г. Казань
30 сентября 2011 г. |
Дело N А55-27318/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Альмашевой Г.Д., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
заявителя - Татаренкова Р.В., доверенность от 11.01.2011 б/н,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2011 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-27318/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр торговли "Безымянский", г. Самара (ИНН 6319092053 ОГРН 1026301717716) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконными действий, с участием третьего лица - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр торговли "Безымянский" (далее - ООО "ЦТ "Безымянский", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) о признании незаконными действий, выразившихся в возврате документов, приложенных к заявлению ООО "ЦТ "Безымянский" о предоставлении в собственность земельного участка, письмом от 26.01.2011 N 12-2/0680/10с, содержащим отказ в предоставлении в собственность за выкуп обществу земельного участка площадью 51,10 кв. м, кадастровый номер 63:01:07 26 002:0001, находящегося по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская (остановка Крытый рынок), для использования под временный магазин с отмосткой (далее - спорный земельный участок), по рыночной цене, определенной в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", и без проведения аукциона на основании постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", о понуждении Министерства принять решение на основании постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" о предоставлении в собственность за выкуп ООО "ЦТ "Безымянский" спорного земельного участка по рыночной цене, определенной в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", путем направления договора купли-продажи земельного участка в адрес общества в двухнедельный срок с момента вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ООО "ЦТ "Безымянский", явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Министерство и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе судебного заседания 22.09.2011 был объявлен перерыв до 13 часов 45 минут 27.09.2011.
После перерыва судебное заседание продолжено 27.09.2011 в 13 часов 45 минут в том же составе.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 21.02.2006 между обществом с ограниченной ответственностью "Центурион" (далее - ООО "Центурион") и ООО "ЦТ "Безымянский" заключен договор купли-продажи временного магазина, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская (остановка Крытый рынок).
15 апреля 2010 года с согласия Министерства между ООО "Центурион" и ООО "ЦТ "Безымянский" подписан договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 24.12.2001 N 011173з, заключенного между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и ООО "Центурион" на неопределенный срок, на основании распоряжения администрации Промышленного района г. Самары от 28.11.2001 N 3186, о чем 18.05.2010 в установленном законом порядке была сделана запись регистрации.
Договор аренды от 24.12.2001 N 011173з является действующим, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.10.2010 N 01/174/2010-347, согласно которой арендатором спорного земельного участка является ООО "ЦТ "Безымянский".
Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 28.01.2003 с разрешенным видом использования: под временный магазин с отмосткой, с присвоением ему кадастрового номера 63:01:07 26 002:0001.
07 сентября 2010 года ООО "ЦТ "Безымянский" обратилось в Министерство с заявлением N 97 о предоставлении в собственность за выкуп спорного земельного участка, с приложением всех необходимых на то документов в соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок), в том числе справки Самарского филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" от 20.09.2010 N 16/15107, согласно которой временный магазин не является объектом капитального строительства.
На запрос Министерства от 11.10.2011 N 12-2/0668/10с о предоставлении сведений Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара письмом от 11.11.2010 N Д05-01-01/17777-0-1 сообщил, что использование испрашиваемого обществом в собственность спорного земельного участка соответствует основным видам разрешенного использования для данной территориальной зоны (Ц2); данный земельный участок не находится в границах красных линий и не является территорией общего пользования.
28 января 2011 года Министерство письмом N 12-2/0680/10с, рассмотрев заявление ООО "ЦТ "Безымянский", возвратило документы заявителю, указав на отсутствие оснований для его предоставления в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации.
ООО "ЦТ "Безымянский", считая данный отказ незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что спорный земельный участок не изъят из оборота, не ограничен в обороте, запрет на его приватизацию не установлен, указанный земельный участок не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, пришли к выводу, что оспариваемый обществом отказ не соответствует статьям 28, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", в связи с чем удовлетворили заявленные обществом требования.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 указанного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 указанного Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно пункту 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Пунктом 2.7 настоящего Порядка предусмотрена обязанность Министерства обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве в газете "Волжская коммуна" и размещения указанной информации на официальном сайте Правительства Самарской области.
Пунктами 2.9-2.13 Порядка определен порядок проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка.
Вместе с тем в соответствии с абзацем 6 пункта 3.1 Порядка положения пунктов 2.7, 2.9-2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются и в том случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что документы, поданные ООО "ЦТ "Безымянский" вместе с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп спорного земельного участка, соответствуют вышеуказанным нормам, использование заявителем испрашиваемого земельного участка соответствует основным видам разрешенного использования для территориальной зоны, в которой расположен указанный земельный участок, данный земельный участок состоит на государственном кадастровом учете и на нем расположен временный магазин, не являющийся объектом капитального строительства, и имеются распоряжения администрации Промышленного района г. Самары о предоставлении спорного земельного участка для размещения временного объекта, принятые до 01.07.2006, пришли к обоснованному выводу о том, что Министерство, отказав в предоставлении в собственность за выкуп ООО "ЦТ "Безымянский" земельного участка площадью 51,10 кв. м, кадастровый номер 63:01:07 26 002:0001, находящегося по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская (остановка Крытый рынок), для использования под временный магазин с отмосткой, нарушило права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы кассационной жалобы, что первоначально спорный земельный участок был предоставлен ООО "Центурион" без права выкупа, судебной коллегией отклоняются.
Действительно, распоряжениями администрации Промышленного района от 28.11.2001 N 3186 и от 06.09.2004 N 1318 ООО "Центурион" был предоставлен спорный земельный участок в аренду без права выкупа, что также было согласовано сторонами в пункте 10.1 договора аренды земельного участка от 24.12.2001 N 011173з, с учетом дополнительного соглашения к данному договору от 27.02.2003.
Однако 30.06.2010 между Министерством и ООО "ЦТ "Безымянский" было подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 24.12.2001 N 011173з, зарегистрированное в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 16.07.2010, по условиям которого стороны пришли к соглашению об исключении пункта 10.1 договора аренды земельного участка от 24.12.2001 N 011173з.
Таким образом, договором аренды земельного участка от 24.12.2001 N 011173з, действующим в последней редакции, не предусмотрены ограничения на выкуп арендатором спорного земельного участка.
Доводы заявителя кассационной жалобы, что у Министерства отсутствуют основания для предоставления обществу спорного земельного участка на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации или пункта 8 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, так как заявитель обращался в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка не в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации или пункта 8 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, а по основаниям, предусмотренным порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 по делу N А55-27318/2010 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
Г.Д. Альмашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктами 2.9-2.13 Порядка определен порядок проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка.
Вместе с тем в соответствии с абзацем 6 пункта 3.1 Порядка положения пунктов 2.7, 2.9-2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются и в том случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы, что у Министерства отсутствуют основания для предоставления обществу спорного земельного участка на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации или пункта 8 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, так как заявитель обращался в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка не в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации или пункта 8 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, а по основаниям, предусмотренным порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 сентября 2011 г. N Ф06-8290/11 по делу N А55-27318/2010