г. Казань
08 сентября 2011 г. |
Дело N А55-16268/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Герасимовой Е.П.,
судей Сафина Н.Н., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Чулковой А.А., доверенность от 05.04.2010 б/н,
ответчика - Министерства управления финансами Самарской области - Коневской А.Ю., доверенность от 16.12.2010 N МФ-13-07/2547,
в отсутствие:
ответчика - Министерства финансов Российской Федерации - извещено, не явилось,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления федерального казначейства по Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2011 (судья Носова Г.Г.) и постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011 (председательствующий судья Садило Г.М., судьи Липкинд Е.Я., Серова Е.А.)
по делу N А55-16268/2010
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авто-Фарт" (ИНН6323098266, ОГРН 1076320009446), г. Тольятти, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области г. Самара о взыскании 7 650 267 руб. 95 копеек, при участии третьих лиц: Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, г. Самара, мэрия городского округа Тольятти, г. Тольятти, федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" г. Тольятти,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Авто-Фарт", г. Тольятти (далее - ООО "Авто-Фарт", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к ответчикам: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, к Самарской области в лице управления финансами Самарской области; при участии третьих лиц: Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, мэрии городского округа Тольятти, федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", г. Тольятти, о взыскании, с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) 7 650 267 руб. 95 коп. в возмещение убытков, причиненных истцу в результате предоставления в период с 01.03.2008 по 31.12.2009 льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов (ЕСПБ), в том числе: 3 011 867 руб. 33 коп. - с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации; 4 638 400 руб. 62 коп. - с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет казны Самарской области, финансирование которых отнесено к полномочиям Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011 решение Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2011 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Управление Федерального казначейства по Самарской области и Министерство управления финансами Самарской области обратились с кассационными жалобами, в которых просят отменить судебные акты и отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, отзыв на них, заслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ООО "Авто-Фарт", как транспортная организация, осуществляет перевозку пассажиров города Тольятти транспортом общего пользования по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для муниципальных транспортных предприятий города Тольятти.
Предметом спора по настоящему делу является взыскание убытков за счет средств бюджета Самарской области и федерального бюджета, причиненных бездействием органов исполнительной власти, выразившихся в неисполнении обязанности по компенсации выпадающих доходов Общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по социальным проездным билетам, в размере 7 650 267 руб. 95 коп. за период с 01.03.2008 по 31.12.2009.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями.
Согласно статьям 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" (в ред. постановления Правительства Самарской области от 18.05.2005 N 55) для 12 категорий граждан с 01.02.2008 стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 250 руб. (с 01.08.2008 - 270 руб. по 31.12.2009):
- лиц, указанных в пункте 3 статьи 14, в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящего постановления;
- лиц, указанных в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- лиц, указанных в части 2 статьи 16, в части 2 статьи 25, в подпунктах 1 - 10 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
- лиц, указанных в статьях 2-7, 12 Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
- лиц, указанных в абзацах 1-3 пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на граждан из подразделений особого риска";
- лиц, указанных в пунктах 1-2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
- лиц, указанных в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- лиц, указанных в статье 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий";
- лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР" в соответствии с Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов";
- лиц, получающих пенсию и не отнесенных к вышеперечисленным категориям лиц;
- родителей, опекунов, попечителей детей-инвалидов;
- лиц, сопровождающих инвалидов I группы. Для лиц, сопровождающих инвалида I группы, единый социальный проездной билет приобретается данным инвалидом.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" (в ред. постановления Правительства Самарской области от 18.05.2005 N 55), согласно которому с 01.03.2008 стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена для 3-х категорий граждан в размере, не превышающем 228 руб. 81 коп. с 01.07.2008 по 31.12.2008 - 248 руб. 00 коп.:
военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев;
- военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на при фронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
Реализация ЕСПБ для всех 15 категорий граждан, указанных в постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" проводилась в спорный период Тольяттинским филиалом ФГУП "Почта России" в соответствии с договорами от 13.02.2008, от N 96-4.1/д и от 20.03.2009 N 362-дг.
В соответствии с постановлением мэрии городского округа Тольятти от 05.02.2008 N 354-1/п стоимость обычного (не льготного) проездного месячного билета на два вида транспорта с 01.03.2008 по 01.06.2008 для граждан установлена в размере 680 руб., а с 01.06.2008 по 31.12.2008 - 600 руб.
В соответствии с постановлением мэрии городского округа Тольятти от 26.12.2008 N 3241-п/1 стоимость обычного (не льготного) проездного месячного билета на два вида транспорта с 01.01.2009 по 31.12.2009 для граждан установлена в размере 720 руб. 00 коп.
Разница между стоимостью ежемесячного проездного билета и единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) истцу возмещалась лишь частично (с учетом сумм полученных от органов ФГУП "Почта России" - в результате перечисления выручки от реализации ЕСПБ, а также из федерального и регионального бюджетов - в результате перечисления субсидий из областного и федерального бюджетов).
В связи с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд и просил взыскать убытки, причиненные в результате неисполнения обязанности по возмещению выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по единым социальным проездным билетам с казны публично-правовых образований (Российской Федерации и Самарской области).
Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 10 соответствующего бюджета.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в действующей после 01.01.2005 редакции), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие расходные обязательства субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат: гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, взамен бесплатного проезда; транспортным организациям за предоставление социальных проездных билетов указанной категории граждан; транспортным организациям на возмещение убытков при предоставлении льготного проезда и погашение задолженности за предоставленные льготы по проезду указанной категории граждан.
До принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" бесплатный проезд определенным категориям граждан был предусмотрен рядом федеральных законов, указанных в постановлении правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан".
Указанные меры социальной поддержки относятся к ведению Российской Федерации.
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 126 ГК РФ субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга.
В постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" определен порядок предоставления льгот как гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов, так и гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области.
Пунктом 1 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ, вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещение.
Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 ГК РФ, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
В силу статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготу или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В материалы дела представлен расчет размера убытков, исходя из количества проданных ЕСПБ, полученных от реализации ЕСПБ средств, поступивших дотаций и стоимости не льготного проездного билета (не включая сумму вознаграждения Почтамту Российской Федерации в размере 3%).
Доказательства необоснованности либо завышения сумм в расчете истца ответчиками не представлены При указанных обстоятельствах суды правильно установили, что взысканию подлежит сумма в размере 7 650 267 руб. 95 коп., исходя из расчета разницы между стоимостью проездного месячного билета для граждан и стоимостью ЕСПБ (и стоимости установленной Мэрии Тольятти для не льготного проездного билета).
Учитывая, что убытки истца возникли как в связи с предоставлением льгот гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области, так и в связи с предоставлением льгот гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов.
Согласно положениям Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", оказание мер социальной поддержки производится как за счет средств субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации.
Факт наличия у истца неполученной от потребителей платы свидетельствует о том, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации, приняв на себя обязательства по финансированию равной доступности услуг общественного транспорта на территории Самарской области, не обеспечила истцу не полученной от потребителей платы на предоставление льгот в полном объеме.
Таким образом, суды обоснованно удовлетворили требования истца о взыскании убытков, возникших в результате перевозки граждан-льготников за период с 01.03.2008 по 31.12.2009 по единому социальному проездному билету за счет казны Российской Федерации и казны субъекта Российской Федерации (Самарской области).
Нормативными актами возмещение данных убытков отнесено к расходным обязательствам соответствующих бюджетов, в зависимости от того, нормативными актами какого уровня установлены соответствующие льготы. При этом законодательство не предусматривает возмещение убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан на основании единого проездного билета, за счет доходов транспортной организации, полученных по договорам перевозок от своих контрагентов.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан.
Учитывая изложенное, судебные инстанции правомерно установили, что убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации (в размере убытков от предоставления льгот региональным льготникам - гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области), и за счет казны Российской Федерации (убытки, возникшие в результате предоставления льгот гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов).
Судебная коллегия выводы судебных инстанций об удовлетворении заявленных исковых требований находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах и озвученные в судебном заседании, изучены и проверены судебной коллегией, однако они не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Доводов, опровергающих установленные по делу обстоятельства, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2011 и постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011 по делу N А55-16268/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.П. Герасимова |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 1071 ГК РФ, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
В силу статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготу или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
...
Согласно положениям Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", оказание мер социальной поддержки производится как за счет средств субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 сентября 2011 г. N Ф06-7210/11 по делу N А55-16268/2010