г. Казань
27 сентября 2011 г. |
Дело N А55-323/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Герасимовой Е.П., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Пьянзиной С.П., доверенность от 01.01.2011 N 2-ЮР,
ответчика - Авериной О.В., доверенность от 29.12.2010 N 39/11,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Самарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 13
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Захарова Е.И., Попова Е.Г.)
по делу N А55-323/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коробейник" (ИНН 6382046365,ОГРН 1036303283830), г. Тольятти, Самарской области, к государственному учреждению - Самарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 13, г. Жигулевск, Самарской области, о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Коробейник" (далее - ООО "Коробейник", Общество заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 13 (далее - ГУ-СРО ФСС РФ в лице филиала N 13) от 04.10.2010 N 14.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2011 в удовлетворении заявленных требований ООО "Коробейник" отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 решение Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2011 отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе ГУ-СРО ФСС РФ в лице филиала N 13 просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 отменить по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу постановления апелляционной инстанции, в порядке, установленном статьями 274-278 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив кассационную жалобу и заслушав доводы сторон, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ООО "Коробейник" 10.07.2003 зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 1036303283830 и выдано свидетельство серии 63 N 002468051 от 10.07.2003. Заявитель с 15.07.2003 зарегистрирован в качестве страхователя за номером 6313006003, код подчиненности 63131. Приказом директора ООО "Коробейник" от 17.07.2006 N 2к Пьянзина С.П. принята на должность бухгалтера.
С 16.12.2009 Пьянзиной С.П. предоставлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 дней, что подтверждается листком нетрудоспособности от 16.12.2009 серии ВХ N 0394842, выданным МУЗ г.о. Тольятти АПК N 5, справкой от 24.02.2010 N 860, выданной отделом ЗАГС Автозаводского района г.о. Тольятти Управления ЗАГС Самарской области, о рождении ребенка Пьянзина Матвея Александровича. Работодателем Пьянзиной С.П. начислено и выплачено пособие по беременности и родам в размере 65 073 руб. 40 коп. С 05.05.2010 ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет.
По результатам обращения к заинтересованному лицу о возмещении вышеуказанных расходов заинтересованным лицом проведена документальная выездная проверка в ООО "Коробейник" за период с 01.01.2008 по 30.06.2010, по результатам которой 04.10.2010 принято решение N 14 о непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) фонда на цели обязательного социального страхования.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил, что при определении размера заработка для расчета пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, заявителем неправомерно учтены суммы премий, неверно учтены календарные дни отпуска, компенсации к отпуску; заявитель искусственно создал ситуацию для получения средств из бюджета ФСС РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 Закона N 165-ФЗ обязанность своевременно представлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице.
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подпунктов 7, 8 и 10 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, являются видами страхового обеспечения.
В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются государственными пособиями и выплачиваются за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 225-ФЗ).
На основании пунктов 1 и 2 статьи 2 данного Закона право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 13 данного Закона назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Согласно части 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ за страховщиками закреплено право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Раздела IV Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Таким образом, основанием для отказа в финансировании пособия в силу статьи 11 Закона N 165-ФЗ, пункта 18 Положения о Фонде, может являться нарушение законодательства Российской Федерации, нарушение установленных правил или не подтверждение указанных расходов документами.
Судами установлено и из материалов дела следует, что трудовые отношения между работодателем - ООО "Коробейник", и Пьянзиной С.П. оформлены трудовым договором от 01.01.2009 N 65/2009, дополнительными соглашениями.
Соглашением об оплате труда от 30.10.2009 было установлено вознаграждение в размере 37 000 руб. за выполняемую работу, порученную работнику Пьянзиной С.П. Соглашением об оплате труда от 30.11.2009 предусматривалась выплата Пьянзиной С.П. вознаграждения в размере 51 000 руб. за выполняемую работу, порученную на основании решения участников общества от 01.10.2009.
Работником Пьянзиной С.П. предусмотренная дополнительными соглашениями работа была выполнена и принята директором общества. Доказательств выполнения данной работы иным лицом (не Пьянзиной С.П.) либо невыполнения этой работы вообще в материалы дела не представлено.
Работодателем (страхователем) уплачен налог на доходы физических лиц и страховые взносы от зарплаты, полученной Пьянзиной С.П. в полном размере в соответствии с дополнительными соглашениями.
Заявителем были представлены в ГУ - СРО ФСС РФ в лице филиала N 13 все необходимые документы, подтверждающие произведенные им расходы. Документы оформлены правильно и выданы без каких-либо нарушений установленного порядка.
Пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" содержит разъяснения о том, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание работодателем искусственной, экономически необоснованной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
В соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Отказ работнику в выплате премий за реально выполненную работу, которая на работника возложена дополнительно, причем с его согласия, лишь потому, что в ближайшее время он уйдет в декретный отпуск, недопустим, поскольку будет свидетельствовать о дискриминации в оплате труда в отношении указанной категории работников.
С учетом изложенного материалами дела не подтверждается создание заявителем искусственной, экономически необоснованной ситуации для получения средств Фонда социального страхования.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Доказательств завышения установленной Пьянзиной С.П. заработной платы, а также доказательств неисполнения ею определенной работы, за которую работник премирован, ГУ-СРО ФСС РФ в лице филиала N 13 не представлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучены судебной коллегией и отклоняются, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Доводов, опровергающих выводы суда апелляционной инстанции, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 по делу N А55-323/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 18 Раздела IV Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Таким образом, основанием для отказа в финансировании пособия в силу статьи 11 Закона N 165-ФЗ, пункта 18 Положения о Фонде, может являться нарушение законодательства Российской Федерации, нарушение установленных правил или не подтверждение указанных расходов документами.
...
Пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" содержит разъяснения о том, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание работодателем искусственной, экономически необоснованной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
В соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 сентября 2011 г. N Ф06-7508/11 по делу N А55-323/2011