г. Казань |
|
19 июля 2012 г. |
Дело N А72-2755/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
истца - Матвеева В.М. (доверенность от 14.06.2012 N 21),
в отсутствие:
ответчиков - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.12.2011 (судья Крамаренко Т.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2012 (председательствующий судья Садило Г.М., судьи Радушева О.Н., Серова Е.А.)
по делу N А72-2755/2010
по исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Ремонтно-строительное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ОГРН 1067746691275) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636), к субъекту Российской Федерации - Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области (ИНН 7325001151, ОГРН 1027301178860), к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску (ИНН 7325085923, ОГРН 1087325010013) к Министерству труда и социального развития по Ульяновской области (ИНН 7325053512, ОГРН 1057325033040) о взыскании 180 410 руб. 95 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Ремонтно-строительное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ФГУП "РСУ МВД РФ", истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 158 209 руб. 98 коп. - убытки, возникшие в связи с предоставлением в 2007 году и 2008 году льгот по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, лицам, проживающим в доме N 2 по ул. Варейкиса г. Ульяновска, согласно Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) и Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ); к Министерству финансов Ульяновской области о взыскании 22 200 руб. 97 коп. - убытки, возникшие в связи с предоставлением в 2007 году и 2008 году льгот по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, лицам, проживающим в доме N 2 по ул. Варейкиса г. Ульяновска, согласно Закону Ульяновской области от 30.11.2004 N 086-ЗО "О мерах государственной и социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03.03.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011, исковые требования удовлетворены частично. Взысканы с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФГУП "РСУ МВД РФ" убытки в размере 132 руб. 46 коп., 4821 руб. 15 коп. - в возмещение расходов по государственной пошлине, 36 788 руб. 90 коп. - в возмещение расходов по оплате судебной экспертизы. Взысканы с субъекта Российской Федерации - Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет казны Ульяновской области в пользу ФГУП "РСУ МВД РФ" убытки в размере 16 944 руб. 84 коп., 192 руб. 40 коп. - в возмещение расходов по государственной пошлине, 4696 руб. 10 коп. - в возмещение расходов по оплате судебной экспертизы. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.09.2011, принятым по кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
При новом рассмотрении дела определением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.11.2011 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску и Министерство труда и социального развития по Ульяновской области.
Протокольным определением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.12.2011 судом принято к производству ходатайство истца о замене ненадлежащих ответчиков - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области надлежащими - Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску и Министерство труда и социального развития по Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.12.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2012, исковые требования удовлетворены частично. Взысканы с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФГУП "РСУ МВД РФ" убытки в размере 132 733 руб. 46 коп., 4821 руб. 15 коп. - в возмещение расходов по государственной пошлине, 36 788 руб. 90 коп. - в возмещение расходов по оплате судебной экспертизы. Взысканы с субъекта Российской Федерации - Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет казны Ульяновской области в пользу ФГУП "РСУ МВД РФ" убытки в размере 16 944 руб. 84 коп., 192 руб. 40 коп. - в возмещение расходов по государственной пошлине, 4696 руб. 10 коп. - в возмещение расходов по оплате судебной экспертизы. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как установлено судом, 20.11.2009 выдано свидетельство серии 73-АТ N 987417 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на общежитие, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Варейкиса, дом N 2.
11 марта 2009 года зарегистрировано право хозяйственного ведения ФГУП "РСУ МВД РФ" на вышеуказанное общежитие, о чем выдано свидетельство серии 73-АТ N 842300.
Согласно выпискам из реестра федерального имущества от 09.08.2007 N 3562, от 29.01.2008 N 304, ранее здание общежития по ул. Варейкиса, дом N 2 в г. Ульяновске находилось на праве хозяйственного ведения у государственного предприятия "Строительно-монтажное управление Отдела капитального строительства Управления внутренних дел по Ульяновской области" (правопредшественника истца).
В период с 01.01.2007 по 31.12.2008 истцом предоставлены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом N 181-ФЗ, Законом N 5-ФЗ и по Закону Ульяновской области от 30.11.2004 N 086-ЗО "О мерах государственной и социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" гражданам, проживающим в доме N 2 по ул. Варейкиса в г. Ульяновске.
В обоснование заявленных требований о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков в размере 158 209 руб. 98 коп., возникших в связи с предоставлением в 2007 году и 2008 году льгот по оплате жилья и коммунальных услуг лицам, проживающим в доме N 2 по ул. Варейкиса г. Ульяновска; о взыскании с субъекта Российской Федерации - Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области убытков в размере 22 200 руб. 97 коп., возникших в связи с предоставлением в 2007 году и 2008 году льгот по оплате за жилье и коммунальные услуги, лицам, проживающим в доме N 2 по ул. Варейкиса г. Ульяновска, согласно Закону Ульяновской области от 30.11.2004 N 086-ЗО "О мерах государственной и социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области", истец ссылается на Закон N 181-ФЗ и Закон N 5-ФЗ.
Принимая решение о частичном удовлетворении иска, арбитражный суд первой инстанции и арбитражный апелляционный суд, пришли к выводу о том, что возмещение расходов истца по предоставлению льгот должно производиться за счет казны Российской Федерации, а сумма подлежащих возмещению расходов составляет 149 678 руб.30 коп.
Арбитражный суд кассационной инстанции находит данный вывод судов соответствующим фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и требованиям закона.
В соответствии с Законом N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилого фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Законом N 5-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрена льгота ветеранам в виде оплаты в размере 50 % коммунальных услуг.
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статьи 133 и статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Затраты на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренным Законами N 181-ФЗ и N 5-ФЗ должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 7 Закона Ульяновской области от 30.11.2004 N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" финансирование мер государственной социальной поддержки, установленных данным Законом, производится за счет средств областного бюджета Ульяновской области, то есть является расходным обязательством субъекта Российской Федерации - Ульяновской области.
Как установлено судами обеих инстанций, факт оказания коммунальных услуг льготным категориям граждан подтвержден материалами дела.
В период с 01.01.2007 по 31.12.2008 истцом предоставлены льготы гражданам, проживающим по ул. Варейкиса, дом N 2 в г. Ульяновске льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, наличие у данных граждан законных оснований на получение льгот.
В материалы дела представлен расчет истца, согласно которому, сумма убытков за 2007 - 2008 годы по Закону N 181-ФЗ составляет 132 088 руб. 95 коп., по Закону N 5-ФЗ - 26 121 руб. 03 коп., итого - 158 209 руб. 98 коп.; сумма льгот, предоставленных гражданам в соответствии с Законом Ульяновской области от 30.11.2004 N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" составляет 22 200 руб. 97 коп., всего - 180 410 руб. 33 коп.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что предъявленная истцом к взысканию сумма 180 410 руб. 95 коп. льгот больше фактического размера полученных льгот (скидок в оплате) гражданами, определенного экспертом в соответствии с представленными - первичными документами, подтверждающими право данных граждан на льготы.
Учитывая вышеизложенное требования истца о взыскании убытков обоснованно удовлетворены судами обеих инстанций в сумме 132 733 руб. 46 коп. путем взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в соответствии с Законом N 181-ФЗ и Законом N 5-ФЗ; в сумме 16 944 руб. 84 коп. - с субъекта Российской Федерации - Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет казны Ульяновской области в соответствии с Законом Ульяновской области от 30.11.2004 N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области".
В остальной части исковые требования правомерно оставлены без удовлетворения.
Иной расчет размера убытков ответчиками не представлен; доказательств, свидетельствующих о том, что истец понес убытки в меньшем объеме, чем указано в расчете истца, ответчиками также не представлено.
Кроме того, правильность расчета истцом размера выпадающих доходов за спорный период подтверждается экспертным заключением.
Доводы кассационной жалобы, повторяют аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального и процессуального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными и не подлежат отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.12.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2012 по делу N А72-2755/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В материалы дела представлен расчет истца, согласно которому, сумма убытков за 2007 - 2008 годы по Закону N 181-ФЗ составляет 132 088 руб. 95 коп., по Закону N 5-ФЗ - 26 121 руб. 03 коп., итого - 158 209 руб. 98 коп.; сумма льгот, предоставленных гражданам в соответствии с Законом Ульяновской области от 30.11.2004 N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" составляет 22 200 руб. 97 коп., всего - 180 410 руб. 33 коп.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что предъявленная истцом к взысканию сумма 180 410 руб. 95 коп. льгот больше фактического размера полученных льгот (скидок в оплате) гражданами, определенного экспертом в соответствии с представленными - первичными документами, подтверждающими право данных граждан на льготы.
Учитывая вышеизложенное требования истца о взыскании убытков обоснованно удовлетворены судами обеих инстанций в сумме 132 733 руб. 46 коп. путем взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в соответствии с Законом N 181-ФЗ и Законом N 5-ФЗ; в сумме 16 944 руб. 84 коп. - с субъекта Российской Федерации - Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет казны Ульяновской области в соответствии с Законом Ульяновской области от 30.11.2004 N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июля 2012 г. N Ф06-5134/12 по делу N А72-2755/2010
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15380/12
03.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15380/12
06.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15380/12
19.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5134/12
16.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1779/12
22.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8153/11
06.06.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4848/11
05.04.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4029/11