г. Казань
28 сентября 2011 г. |
Дело N А72-9976/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Альмашевой Г.Д., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Бакеевой А.Г., доверенность от 11.01.2011 б/н,
ответчика - Скобеева А.М., доверенность от 16.12.2010 N 105,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены, не явилоись,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бакеева Бориса Шамиловича, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.04.2011 (судья Лубянова О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2011 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А72-9976/2010
по заявлению индивидуального предпринимателя Бакеева Бориса Шамиловича, г. Ульяновск (ИНН 732700957809, ОГРНИП 304732534900062) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконным решения, понуждении совершить определенные действия, с участием третьих лиц: Министерства экономики Ульяновской области, г. Ульяновск, Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска, г. Ульяновск, Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области, г. Ульяновск,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Бакеев Борис Шамилович (далее - ИП Бакеев Б.Ш., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, уточненном в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - Управление Росреестра по Ульяновской области) о признании незаконным решения от 08.10.2010 N 8606 об отказе во внесении изменений в кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Юности, 2, площадью 1102,2 кв. м, кадастровый номер 7324:04040520, и понуждении внести изменения в кадастровую стоимость указанного земельного участка, определив ее равной его рыночной стоимости, а именно: 2 633 706 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.04.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Представитель ИП Бакеева Б.Ш. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области, явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Третьи лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ИП Бакеев Б.Ш. на праве собственности принадлежит двухэтажное зданием кафе, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Юности, N 2, о чем 06.12.2004 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
25 июля 2006 года между Комитетом по управлению земельными ресурсами и землеустройству г. Ульяновска и предпринимателем заключен договор аренды N 24-4013233 земельного участка площадью 1102,2 кв. м, расположенного по адресу г. Ульяновск, ул. Юности, 2 (далее - спорный земельный участок).
Соглашением от 01.11.2010 срок аренды спорного земельного участка продлен до 31.12.2015. Данное соглашение зарегистрировано в Управлении Росреестра по Ульяновской области.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 02.09.2010 N 7324/210/10-4373 следует, что удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка, предоставленного заявителю на праве аренды, был определен в размере 4 190,56 руб. за 1 кв. м, кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 4 618 835,23 руб. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
ИП Бакеев Б.Ш. 27.09.2010 обратился в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о разъяснении ценообразования спорного земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Юности, 2, на которое Управление Росреестра по Ульяновской области письмом от 08.10.2010 сообщило предпринимателю, что в случае если имеются основания полагать, что кадастровая стоимость земельного участка завышена, то необходимо определить рыночную стоимость земельного участка и обратиться в суд.
11 февраля 2011 года заявитель направил в адрес Управления Росреестра по Ульяновской области отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, согласно которому рыночная стоимость данного земельного участка составляет 2 633 706 руб.
Управление Росреестра по Ульновской области письмом от 18.02.2011 N 1305 повторно сообщило заявителю, что для установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости необходимо обратиться в суд.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что кадастровая стоимость спорного земельного участка была установлена постановлением Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 N 508-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области", а рыночная стоимость данного земельного участка определена спустя два года после установления его кадастровой стоимости, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Между тем судами при разрешении спора не учтено, что предприниматель, заявив требования по настоящему делу, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка, что является нарушением прав ИП Бакеева Б.Ш. как арендатора данного земельного участка и плательщика арендной платы, которая рассчитывается в том числе исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
При этом права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения вышеуказанные нормы не распространяются и предприниматель воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255 в редакции, действовавшей в спорный период, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
При этом является необоснованной позиция судов обеих инстанций, рассмотревших заявленные предпринимателем требования по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявленные ИП Бакеевым Б.Ш. требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Управлению Росреестра по Ульяновской области, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Предпринимателем был представлен отчет N 0641/10 о рыночной стоимости спорного земельного участка, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно (более чем на 40 процентов) превышает рыночную стоимость спорного земельного участка. Однако суды первой и апелляционной инстанций не дали оценки этому отчету с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций не учли, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судами спор по существу заявленных требований рассмотрен не был, судебная коллегия считает, что решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.04.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2011 подлежат отмене.
Принимая во внимание, что для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело N А72-9976/2010 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора и с учетом установленных обстоятельств принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.04.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2011 по делу N А72-9976/2010 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
Г.Д. Альмашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255 в редакции, действовавшей в спорный период, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
...
Предпринимателем был представлен отчет N 0641/10 о рыночной стоимости спорного земельного участка, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно (более чем на 40 процентов) превышает рыночную стоимость спорного земельного участка. Однако суды первой и апелляционной инстанций не дали оценки этому отчету с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций не учли, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 сентября 2011 г. N Ф06-8159/11 по делу N А72-9976/2010
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10159/12
23.10.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7871/12
23.10.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9127/12
25.09.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8079/12
01.08.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7871/12
06.04.2012 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-9976/10
28.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8159/11
06.07.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6492/11
25.04.2011 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-9976/10