г. Казань
07 сентября 2011 г. |
Дело N А72-8575/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Меленьтевой Р.Р., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Ульяновской области, г. Ульяновск
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.02.2011 (судья Спирина Г.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2011 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Лукьянова Т.А., Терентьев Е.А.)
по делу N А72-8575/2010
по исковому заявлению заместителя прокурора Ульяновской области, г. Ульяновск, к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, г. Ульяновск (ИНН 7325067000, ОГРН 1077325000235), обществу с ограниченной ответственностью "ЛесПроект", г. Ульяновск (ИНН 7325083235, ОГРН 1087325007505), обществу с ограниченной ответственностью "Вояж", Ульяновская область, Кузоватовский район, ст. Налейка, (ИНН 7308005685, ОГРН 1077313000115), о признании сделки недействительной, с участием третьего лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск (ИНН 7325051089, ОГРН 1047301035528),
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Ульяновской области (прокурор, истец) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (далее - министерство), обществу с ограниченной ответственностью "ЛесПроект" (далее - ООО "ЛесПроект") о признании недействительным пункта 1 договора аренды лесного участка от 10.12.2008 N 178, заключенного между министерством и ООО "ЛесПроект" в части слов "с комплексным ведением лесного хозяйства", пункта 7 договора в части слов "и при изменении видов разрешенного использования лесов", признании недействительным дополнительного соглашения N 3 к договору аренды лесного участка от 10.12.2008 N 178 от 01.12.2009, заключенного между министерством и ООО "ЛесПроект", обязании ООО "ЛесПроект" передать министерству лесной участок общей площадью 49 484 га, расположенный: Ульяновская область, МО "Карсунский район", Карсунское лесничество, Вальдиватское участковое лесничество, кварталы 1-99, Карсунское участковое лесничество, кварталы 1-32, 35-41, 43-47, 50-53, 57-60, 63-67, 69-132, Суховское участковое лесничество, кварталы 1-111, Сосновское участковое лесничество, кварталы 11-126, Беловодское участковое лесничество, кварталы 1-85 (дело N А72- 8575/2010).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.01.2011 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.
В судебном заседании от 31.01.2011 прокурор в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил признать недействительным пункт 1 договора аренды лесного участка от 10.12.2008 N 178, заключенного между министерством и ООО "ЛесПроект" в части слов "с комплексным ведением лесного хозяйства", пункта 7 договора в части слов "и при изменении видов разрешенного использования лесов"; признать недействительным дополнительное соглашение N 3 к договору аренды лесного участка от 10.12.2008 N 178 от 01.12.2009, заключенное между министерством и ООО "ЛесПроект" в части пунктов 1, 2, 3 по установлению арендной платы за использование лесов для ведения охотничьего хозяйства, и приложения к нему: NN 1, 2 и 3 в части использования лесов и установления сроков внесения арендной платы для ведения охотничьего хозяйства, обязать ООО "ЛесПроект" передать министерству лесной участок общей площадью 49 484 га, расположенный: Ульяновская область, МО "Карсунский район", Карсунское лесничество, Вальдиватское участковое лесничество кварталы 1-99, Карсунское участковое лесничество кварталы 1-32, 35-41, 43-47, 50-53, 57-60, 63-67, 69-132, Суховское участковое лесничество кварталы 1-111, Сосновское участковое лесничество кварталы 11-126, Беловодское участковое лесничество кварталы 1-85.
Заместитель прокурора Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к министерству, обществу с ограниченной ответственностью "Вояж" (далее - ООО "Вояж") признании недействительным пункта 1 договора аренды лесного участка от 05.12.2008 N 173, заключенного между министерством и ООО "Вояж", в части слов "с комплексным ведением лесного хозяйства", пункта 7 договора в части слов "и при изменении видов разрешенного использования лесов"; признании недействительным дополнительного соглашения N 3 к договору аренды лесного участка от 05.12.2008 N 173 от 04.12.2009, заключенного между министерством и ООО "Вояж", обязании ООО "Вояж" передать министерству лесной участок общей площадью 12 305,7 га, расположенный: Ульяновская область, МО "Кузоватовский район", Кузоватовское лесничество, Матюнинское участковое лесничество, кварталы 1-115 (дело N А72-8576/2010).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 08.02.2011 удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований, согласно которым он просит: признать недействительным пункт 1 договора аренды лесного участка от 05.12.2008 N 173, заключенного между министерством и ООО "Вояж" в части слов "с комплексным ведением лесного хозяйства", пункт 7договора в части слов "и при изменении видов разрешенного использования лесов"; признать недействительным дополнительное соглашение N 3 к договору аренды лесного участка от 05.12.2008 N 173 от 04.12.2009, заключенное между министерством и ООО "Вояж" в части пунктов 1, 2 по установлению арендной платы за ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты на лесном участке и приложения к нему: 1, 2, 3 в части использования и установления сроков внесения арендной платы за ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты, обязать ООО "Вояж" передать министерству лесной участок общей площадью 12 305,7 га, расположенный: Ульяновская область, МО "Кузоватовский район", Кузоватовское лесничество, Матюнинское участковое лесничество, кварталы 1-115.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.02.2011 дело N А72-8576/2010 объединено с делом N А72-8575/2010, объединенному делу присвоен N А72-8575/2010.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.02.2011 признан недействительным пункт 7 договора аренды лесного участка N 173 от 05.12.2008, заключенного министерством и ООО "Вояж" в части слов: "и при изменении видов разрешенного использования лесов"; признано недействительным дополнительное соглашение N 3 к договору аренды лесного участка от 5.12.2008 N 173 от 04.12.2009, заключенное министерством и ООО "Вояж" в части пунктов 1, 2 по установлению арендной платы за ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты на лесном участке и приложения к нему: 1, 2, 3 в части использования и установления сроков внесения арендной платы за ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; признан недействительным пункт 7 договора аренды лесного участка от 10.12.2008 N 178, заключенного министерством и ООО "ЛесПроект" в части слов "и при изменении видов разрешенного использования лесов"; признано недействительным дополнительное соглашение N 3 к договору аренды лесного участка от 10.12.2008 N 178 от 01.12.2009, заключенное министерством и ООО "ЛесПроект" в части пунктов 1, 2, 3 по установлению арендной платы за использование лесов для ведения охотничьего хозяйства, и приложения к нему N 1,2,3 в части использования лесов и установления сроков внесения арендной платы для ведения охотничьего хозяйства; в остальной части иска отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2011 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.02.2011 оставлено без изменения.
Заместитель прокурора Ульяновской области, не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части отказа в удовлетворении исковых требований, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их в указанной части отменить, принять по делу в этой части новый судебный акт об удовлетворении требований, в остальной части судебные акты оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции не явились.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в обжалуемой части исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 10.12.2008 между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области (ныне Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области) (арендодателем) и ООО "ЛесПроект" (арендатором) был заключен договор аренды земельного участка N 178, согласно которому арендодатель на основании протокола заседания аукционной комиссии министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области по проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, обязался предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок площадью 51 761,6 га, зарегистрированный в государственном лесном реестре под номером 160-2008-09, расположенный: Ульяновская область, МО "Карсунский район", Карсунское лесничество, Карсунское участковое лесничество кварталы 1-132, Вальдиватское участковое лесничество кварталы 1-99, Суховское участковое лесничество кварталы 1-111, Беловодское участковое лесничество кварталы 1-85, Сосновское участковое лесничество кварталы 1-126. Использование лесов для заготовки древесины с комплексным ведением лесного хозяйства. Арендная плата по договору составила 17 800 000 рублей в год.
Срок действия договора установлен с 10.12.2008 по 10.12.2057.
15.01.2009 договор аренды зарегистрирован.
01.12.2009 стороны заключили дополнительное соглашение N 3 к договору аренды лесного участка N 178, в соответствии с которым арендодатель, действующий в соответствии со статьей 36 Лесного кодекса Российской Федерации, обязался предоставить, а арендатор - принять во временное пользование в целях использования лесов для ведения охотничьего хозяйства часть лесного участка общей площадью 49 484 га, расположенного: Ульяновская область, МО "Карсунский район", Карсунское лесничество, Вальдиватское участковое лесничество кварталы 1-99, Карсунское участковое лесничество кварталы 1-32, 35-41, 43-47, 50-53, 57-60, 63-67, 69-132, Суховское участковое лесничество кварталы 1-111, Сосновское участковое лесничество кварталы 11-126, Беловодское участковое лесничество кварталы 1-85. Арендная плата по договору составила 16 648 356 рублей в год, в том числе: арендная плата за использование лесов для заготовки древесины - 16 645 000 рублей; арендная плата за использование лесов для ведения охотничьего хозяйства - 3356 рублей.
Актом от 01.12.2009 (приложением N 1 к дополнительному соглашению) подтверждается факт приема-передачи лесного участка для ведения охотничьего хозяйства.
21.01.2010 была произведена государственная регистрация дополнительного соглашения к договору.
05.12.2008 между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области (ныне Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области) (арендодателем) и ООО "Вояж" (арендатором) был заключен договор аренды лесного участка N 173, согласно которому арендодатель на основании протокола N 4 заседания аукционной комиссии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области по проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, обязался предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок площадью 12 305,7 га, зарегистрированный в государственном лесном реестре под номером 170-2008-09, расположенный: Ульяновская область, МО "Кузоватовский район", Кузоватовское лесничество, Матюнинское участковое лесничество кварталы 1-115. Использование лесов для заготовки древесины с комплексным ведением лесного хозяйства. Арендная плата по договору составила 2 900 000 рублей в год.
Срок действия договора установлен с 05.12.2008 по 05.12.2057.
14.02.2009 была проведена государственная регистрация договора аренды.
04.12.2009 стороны заключили дополнительное соглашение N 3 к договору аренды лесного участка N 173, в соответствии с которым арендатор имеет право приступить к ведению охотничьего хозяйства и осуществления охоты на лесном участке после подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты. Арендная плата по договору составила 7 940 834 рублей в год, в том числе: арендная плата за использование лесов для заготовки древесины - 7 940 000 рублей; арендная плата за использование лесов для ведения охотничьего хозяйства - 834 рубля.
Актом от 04.12.2009 (приложением N 1 к дополнительному соглашению) подтверждается факт приема-передачи лесного участка для ведения охотничьего хозяйства.
21.12.2009 была произведена государственная регистрация дополнительного соглашения к договору.
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения прокурора в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражные суды в соответствии со статьями 12, 168, 447 Гражданского кодекса Российской Федерации исковые требования прокурора удовлетворили в части признания недействительным пункта 7 договоров аренды лесного участка от 05.12.2008 N 173 и от 10.12.2008 N 178, заключенных министерством с ООО "Вояж" и ООО "ЛесПроект", соответственно, в части слов: "и при изменении видов разрешенного использования лесов", а также: дополнительного соглашения N 3 к договору аренды лесного участка от 05.12.2008 N 173 от 04.12.2009, заключенного министерством и ООО "Вояж" в части пунктов 1, 2 по установлению арендной платы за ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты на лесном участке и приложения к нему: 1, 2, 3 в части использования и установления сроков внесения арендной платы за ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; дополнительного соглашения N 3 к договору аренды лесного участка от 10.12.2008 N 178 от 01.12.2009, заключенного министерством и ООО "Леспроект" в части пунктов 1, 2, 3 по установлению арендной платы за использование лесов для ведения охотничьего хозяйства, и приложения к нему N 1, 2, 3 в части использования лесов и установления сроков внесения арендной платы для ведения охотничьего хозяйства.
Отказывая в удовлетворении остальной части исковых требований, арбитражные суды правомерно исходили из следующего.
Частью 5 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В пункте 8 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, содержится условие включения в договор аренды лесного участка обязанности арендаторов по охране, защите и воспроизводству лесов, что как раз и является понятием "комплексное ведение лесного хозяйства".
Частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Таким образом, в силу приведенных норм использование лесного участка для заготовки древесины не возможно без комплексного ведения лесного хозяйства, а именно - без использования лесов, создания и эксплуатации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и проведения мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В этой связи условие "с комплексным ведением лесного хозяйства" не является видом использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
В статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации определен исчерпывающий перечень видов использования лесов и в этом перечне вид использования леса как "комплексное ведение лесного хозяйства" не значится.
В целях освоения лесов (статья 12 Лесного кодекса Российской Федерации) осуществляется комплексный подход по проведению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, и проведению мероприятий по охране, использованию животного мира, водных объектов. Указанные мероприятия согласно статье 19 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляются либо органами государственной власти, органами местного самоуправления, либо лицами, использующими леса в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Видом использования по спорным договорам аренды лесных участков является заготовка древесины.
При этом в приложении N 6 к договорам аренды указаны мероприятия, направленные на охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение на арендуемом лесном участке: обеспечение пожарной, санитарной безопасности в лесах, лесовосстановительные мероприятия, уход за лесами.
Спорные лесные участки переданы ООО "Вояж" и ООО "ЛесПроект" на основании договоров аренды по актам приема-передачи: по договору аренды лесного участка от 05.12.2008 N 173, по акту приема-передачи от 05.12.2008 и по договору от 10.12.2008 N 178, по акту приема-передачи от 10.12.2008, следовательно, находятся у арендаторов на законных основаниях и не могут быть возвращены министерству в связи с признанием недействительными дополнительных соглашений N 3 к договорам аренды лесных участков.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно не нашли оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части признания недействительным пункта 1 договоров аренды лесных участков в части слов "с комплексным ведением лесного хозяйства" и возврата (передачи) лесных участков, переданных для ведения охотничьего хозяйства.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе заместителя прокурора Ульяновской области, не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.02.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2011 по делу N А72-8575/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Р.Р. Меленьтева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Таким образом, в силу приведенных норм использование лесного участка для заготовки древесины не возможно без комплексного ведения лесного хозяйства, а именно - без использования лесов, создания и эксплуатации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и проведения мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В этой связи условие "с комплексным ведением лесного хозяйства" не является видом использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
В статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации определен исчерпывающий перечень видов использования лесов и в этом перечне вид использования леса как "комплексное ведение лесного хозяйства" не значится.
В целях освоения лесов (статья 12 Лесного кодекса Российской Федерации) осуществляется комплексный подход по проведению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, и проведению мероприятий по охране, использованию животного мира, водных объектов. Указанные мероприятия согласно статье 19 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляются либо органами государственной власти, органами местного самоуправления, либо лицами, использующими леса в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 сентября 2011 г. N Ф06-7299/11 по делу N А72-8575/2010