так же считает, что у заинтересованного лица отсутствуют доказательства наличия свидетельства о поверке средства измерения.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), Федеральным законом N 88-ФЗ, Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов соответствующими установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, основанными на правильном применении норм материального права и соблюдении процессуальных норм.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о техническом регулировании, технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона N 88-ФЗ предусмотрено, что идентификацию молока и продуктов его переработки проводит, в частности, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.
Согласно пункту 3 статьи 42 Федерального закона N 52-ФЗ порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
В целях обеспечения деятельности органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.01.2005 N 23-р "О создании федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, подведомственных Роспотребнадзору" созданы 90 федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, подведомственных Роспотребнадзору, путем реорганизации в форме слияния федеральных государственных учреждений - центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Перечню согласно Приложению.
Согласно этому Приложению ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" входит в единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор.
Пунктом 1 статьи 42 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок проводятся организациями, аккредитованными в установленном порядке, экспертами с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений.
Приказом Минздрава Российской Федерации от 18.02.1997 N 49 "О мерах по дальнейшему совершенствованию работы по аккредитации лабораторий учреждений и организаций госсанэпидслужбы России" руководство Центральным органом по аккредитации лабораторий учреждений и организаций Государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации было возложено на главного врача Федерального центра госсанэпиднадзора Минздрава России.
Новая редакция "Системы аккредитации лабораторий Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации" введена в действие постановлением Минздрава Российской Федерации N 13 и Госстандарта Российской Федерации от 23.06.1997 N 11.
В Приказе Роспотребнадзора от 03.11.2005 N 762 указано, что в связи с переименованием Федерального государственного учреждения "Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства здравоохранения Российской Федерации в Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Центральным органом по аккредитации "Системы аккредитации лабораторий государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации" следует считать Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона N 52-ФЗ, Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок", Уставом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" данное учреждение здравоохранения проводит санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок.
Аккредитация испытательного лабораторного центра (испытательной лаборатории) ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" проведена Центральным органом по аккредитации лабораторий в рамках "Системы аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания" с целью официального признания ее независимости и технической компетентности в заявленной области аккредитации. Испытательному лабораторному центру (испытательной лаборатории) ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" выдан аттестат аккредитации от 01.10.2008 N ГСЭН.RU.ЦОА.047 о его соответствии требованиям "Системы аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания". В области аккредитации испытательного лабораторного центра ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" (приложение к аттестату аккредитации, утверждено руководителем Центрального органа аккредитации лабораторий - главным врачом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии") в разделе 1.2.7 ("Мороженое") определены следующие виды испытаний при оценке физико-химических показателей: жир, кислотность, перекисное число жира, массовая доля молочного жира, массовая доля растительного жира.
В этой связи, судебная коллегия соглашается с выводами судебных инстанций об ошибочности доводов заявителя об отсутствии у ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" компетенции на проведение указанных лабораторных испытаний (санитарно-гигиенических исследований).
В соответствии с Приложением N 12 "Физико-химические и микробиологические показатели идентификации продуктов переработки молока" к Федеральному закону N 88-ФЗ пломбир содержит в своем составе молочный жир, что является одним из физико-химических показателей идентификации этого продукта.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.12.2008 N 1866-р утвержден перечень национальных стандартов, содержащих правила и методики исследований (испытаний) и измерений, а также других документов, необходимых для применения и исполнения Федерального закона N 88-ФЗ.
В этот перечень вошли ГОСТ Р 51471-99 "Жир молочный. Метод обнаружения растительных жиров газожидкостной хроматографией стеринов", который распространяется на молочный жир, выделенный из молока и молочных продуктов, в том числе из мороженого, ГОСТ Р 51483-99 "Масла растительные и жиры животные. Определение методом газовой хроматографии массовой доли метиловых эфиров индивидуальных жирных кислот к их сумме", который распространяется на растительные масла и животные жиры, ГОСТ Р 52100-2003 "Спреды и смеси топленые. Общие технические условия", по которому производится расчет массовой доли молочного жира в жировой фазе исследуемого продукта, то есть стандарты, которые использовались медицинским учреждением при проведении лабораторных испытаний (санитарно-гигиенических исследований), санитарно-эпидемиологической экспертизы и составлении протоколов лабораторных исследований (испытаний).
Для подтверждения результатов исследования жировой фазы мороженого был использован ГОСТ 30623-98 "Масло растительные и маргариновая продукция. Метод обнаружения фальсификации", который указан в Приложении N 1 к Методическим указаниям 4.1/4.2.2484-09 "Оценка подлинности и выявления фальсификации молочной продукции", утвержденных Роспотребнадзором 11.02.2009, в качестве документа, устанавливающего границы вариабельности значения критерия подлинности в пределах колебания средних данных.
В связи с изложенным суды опровергли довод Общества об отсутствии у медицинского учреждения доказательств поверки средства измерения, как несоответствующий материалам дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемые действия медицинского учреждения по проведению лабораторных испытаний (санитарно-гигиенических исследований) и санитарно-эпидемиологической экспертизы мороженого, произведенного хладокомбинатом, а также по составлению протоколов лабораторных исследований (испытаний) и выдаче соответствующих заключений формально не противоречат законам и иным нормативным правовым актам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучены судебной коллегией и отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения апелляционным судом и им дана надлежащая оценка, переоценке выводы суда не подлежат в силу статьи 286 АПК РФ и не опровергают обстоятельств дела, установленных судебными инстанциями.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 48, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", г. Самара, о процессуальном правопреемстве удовлетворить.
Произвести процессуальное правопреемство, заменив федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" на правопреемника - федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области".
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 по делу N А55-18817/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.П. Герасимова |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Приказе Роспотребнадзора от 03.11.2005 N 762 указано, что в связи с переименованием Федерального государственного учреждения "Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства здравоохранения Российской Федерации в Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Центральным органом по аккредитации "Системы аккредитации лабораторий государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации" следует считать Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона N 52-ФЗ, Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок", Уставом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" данное учреждение здравоохранения проводит санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок.
...
В соответствии с Приложением N 12 "Физико-химические и микробиологические показатели идентификации продуктов переработки молока" к Федеральному закону N 88-ФЗ пломбир содержит в своем составе молочный жир, что является одним из физико-химических показателей идентификации этого продукта.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.12.2008 N 1866-р утвержден перечень национальных стандартов, содержащих правила и методики исследований (испытаний) и измерений, а также других документов, необходимых для применения и исполнения Федерального закона N 88-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 августа 2011 г. N Ф06-5285/11 по делу N А55-18817/2010
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15370/11
16.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15370/11
25.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5285/11
22.03.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1519/2011