г. Казань
27 сентября 2011 г. |
Дело N А55-20963/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Герасимовой Е.П., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
истца - конкурсного управляющего Белякова Д.Е., паспорт,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента транспорта администрации городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.03.2011 (судья Гольдштейн Д.К.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 (председательствующий судья Серова Е.А., судьи Липкинд Е.Я., Радушева О.Н.)
по делу N А55-20963/2010
по иску общества с ограниченной ответственностью "Транс-Лайн" (ИНН 6312053680, ОГРН 1036300129667), г. Самара, Самарской области, к администрации городского округа Самара, г. Самара, о взыскании убытков, с участием третьего лица: Департамента транспорта администрации городского округа Самара, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Транс-Лайн" (далее - ООО "Транс-Лайн") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском (с учетом уточнения исковых требований) о взыскании за счет средств городского округа Самара 1 738 043 руб. 42 коп. - убытков, вызванных перевозкой пассажиров транспортом общего пользования за период с 24.12.2009 по 31.12.2009.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.03.2011 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 решение Арбитражного суда Самарской области от 17.03.2011 оставлено без изменения.
Департамент транспорта администрации городского округа Самара (далее - Департамент транспорта) в кассационной жалобе просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы считает, что судебные акты являются незаконными и необоснованными, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьями 274-278 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, истец на основании договора от 31.03.2009 N 6-09 с Департаментом транспорта в 2009 году осуществлял перевозку граждан городским пассажирским транспортом по тарифам, установленным администрацией городского округа и не обеспечивающим возмещение издержек.
Постановлением Администрации от 10.07.2009 N 642 утвержден "Порядок предоставления в 2009 году субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям производителям услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения указанным лицам недополученных доходов в связи с оказанием услуг перевозки граждан городским пассажирским транспортом по тарифам, установленным Администрацией и не обеспечивающим возмещение издержек" (далее - Порядок), действие которого распространено на отношения, возникшие с 01.01.2009. Ранее аналогичные отношения регулировались Порядком предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара на компенсацию выпадающих доходов транспортным предприятиям (организациям) от перевозки граждан транспортом общего пользования по установленным за проезд тарифам, утвержденным постановлением главы городского округа Самара от 28.12.2007 N 1250.
Согласно пункту 2 Порядка, субсидии предоставляются Департаментом транспорта в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета городского округа Самара на текущий финансовый год и в пределах лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, утвержденных в установленном порядке Департаменту транспорта на возмещение недополученных доходов производителям услуг перевозки граждан городским пассажирским транспортом по тарифам, установленным Администрацией и не обеспечивающим возмещение издержек.
Субсидии перечисляются получателям ежемесячно на основании заключенного между получателем и Департаментом транспорта договора о предоставлении субсидии и при условии предоставления в Департамент транспорта ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, документов: расчета недополученных доходов получателя в связи с перевозкой граждан городским пассажирским транспортом по тарифам, установленным Администрацией, произведенного исходя из разницы в тарифах и количества поездок граждан, по каждому виду проездного билета; квартальной бухгалтерской отчетности получателя за отчетный период; сведений о реализации билетной продукции за отчетный месяц; акта выполненных работ за отчетный месяц; отчета о выполненном объеме перевозок за отчетный месяц (пункт 9 Порядка).
Во исполнение указанного Порядка между истцом и Департаментом транспорта был заключен договор от 31.03.2009 N 6-09, которым определен порядок взаимодействия сторон при предоставлении в 2009 году субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара истцу в целях компенсации выпадающих доходов в связи с оказанием услуг по перевозке граждан городским пассажирским транспортом по тарифам, установленным Администрацией и не обеспечивающим возмещение издержек.
Согласно пункту 4.2. указанного договора, его действие распространяется на отношения сторон, возникшие с 01.01.2009.
Приложением N 1 к указанному договору для истца установлен тариф для расчета выпадающих доходов, компенсируемых из бюджета городского округа, в размере 14 руб. 16 коп.
Предметом заявленного иска является требование о взыскании убытков в размере 1 738 043 руб. 42 коп., вызванных перевозкой пассажиров транспортном общего пользования за период с 24.12.2009 по 31.12.2009, в связи с неполным осуществлением расчетов по договору от 31.03.2009 N 6-09 между ООО "Транс-Лайн" и Департаментом транспорта.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; под убытками понимаются неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из содержания статей 15 и 1064 ГК РФ следует, что для взыскания убытков в предмет доказывания входят: противоправность поведения лица, наступление вреда, причинная связь между противоправным поведением и наступлением вреда, вина причинителя вреда. При этом обязанность доказывания возложена на истца.
Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно сделали вывод, что наличие и размер невозмещенных истцу за счет федерального и регионального бюджетов расходов подтверждаются материалами дела, при этом убытки возникли у истца в результате неисполнения ответчиком обязанностей по договору N 6-09.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и требованиям законодательства.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, то есть расходов, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По искам о взыскании убытков доказыванию подлежат наличие убытков, их размер, противоправное поведение ответчика и причинная связь между этими обстоятельствами.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статьи 16, 1069 ГК РФ).
Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, руководствуясь частью 5 статьи 790 ГК РФ, суды правомерно признали заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленной сумме.
Из материалов дела следует, что акт выполненных работ за декабрь (24-31) месяц 2009 года по договору от 31.03.2009 N 6-09 передан в Департамент транспорта, последним получен (данный документ заверен и представлен третьим лицом), однако не утвержден, доля выпадающих доходов, указанная в данном акте (1 738 043 руб. 42 коп.), не компенсирована.
Факт отсутствия компенсации выпадающих доходов, указанных в акте выполненных работ за декабрь (24-31) месяц 2009 года по договору от 31.03.2009 N 6-09. подтверждается письмом Департамента транспорта от 25.01.2011 N 09/02-1555/03, согласно которому фактически за 2009 год ООО "Транс-Лайн" перечислено 50 503 125 руб. 65 коп., в то время как всего за 2009 год ООО "Транс-Лайн" осуществлены перевозки на сумму выпадающих доходов 52 241 169 руб. 07 коп., что подтверждено актом сверки взаимных расчетов за период 2009 г.
В акте сверки взаимных расчетов за период 2009 г. указано на наличие задолженности перед ООО "Транс-Лайн" в сумме 1 738 043 руб. 42 коп.
Таким образом, судами правомерно установлено, что истец доказал размер причиненных убытков - факт и размер предоставленных услуг.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствует материалам дела и действующему законодательству, исковые требования удовлетворены правомерно.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов судов, что согласно статье 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены или изменения судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 по делу N А55-20963/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, то есть расходов, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
...
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статьи 16, 1069 ГК РФ).
Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, руководствуясь частью 5 статьи 790 ГК РФ, суды правомерно признали заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленной сумме."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 сентября 2011 г. N Ф06-7495/11 по делу N А55-20963/2010