Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 сентября 2011 г. N Ф06-7451/11 по делу N А55-27723/2010
г. Казань
22 сентября 2011 г.
Дело N А55-27723/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Герасимовой Е.П., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Нафикова И.И., доверенность от 01.09.2011 N 38-04-2011,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.03.2011 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Захарова Е.И., Попова Е.Г.)
по делу N А55-27723/2010
по заявлению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в лице Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, г. Самара, к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, о признании недействительным пунктов 1 и 2 предписания от 07.10.2010 N 68/125-ГЭК, при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "База отдыха "Ладья", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура (далее - Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений требований, принятых судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными пунктов 1 и 2 предписания Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) от 07.10.2010 N 68/125-ГЭК, в соответствии с которым общество с ограниченной ответственностью "База отдыха "Ладья" (далее - ООО "База отдыха "Ладья", Общество) обязано разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в срок до 07.04.2011.
Заявление мотивировано отсутствием у Общества обязанности разработки и получения лимитов на размещение отходов, поскольку Общество является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.03.2011 заявление Прокуратуры удовлетворено, предписание Министерства от 07.10.2010 N 68/125-ГЭК в части обязания ООО "База отдыха "Ладья" разработать и согласовать в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 1) и получить в установленном порядке лимиты на размещение отходов (пункт 2) в срок до 07.04.2011 признано недействительным. На Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "База отдыха "Ладья" в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 решение Арбитражного суда Самарской области от 05.03.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права (неправильное истолкование закона).
В отзыве на кассационную жалобу Прокуратура просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Прокуратуры поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании распоряжения от 24.09.2010 N 164-р-ГЭК должностными лицами Министерства была проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "База отдыха "Ладья" требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, по результатам которой составлен акт N 125-ГЭК.
Из акта проверки следует, что проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО "База отдыха "Ладья" не разработан, не установлены лимиты на размещение отходов (1-4 класса опасности - бытовые отходы), образующихся в результате деятельности ООО "База отдыха "Ладья", что является нарушением статей 11 и 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
На основании материалов проверки Министерство выдало Обществу предписание от 07.10.2010 N 68/125-ГЭК об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В пункте 1 предписания Обществу указано на необходимость в срок до 07.04.2011 разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Прокуратуры в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления (далее - отходы) признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Накопление отходов - это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ определено, что лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно пункту 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ, вступившей в силу с 01.07.2009), регулирующей вопросы нормирования в области обращения с отходами, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" определяет критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Судами было установлено, что одним из видов деятельности ООО "База отдыха "Ладья" является сдача внаем собственного недвижимого имущества, прочая деятельность по организации отдыха, физкультурно-оздоровительная, в результате чего образуются отходы 1-1V класса опасности (бытовые отходы), которые непродолжительное время находятся на территории Общества, упаковываются в мешки и через реку переправляются для передачи перевозчику, и по мере накопления передаются специализированной организации, осуществляющей деятельность по обращению с опасными отходами - ЗАО "ЭкоВоз". ООО "База отдыха "Ладья" является субъектом малого предпринимательства, поскольку численность его работников составляла 10 человек. Из представленной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с упрощенной системой налогообложения (код строки 240), налоговая база для исчисления налога за налоговый период составила 241 528 руб.
Таким образом, суды пришли к выводу, что применительно к пункту 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ (в указанной редакции) суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у субъектов малого и среднего предпринимательства, каковым и является ООО "База отдыха "Ладья" отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные органы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Таким образом, у Общества, как у субъекта малого предпринимательства, отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленная пунктом 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ и оснований для вынесения предписания в оспариваемой части у Министерства не было.
В статье 1 Закона N 89-ФЗ в редакции федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08.
Судами было установлено, что бытовые отходы в результате деятельности ООО "База отдыха "Ладья" на территории Общества находятся непродолжительное время и по мере накопления передаются специализированной организации, осуществляющей деятельность по обращению с опасными отходами - ЗАО "ЭкоВоз".
Судебная коллегия соглашается с выводами судебных инстанций об отсутствии доказательств осуществления ООО "База отдыха "Ладья" вида деятельности - как обращение с отходами, в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, в связи с чем, ссылка на статью 11 Закона N 89-ФЗ в данном конкретном случае необоснованна.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судебных инстанций, что предписание в оспариваемой части не соответствует требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и не подлежит исполнению в этой части. Предписание в оспариваемой части нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагает на него не установленные законодательством обязанности.
Судебная коллегия выводы судебных инстанций находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучены судебной коллегией, подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Доводов, опровергающих выводы судебных инстанций, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 по делу N А55-27723/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г. Баширов
Судьи
Е.П. Герасимова
С.В. Мосунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 1 Закона N 89-ФЗ в редакции федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08.
...
Судебная коллегия соглашается с выводами судебных инстанций об отсутствии доказательств осуществления ООО "База отдыха "Ладья" вида деятельности - как обращение с отходами, в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, в связи с чем, ссылка на статью 11 Закона N 89-ФЗ в данном конкретном случае необоснованна."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 сентября 2011 г. N Ф06-7451/11 по делу N А55-27723/2010