г. Казань
25 августа 2011 г. |
Дело N А55-19696/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Герасимовой Е.П., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Анаевой Е.А. (доверенность от 01.12.2010 N СНГ-357/10),
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Самаранефтегаз"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2011 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Холодная С.Т., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-19696/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Самаранефтегаз" (ИНН 6315229162, ОГРН 1026300956990) к Министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области о признании незаконным предписания от 04.06.2010 об устранении нарушения лесного законодательства, при участии третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самаранефтегаз" (далее - ОАО "Самаранефтегаз", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (далее - Министерство, административный орган) об устранении нарушений лесного законодательства от 04.06.2010 по Волжскому лесничеству.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011, в удовлетворении заявленных требований ОАО "Самаранефтегаз" отказано.
ОАО "Самаранефтегаз" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты первой и апелляционной инстанций, удовлетворить заявленные требования общества о признании недействительным предписания Министерства от 04.06.2010 в части требования о заключении договоров аренды лесных участков занимаемых линейными объектами ОАО "Самаранефтегаз" по Волжскому лесничеству (Дубово-Уметское участковое лесничество).
Министерство в представленном в суд кассационной инстанции отзыве, считает вынесенные судебные акты законными и обоснованными. Просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей (кроме заявителя) в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ОАО "Самаранефтегаз", проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, заявителю 04.06.2010 административным органом выдано предписание об устранении нарушения лесного законодательства на основании акта плановой проверки, составленного по итогам плановой выездной проверки соблюдения лесного законодательства по распоряжению от 05.05.2010 N 175 с участием должностного лица заявителя - Полетаева М.С.
Согласно указанному предписанию заявитель должен в срок до 05.09.2010 года заключить договор аренды на лесные участки на территории Волжского лесничества (Дубово-Уметского участкового лесничества), занимаемые линейными объектами "Самаранефтегаз" путем подачи заявления в Министерство в соответствии с лесным законодательством использования участков лесного фонда для эксплуатации линейных объектов согласно статьям 9, 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ)(пункт 1 Предписания).
Не согласившись с данным предписанием в указанной части, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Согласно статье 96 ЛК РФ государственный лесной контроль и надзор осуществляется органами государственной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 настоящего Кодекса.
При рассмотрении жалобы заявителя суды исходили из того, что административный орган вправе проводить проверки соблюдения лесного законодательства и составлять акты, а также выносить предписания об устранении нарушений лесного законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки.
Пунктом 32 статьи 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений отнесено установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества.
Постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 N 149 "Об утверждении лесного плана Самарской области" утвержден лесной план, который является основой для ведения государственного лесного реестра.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 N 435 определено количество лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, а также площадей, которые они занимают. Согласно указанным нормативным правовым актам Дубово-Уметское лесничество располагается на землях лесного фонда, поэтому требования заинтересованного лица, изложенные в оспариваемом предписании, о заключении с министерством договоров аренды под занимаемыми линейными объектами соответствует положениям статей 8, 9, 45, 82, 83, 96 ЛК РФ.
Судами установлена принадлежность спорных участков к землям лесного фонда, что подтверждается материалами лесоустройства (планшетом и таксационным описанием), а также свидетельством о регистрации права собственности на указанные земельные участки за Российской Федерацией как земли лесного фонда (свидетельства от 2004 серия 63-АБ 070931; от 2005 N 825023, 825945).
Материалами дела подтверждается, что у заявителя отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы на использование участков лесного фонда, на территории которых расположены линейные объекты. Договоры аренды земельных участков не могут заменить документы, подтверждающие право заявителя на лесопользование, оформленные в соответствии с требованиями пункта 2.1 статьи 45, статьи 9 ЛК РФ.
В силу части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. При этом право федеральной собственности на лесные участки не зависит от наличия или отсутствия государственной регистрации на них.
Заявителем не представлены в материалы дела доказательства того, что им в установленном лесным законодательством порядке оформлены права на размещение линейных объектов на участках лесного фонда и использование лесного фонда для их эксплуатации и обслуживания.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия суда кассационной инстанции приходит к выводу, что при вынесении обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали материалы дела, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы права.
Доводы, указанные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, а направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении данного дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 по делу N А55-19696/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 N 435 определено количество лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, а также площадей, которые они занимают. Согласно указанным нормативным правовым актам Дубово-Уметское лесничество располагается на землях лесного фонда, поэтому требования заинтересованного лица, изложенные в оспариваемом предписании, о заключении с министерством договоров аренды под занимаемыми линейными объектами соответствует положениям статей 8, 9, 45, 82, 83, 96 ЛК РФ.
...
Материалами дела подтверждается, что у заявителя отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы на использование участков лесного фонда, на территории которых расположены линейные объекты. Договоры аренды земельных участков не могут заменить документы, подтверждающие право заявителя на лесопользование, оформленные в соответствии с требованиями пункта 2.1 статьи 45, статьи 9 ЛК РФ.
В силу части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. При этом право федеральной собственности на лесные участки не зависит от наличия или отсутствия государственной регистрации на них."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 августа 2011 г. N Ф06-6855/11 по делу N А55-19696/2010
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6855/11
06.03.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1541/13
25.12.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19696/10
09.11.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19696/10
08.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16919/11
29.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16919/11
12.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16919/11
15.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16919/11
25.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6855/11
22.04.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2654/11
02.02.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19696/10