г. Казань |
|
18 июня 2014 г. |
Дело N А12-14318/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Петрова А.Л.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
ответчика - извещен надлежащим образом, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.01.2014 (судя Шутов С.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи: Камерилова В.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А12-14318/2013
по заявлению Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (ОГРН 1043400433240, ИНН 3445070230), г. Волгоград, к открытому акционерному обществу "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" в лице филиала "Волгоградский алюминиевый завод СУАЛ" (ОГРН 1026600931180, ИНН 6612005052), г. Волгоград, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее - Управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" в лице филиала "Волгоградский алюминиевый завод СУАЛ" (далее - ОАО "СУАЛ", общество) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год в размере 784 489 рублей 67 копеек за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и 3 562 681 рублей 98 копеек за размещение отходов на собственном полигоне в пользу бюджета.
До рассмотрения дела по существу истец в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отказался от требований в части взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год в размере 784 489 рублей 67 копеек.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.01.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014, принят отказ Управления Росприроднадзора от иска в части требований о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год в размере 784 489 рублей 67 копеек, производство по делу в этой части прекращено. В удовлетворении остальной части исковых требований судом отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, Управление Росприроднадзора направило ответчику требование от 08.05.2013 N 2558 об уплате за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов на собственном полигоне за 2012 год.
Невнесение обществом в добровольном порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду послужило основанием для обращения Управления Росприроднадзора в арбитражный с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований правомерно пришли к выводу об отсутствии у общества обязанности вносить плату за размещение отходов на собственном специализированном полигоне промышленных отходов, соответствующем санитарно-гигиеническим правилам и нормативам.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) размещение отходов производства и потребления относится к негативному воздействию на окружающую среду, которое является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 5 Федерального закона N 7-ФЗ, установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия отнесено к полномочиям органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
В соответствии с пунктом 1 данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В силу статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно статье 12 Федерального закона N 89-ФЗ определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение пункта 6 Постановления N 632 разработаны и утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды от 26.01.1993 (далее - Инструктивно-методические указания).
Согласно пункту 4.5 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям при размещении токсичных отходов на специализированных по их обезвреживанию, захоронению и хранению полигонах плата с природопользователей за размещение не взимается, а природопользователи в установленном порядке осуществляют страхование размещаемых отходов в связи с экологическим риском.
В силу пункта 4.4 Приложения N 1 Инструктивно-методических указаний размещение отходов производства и потребления осуществляется на полигонах захоронения твердых бытовых отходов, на которых в установленном порядке могут захораниваться некоторые виды твердых инертных промышленных отходов, в том числе IV класса опасности; полигонах общегородского (регионального) назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов; полигонах, принадлежащих отдельному или группе предприятий для захоронения токсичных и нетоксичных промышленных отходов; отвалах, шламохранилищах для складирования (хранения) многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов; свалках (санкционированных, несанкционированных).
Полигон является природоохранным сооружением для централизованного сбора, обезвреживания, захоронения (хранения) токсичных и нетоксичных отходов промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и учреждений, захоронения твердых бытовых отходов, обеспечивающим защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению болезнетворных микроорганизмов и др.
Специализированные полигоны по обезвреживанию, захоронению и хранению токсичных отходов являются самостоятельным видом объектов размещения отходов.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.11.2009 по делу N А12-18765/09, участником которого являлось общество, установлено, что оно имеет лицензию от 03.05.2007 N ОТ-00-007358(00) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, созданном в соответствии с требованиями Федерального закона N 89-ФЗ.
Аналогичная лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов выдана обществу 03.10.2010.
В данном случае, согласно акту приемки законченного строительством объекта "Полигон для захоронения промышленных отходов завода" от 31.12.2003, свидетельству о государственной регистрации права от 13.07.2005 N 34-34-16/009/2005-25 полигон промышленных отходов общества отвечает всем необходимым критериям, обеспечивающим защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению болезнетворных микроорганизмов и т.п.
В соответствии с заключениями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы от 12.11.1999 и от 16.05.2003 по рабочему проекту "Полигон хранения твердых производственных отходов ОАО "Волгоградский алюминий" (правопредшественник до 31.12.2004 - общество), при размещении отходов уровень негативного воздействия (загрязнения) на окружающую среду является допустимым.
Согласно экспертному заключению Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" от 09.02.2010 N 459 предприятие имеет специализированный полигон промышленных отходов ОАО "СУАЛ" филиал "ВгАЗ-СУАЛ", Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации р.п. Ерзовка, заявленный вид деятельности, работ, услуг соответствует санитарно-гигиеническим правилам и нормативам. Обществу выдано санитарно-эпидемиологическое заключение N 34.12.01.000.М.000448.04.10 от 08.04.2010.
Таким образом, эксплуатируемый обществом объект является собственным специализированным полигоном по обезвреживанию, захоронению и хранению токсичных отходов, отвечает всем необходимым требованиям природоохранного законодательства, СНиП, санитарно-эпидемиологическим, экологическим нормам, обеспечивающим защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод, в связи с чем плата за загрязнение окружающей среды не взимается при условии размещения токсичных отходов на специализированном полигоне.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.01.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 по делу N А12-14318/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно статье 12 Федерального закона N 89-ФЗ определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
...
Во исполнение пункта 6 Постановления N 632 разработаны и утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды от 26.01.1993 (далее - Инструктивно-методические указания).
...
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.11.2009 по делу N А12-18765/09, участником которого являлось общество, установлено, что оно имеет лицензию от 03.05.2007 N ОТ-00-007358(00) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, созданном в соответствии с требованиями Федерального закона N 89-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 июня 2014 г. N Ф06-11363/13 по делу N А12-14318/2013