Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 сентября 2011 г. N Ф06-8153/11 по делу N А72-2755/2010
г. Казань
22 сентября 2011 г.
Дело N А72-2755/2010
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Герасимовой Е.П.,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления Федерального казначейства по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011
по делу N А72-2755/2010
по исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Ремонтно-строительное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, субъекту Российской Федерации - Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области о взыскании 180 410 рублей 95 копеек, при участии третьих лиц: управления Министерства труда и социального развития, Министерства труда и социального развития по Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Ремонтно-строительное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ФГУП "РСУ МВД РФ", истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ответчик) о взыскании 158 209 рублей 98 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением в 2007-2008 годах льгот по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги лицам, проживающим в доме N 2 по ул. Варейкиса г. Ульяновска, согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах"; к Министерству финансов Ульяновской области о взыскании 22 200 рублей 97 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением в 2007-2008 годах льгот по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, лицам, проживающим в доме N 2 по ул. Варейкиса г. Ульяновска, согласно Закону Ульяновской области от 30.11.2004 N 086-ЗО "О мерах государственной и социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" (далее - Закон Ульяновской области от 30.11.2004 N 086-ЗО).
Определением от 19.05.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент социальной защиты населения Ульяновской области по городу Ульяновску.
Определением от 10.08.2010 суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении наименования ответчиков по делу, ответчиками по делу считать Российскую Федерацию в лице Минфина РФ, субъект Российской Федерации - Ульяновскую область в лице Министерства финансов Ульяновской области.
Протокольным определением от 31.08.2010 суд удовлетворил ходатайство третьего лица об уточнении наименования - Управление Министерства труда и социального развития.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03.03.2011, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011, исковые требования удовлетворены частично. Взысканы с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ФГУП "РСУ МВД РФ" убытки в размере 132 733 (сто тридцать две тысячи семьсот тридцать три) рубля 46 копеек, 4821 (четыре тысячи восемьсот двадцать один) рубль 15 копеек - в возмещение расходов по государственной пошлине, 36 788 (тридцать шесть тысяч семьсот восемьдесят восемь) рублей 90 копеек - в возмещение расходов по оплате судебной экспертизы. Взысканы с субъекта Российской Федерации - Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет казны Ульяновской области в пользу ФГУП "РСУ МВД РФ" убытки в размере 16 944 (шестнадцать тысяч девятьсот сорок четыре) рубля 84 копейки, 192 (сто девяносто два) рубля 40 копеек - в возмещение расходов по государственной пошлине, 4696 (четыре тысячи шестьсот девяносто шесть) рублей 10 копеек - в возмещение расходов по оплате судебной экспертизы. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Управление Федерального Казначейства по Ульяновской области (далее - УФК по Ульяновской области), представляющее по доверенности Минфин РФ, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 03.03.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 06.06.2011 в части взыскания с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации убытков в пользу ФГУП "РСУ МВД России", принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзывы в суд кассационной инстанции не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, находит основания для их отмены.
Как следует из материалов дела, 20.11.2009 выдано свидетельство серии 73-АТ N 987417 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на общежитие, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Варейкиса, N 2 (т.2 л.д.4).
Право хозяйственного ведения ФГУП "РСУ МВД РФ" на вышеуказанное общежитие, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Варейкиса, N 2, зарегистрировано 11.03.2009, о чем выдано свидетельство серии 73-АТ N 842300 (т.2 л.д.3).
Согласно выпискам из реестра федерального имущества от 09.08.2007 N 3562, от 29.01.2008 N 304, ранее здание общежития по ул. Варейкиса, N 2 в г. Ульяновске находилось на праве хозяйственного ведения у Государственного предприятия строительно-монтажное управление Отдела капитального строительства Управления внутренних дел по Ульяновской области (правопредшественника истца).
В период с 01.01.2007 по 31.12.2008 истцом предоставлены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон "О социальной защите инвалидов в РФ"), Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон "О ветеранах") и Законом Ульяновской области от 30.11.04 N 086-ЗО гражданам, проживающим в доме N 2 по ул. Варейкиса в г. Ульяновске.
Факт оказания коммунальных услуг льготным категориям граждан подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами по делу.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что, предоставив льготы по оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам, ветеранам, отдельным категориям граждан Ульяновской области, истец понёс расходы. В этой части материальные потери являются для ФГУП "РСУ МВД РФ" убытками.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 ГК РФ от имени соответствующей казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган или юридическое лицо.
В процессе рассмотрения спора по ходатайству истца судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено обществу с ограниченной ответственностью "Экспертная специализированная организация "Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу", эксперту Старостиной (Заболотной) Татьяне Сергеевне.
Из заключения экспертизы N 010/050-2010 следует, что общий размер полученных льгот (скидок в оплате, установленных федеральным законодательством) по жилищно-коммунальным услугам гражданами (ветеранам труда, ветеранам боевых действий, инвалидам), определенный экспертом в соответствии с представленными первичными документами, подтверждающими право данных граждан на льготы, по дому N 2 по ул. Варейкиса в г. Ульяновске в период с января 2007 года по декабрь 2008 года составляет 149 678,30 руб., в том числе льготы по категории граждан "Инвалиды" - 109 755,90 руб., "Ветераны боевых действий" - 22 977,56 руб., "Ветераны труда" - 16 944,84 руб.
Заключение эксперта, в том числе в части общего размера предоставленных истцом льгот, сторонами не оспаривается.
Требования истца о взыскании убытков удовлетворены судом первой инстанции в сумме 132 733 руб. 46 коп. путем взыскания с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в соответствии Законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом "О ветеранах"; в сумме 16 944 руб. 84 коп. - с субъекта Российской Федерации - Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет казны Ульяновской области в соответствии с Законом Ульяновской области от 30.11.2004 N 086-ЗО.
В остальной части исковые требования правомерно оставлены без удовлетворения.
В качестве доказательств перечисления субвенций из федерального бюджета УФК по Ульяновской области сослалось на Закон Ульяновской области от 03.06.2008 N 91-30 "Об исполнении областного бюджета Ульяновской области за 2007 год" и Закон Ульяновской области от 01.06.2009 N 64-30 "Об исполнении областного бюджета Ульяновской области за 2008 год".
Наличие остатка неиспользованных субвенций по состоянию на 01.01.2008 и на 01.01.2009, по мнению УФК по Ульяновской области, является доказательством выделения из федерального бюджета достаточных средств на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Возмещение расходов, установленных федеральными законами, осуществляется из федерального бюджета и может быть произведено в течение всего периода, на который принят бюджет. В соответствии со статьёй 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Федеральными законами от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" и от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год", пунктами 1, 2, 5, 9 постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652 определялся порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, следующим образом: финансирование расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета; субвенции перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации; учет операций по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется на лицевом счете получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации, открытом в органе Федерального казначейства; форма предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, министерство финансов Российской Федерации осуществляет перечисление субвенций, в том числе их перераспределение между субъектами Российской Федерации, на основании сведений и отчетов, представленных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, в том числе их остатки, не использованные на начало текущего финансового года, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов бюджета соответственно целям предоставления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).
Абзацем 2 пункта 1 статьи 401 ГК РФ установлено, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Из кассационной жалобы следует, что Минфин России принял меры для надлежащего исполнения обязательства. Сам по себе факт не перечисления средств истцу бюджетом Ульяновской области не может свидетельствовать о наличии вины Минфина России в несвоевременном исполнении (неисполнении) обязательства, если последний своевременно перечислил в достаточном объеме субвенции бюджету Ульяновской области, поскольку именно такой порядок исполнения обязательств Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным льготным категориям граждан предусмотрен Федеральными законами от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" и от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год", постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652.
Суды первой и апелляционной инстанций не проверили обстоятельства, связанные с наличием (отсутствием) вины Минфина России в нарушении обязательств по финансированию в форме субвенций, выделяемых бюджету субъекта Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и не установили, имел ли субъект Российской Федерации (Ульяновская область) в период 2007-2008 годов своевременное бюджетное финансирование из федерального бюджета в полном объеме для оплаты жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан-льготников и, как следствие, возможность надлежаще исполнить денежное обязательство.
Эти доводы, как следует из материалов дела, были заявлены УФК по Ульяновской области как в суде первой инстанции (отзыв от 03.06.2010- т. 1 л.д.135-136, протокол судебного заседания Арбитражного суда Ульяновской области от 03.08.2010 - т. 2 л.д.72, дополнения к отзыву от 24.02.2011 - т. 7 л.д.95-96,), так и в апелляционной жалобе (т.7 л.д.128-131).
Однако оценка доводов УФК по Ульяновской области о своевременном избыточном финансировании бюджета Ульяновской области в период 2007-2008 годов в виде субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным льготным категориям граждан в обжалуемых судебных актах отсутствует. Между тем это имеет существенное значение для дела, поскольку, согласно части 1 статьи 408 ГК РФ, надлежащее исполнение прекращает обязательство.
При таких обстоятельствах выводы судов являются преждевременными и вынесенными по неполно исследованным обстоятельствам дела.
Поскольку полномочия суда кассационной инстанции по установлению новых обстоятельств ограничены статьей 286 АПК РФ, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить доводы УФК по Ульяновской области, изложенные в отзыве от 03.06.2010, дополнениях к отзыву от 24.02.2011, апелляционной и кассационной жалобах, дать им оценку с учетом всей совокупности представленных по делу доказательств, и с учетом установленного разрешить спор в соответствии с требованиями закона, регулирующего спорные правоотношения, а также в соответствии с частью 3 статьи 289 АПК РФ решить вопрос о распределении между лицами, участвующими в деле, расходов по кассационной жалобе на основании статьи 110 АПК РФ.
Арбитражному суду необходимо воспользоваться правом, предусмотренным частью 2 статьи 66 АПК РФ, предложить сторонам представить дополнительные доказательства и, не ограничившись формальным рассмотрением дела, разрешить спор по существу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по делу N А72-2755/2010 в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Ремонтно-строительное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации" убытков в размере 132 733 (сто тридцать две тысячи семьсот тридцать три) рубля 46 копеек, 4 821 (четыре тысячи восемьсот двадцать один) рубль 15 копеек - в возмещение расходов по государственной пошлине, 36 788 (тридцать шесть тысяч семьсот восемьдесят восемь) рублей 90 копеек - в возмещение расходов по оплате судебной экспертизы отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по делу N А72-2755/2010 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г. Баширов
Судьи
С.В. Мосунов
Е.П. Герасимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций не проверили обстоятельства, связанные с наличием (отсутствием) вины Минфина России в нарушении обязательств по финансированию в форме субвенций, выделяемых бюджету субъекта Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и не установили, имел ли субъект Российской Федерации (Ульяновская область) в период 2007-2008 годов своевременное бюджетное финансирование из федерального бюджета в полном объеме для оплаты жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан-льготников и, как следствие, возможность надлежаще исполнить денежное обязательство.
Эти доводы, как следует из материалов дела, были заявлены УФК по Ульяновской области как в суде первой инстанции (отзыв от 03.06.2010- т. 1 л.д.135-136, протокол судебного заседания Арбитражного суда Ульяновской области от 03.08.2010 - т. 2 л.д.72, дополнения к отзыву от 24.02.2011 - т. 7 л.д.95-96,), так и в апелляционной жалобе ... .
Однако оценка доводов УФК по Ульяновской области о своевременном избыточном финансировании бюджета Ульяновской области в период 2007-2008 годов в виде субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным льготным категориям граждан в обжалуемых судебных актах отсутствует. Между тем это имеет существенное значение для дела, поскольку, согласно части 1 статьи 408 ГК РФ, надлежащее исполнение прекращает обязательство.
...
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить доводы УФК по Ульяновской области, изложенные в отзыве от 03.06.2010, дополнениях к отзыву от 24.02.2011, апелляционной и кассационной жалобах, дать им оценку с учетом всей совокупности представленных по делу доказательств, и с учетом установленного разрешить спор в соответствии с требованиями закона, регулирующего спорные правоотношения, а также в соответствии с частью 3 статьи 289 АПК РФ решить вопрос о распределении между лицами, участвующими в деле, расходов по кассационной жалобе на основании статьи 110 АПК РФ.
Арбитражному суду необходимо воспользоваться правом, предусмотренным частью 2 статьи 66 АПК РФ, предложить сторонам представить дополнительные доказательства и, не ограничившись формальным рассмотрением дела, разрешить спор по существу.
...
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по делу N А72-2755/2010 оставить без изменения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 сентября 2011 г. N Ф06-8153/11 по делу N А72-2755/2010
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15380/12
03.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15380/12
06.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15380/12
19.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5134/12
16.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1779/12
22.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8153/11
06.06.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4848/11
05.04.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4029/11