г. Казань
30 августа 2011 г. |
Дело N А12-3181/2010 |
См. также Постановление ФАС ПО от 23 ноября 2010 г. N А12-3181/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Желаевой М.З., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.03.2011 (судья Напалкова Л.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 (председательствующий судья Грабко О.В., судьи Антонова О.И., Тимаев Ф.И.)
по делу N А12-3181/2010
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград", г. Волгоград, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград, о признании права собственности на объект недвижимого имущества,
и по встречному иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград, к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград", г. Волгоград, о признании права собственности Российской Федерации на спорное имущество, с участием третьих лиц: администрации Серафимовического муниципального района Волгоградской области, г. Серафимович Волгоградской области, администрации городского поселения - город Серафимович Серафимовического муниципального района, г. Серафимович Волгоградской области, открытого акционерного общества "Газпром", г. Москва,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.03.2011 удовлетворены исковые требования общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" (далее - ООО "Газпром трансгаз Волгоград", истец) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - ТУ Росимущества в Волгоградской области, ответчик) о признании права собственности на объект недвижимого имущества - дом обходчика, общей площадью 170 кв. м, инвентарный номер 911001, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Серафимович, ул. Донская, 205.
Судом отказано в удовлетворении встречных исковых требований ТУ Росимущества в Волгоградской области к ООО "Газпром трансгаз Волгоград" о признании права собственности Российской Федерации на спорное имущество.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Волгоградской области просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, встречные исковые требования по делу удовлетворить.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, недвижимое имущество (дом обходчика, общей площадью 170 кв. м, инвентарный номер 911001, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Серафимович, ул. Донская, 205) находится на балансе ООО "Газпром трансгаз Волгоград", построено в 1985 производственным объединением по транспортировке и поставке газа "Волгоградтрансгаз" Главного территориального управления по транспортировке и поставкам газа "Главюгтрансгаз".
В целях совершенствования структуры управления производственного объединения "Югтрансгаз" и во исполнение приказа Министерства газовой промышленности от 28.01.1988 N 45орг, производственное объединение по транспортировке и поставкам газа "Волгоградтрансгаз" реорганизовано в Волгоградское управление магистральных газопроводов производственного объединения "Югтрансгаз" государственного газового концерна "Газпром".
В соответствии с приказом государственного газового концерна "Газпром" от 06.12.1991 N 128орг в целях совершенствования управления производством Волгоградское управление магистральных газопроводов преобразовано в государственное предприятие по транспортировке и поставкам газа "Волгоградтрансгаз" с включением его в состав государственного газового концерна "Газпром".
Согласно пункту 1.10. устава государственное предприятие по транспортировке и поставкам газа "Волгоградтрансгаз" являлось правопреемником прав и обязанностей Волгоградского управления магистральных газопроводов.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 05.11.1992 N 1333 "О преобразовании государственного газового концерна "Газпром" в Российское акционерное общество "Газпром", постановления Совета Министров Российской Федерации от 17.02.1993 N 138 "Об учреждении Российского акционерного общества "Газпром" 24.09.1993 в составе Российского акционерного общества "Газпром" учреждено дочернее предприятие по транспортировке и поставкам газа "Волгоградтрансгаз".
В соответствии с пунктом 1.4. устава дочернее предприятие по транспортировке и поставкам газа "Волгоградтрансгаз" являлось правопреемником прав и обязанностей государственного предприятия по транспортировке и поставкам газа "Волгоградтрансгаз".
Согласно решению учредителя - открытого акционерного общества "Газпром" от 29.06.1999 N 1 дочернее предприятие по транспортировке и поставкам газа "Волгоградтрансгаз" преобразовано в общество с ограниченной ответственностью "Волгоградтрансгаз".
Согласно пункту 1.8. устава общество с ограниченной ответственностью "Волгоградтрансгаз" являлось правопреемником прав и обязанностей дочернего предприятия по транспортировке и поставкам газа "Волгоградтрансгаз".
Решением участника истца, открытого акционерного общества "Газпром", от 14.01.2008 N 16 фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью "Волгоградтрансгаз" изменено на общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград", о чем 28 января 2008 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц и выдано свидетельство серии 34 N 003053914.
Судом правомерно признано, что истец является универсальным правопреемником производственного объединения по транспортировке и поставке газа "Волгоградтрансгаз" Главного территориального управления по транспортировке и поставкам газа "Главюгтрансгаз".
В соответствии с приложением N 2 к акту приемки-передачи имущества от 29.06.1999 спорное имущество вошло в уставный капитал истца.
Имущество государственного газового концерна "Газпром" было приватизировано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.11.1992 N 1333 "О преобразовании государственного газового концерна "Газпром" в Российское акционерное общество "Газпром".
В силу пункта 3 названного Указа уставный капитал Российского акционерного общества "Газпром" формировался из 100 процентов капитала предприятий, состоящего из имущества единой системы газоснабжения, находящегося в федеральной собственности, в том числе и государственного предприятия по транспортировке и поставкам газа "Волгоградтрансгаз".
При подготовке предприятия к приватизации государственным предприятием по транспортировке и поставкам газа "Волгоградтрансгаз" проведена инвентаризация приватизируемых производственных и непроизводственных фондов и оформлены акты оценки, предусмотренные "Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации" (приложение N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 29.02.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий").
Спорное имущество было включено в акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.03.1993 (страница 16 позиция 554).
Одновременно государственным предприятием по транспортировке и поставкам газа "Волгоградтрансгаз" определено имущество, не подлежащее приватизации. Спорное имущество в перечне объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, остающиеся в государственной и муниципальной собственности по состоянию на 01.03.1993 не значится.
Распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее - Госкомимущество) от 15.02.1994 N 341-р утвержден сводный план приватизации предприятий единой системы газоснабжения и активов государственного газового концерна "Газпром", в который вошло все имущество, указанное в акте оценки стоимости зданий и сооружений государственного предприятия по транспортировке и поставкам газа "Волгоградтрансгаз" по состоянию на 01.03.1993, в том числе и спорное имущество.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 22.02.2002 N 482-р "О подтверждении права собственности открытого акционерного общества "Газпром" на недвижимое имущество", которым предписано создать комиссии с участием представителей открытого акционерного общества "Газпром" и его дочерних обществ, в срок до 01.05.2002 представить на утверждение согласованные с субъектами Российской Федерации акты оценки объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности открытого акционерного общества "Газпром" и его дочерних обществ, и учтенных при расчете уставного капитала Российского акционерного общества "Газпром".
В акте оценки стоимости зданий, учтенных при расчете уставного капитала Российского акционерного общества "Газпром" и расположенных на территории Волгоградской области спорное имущество не указано.
Согласно статье 213 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие организации, к которым относятся акционерные общества, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества.
Акционерное общество, созданное в процессе преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт (подпункт 5 пункта 11 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22).
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", подготовка предприятия к приватизации состоит в инвентаризации его приватизируемых производственных и непроизводственных фондов, а также в реорганизации предприятия.
В соответствии с приложением N 2 к акту приемки передачи имущества от 29 июня 1999 года дом обходчика, инв. N 911001, вошел в уставной капитал ООО "Газпром трансгаз Волгоград".
Дом обходчика, инв. N 911001, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Серафимович, ул. Донская, 205, в акт оценки стоимости зданий, учтенных при расчете уставного капитала Российского акционерного общества "Газпром" и расположенных на территории Волгоградской области, не вошел.
Согласно приложению N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.08.1992 N547 в приложениях к плану приватизации, являющихся его неотъемлемой частью, указывается перечень объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения, и иных объектов, не подлежащих приватизации либо для которых установлен иной режим приватизации, передаваемых акционерному обществу по договору.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 08 апреля 2004 года N 1448-р утвержден Перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся в пользовании открытого акционерного общества "Газпром" и его дочерних обществ, и внесены соответствующие изменения в Сводный план приватизации Единой системы газоснабжения и активов государственного газового концерна "Газпром", утвержденный распоряжением Госкомимущества России от 15 февраля 1994 года N341-р.
Спорное имущество не указано в названном перечне государственного имущества Государственного газового концерна "Газпром".
По делу не представлены доказательства того, что спорный объект недвижимости не подлежал приватизации и не был включен в уставной капитал. План приватизации, акт оценки общей стоимости основных средств не содержат данных об установлении в отношении него особого порядка приватизации.
Сторонами не представлены сведения о том, что спорный объект недвижимости значится в реестре федеральной или муниципальной собственности.
Согласно акту оценки стоимости имущества предприятия и его балансу по состоянию на 01.03.1993 усматривается, что стоимость зданий и сооружений (2 469 863 руб.) и стоимость машин, оборудования и других основных средств (18 492 505 руб.) в сумме составляют общую стоимость государственного предприятия "Волгоградтрансгаз" на 01.03.1993 (20 962 368 руб.).
По приказу от 29.07.1985 "О передаче домов обходчиков и операторов на баланс жилищно-коммунального хозяйства", извещению от 1986 о передаче Калининскому лечебно-профилактическому учреждению (ЛПУ) дома обходчика г. Серафимовича производилась передача объекта между структурными подразделениями производственного объединения по транспортировке и поставке газа "Волгоградтрансгаз".
Названные обстоятельства подтверждают, что спорное имущество значилось на балансе государственного предприятия "Волгоградтрансгаз" до приватизации государственного газового концерна "Газпром".
ООО "Газпром трансгаз Волгоград" использует спорное имущество как свое собственное, несет все затраты по его содержанию, уплачивает соответствующие налоги.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическому лицу - правопреемнику реорганизованного юридического лица.
Преобразование государственного предприятия в акционерное общество проводилось в составе единого хозяйственного комплекса, поэтому все имущество государственного предприятии по транспортировке и поставки газа "Волгоградтрансгаз" подлежало приватизации и вошло в уставный капитал вновь создаваемого акционерного общества.
Спорный объект имущества выбыл из федеральной собственности в результате приватизации государственного предприятия по транспортировке и поставкам газа "Волгоградтрансгаз", проведенной на основании Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" путем преобразования предприятия в акционерное общество.
С момента приватизации имущества государство лишилось на него права собственности и не осуществляло действий по фактическому владению.
В случае выбытия из владения государством спорного имущества, вопрос о признании права федеральной собственности на него подлежит разрешению по правилам виндикационного иска, к которому нормы об исковой давности применяются.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года. На момент обращения ТУ Росимущества в Волгоградской области в суд со встречным иском данный срок пропущен.
Пропуск срока исковой давности не лишает заинтересованное лицо права на обращение с иском (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако заявление о пропуске срока исковой давности, сделанное противоположной стороной в споре, служит основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
В пункте 26 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12, 15 ноября 2001 года N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона пропустила срок исковой давности, то при наличии соответствующего заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности, суд вправе отказать в удовлетворении требования только по данному основанию.
Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено ООО "Газпром трансгаз Волгоград" является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в иске, суд правомерно отказал в удовлетворении встречных исковых требований.
Выводы суда о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам.
Доводам заявителя кассационной жалобы судом дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.03.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 по делу N А12-3181/2010 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Спорный объект имущества выбыл из федеральной собственности в результате приватизации государственного предприятия по транспортировке и поставкам газа "Волгоградтрансгаз", проведенной на основании Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" путем преобразования предприятия в акционерное общество.
...
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года. На момент обращения ТУ Росимущества в Волгоградской области в суд со встречным иском данный срок пропущен.
Пропуск срока исковой давности не лишает заинтересованное лицо права на обращение с иском (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако заявление о пропуске срока исковой давности, сделанное противоположной стороной в споре, служит основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
В пункте 26 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12, 15 ноября 2001 года N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона пропустила срок исковой давности, то при наличии соответствующего заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности, суд вправе отказать в удовлетворении требования только по данному основанию."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 августа 2011 г. N Ф06-7170/11 по делу N А12-3181/2010