г. Казань
11 октября 2011 г. |
Дело N А55-2830/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Альмашевой Г.Д.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие представителей: извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.04.2011 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-2830/2011
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, ответчик) от 21.12.2010 N 01/280/2010-006 об отказе в государственной регистрации права муниципальной обственности городского округа Самара на объект недвижимого имущества - нежилое помещение (н1) общей площадью 57,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, 127, 1 этаж, комнаты N 22, 23, 24, 26, 27, 28.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.04.2011 заявленное требование удовлетворено. Признан незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимого имущества - нежилое помещение (н 1) общей площадью 57,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, 127, 1 этаж, комнаты N 22, 23, 24, 26, 27, 28, содержащийся в сообщении от 21.12.2010 N 01/280/2010-006. На ответчика возложена обязанность по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимого имущества - нежилое помещение (н 1) общей площадью 57,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, 127, 1 этаж, комнаты N 22, 23, 24, 26, 27, 28.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 данное решение оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что решение суда первой инстанции об удовлетворении заявления не противоречит приложению N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1), Указу Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" которым установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, что спорные объекты являются муниципальной собственностью непосредственно в силу положений указанного постановления Верховного Совета Российской Федерации.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судами норм процессуального и материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что оспоренный отказ не противоречит пункту 2 статьи 16, пункту 1 статьи 18, абзацу 9 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Заявитель кассационной жалобы указывает на не предоставление документов, подтверждающих возможность отнесения спорных объектов к имуществу, перечисленному в приложении N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 и отсутствие доказательств передачи спорных помещений в муниципальную собственность в составе жилых домов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает, что она удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимого имущества - нежилое помещение (н 1) общей площадью 57,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, 127, 1 этаж, комнаты N 22, 23, 24, 26, 27, 28.
Ответчик сообщением от 21.12.2010 N 01/280/2010-006 отказал заявителю в государственной регистрации права. Отказ мотивирован отсутствием заявления и иных необходимых документов о государственной регистрации ранее возникшего права.
Суд установил, что на государственную регистрацию заявителем представлены: выписка из реестра муниципального имущества от 05.08.2010 N 15 -7- 16/40383 и кадастровый паспорт на спорное нежилое помещение.
Суд пришел к выводу, что спорные помещения состоят с 07.07.1998 в реестре муниципального имущества городского округа Самара и, следовательно, право муниципальной собственности является ранее возникшим.
Коллегия принятые судебные акты по существу находит законными, поскольку считает, что неправомерная ссылка судов обеих инстанций на положение N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 не повлияла на конечные выводы суда об удовлетворении заявленных требований.
Согласно приложению N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно статье 4 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" имущество предприятий, учреждений и объекты железнодорожного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктами 8, 9 порядка составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-РП "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", объекты находящиеся в федеральной собственности могут быть переданы в муниципальную собственность. Не исключенные из перечня объекты считаются переданными с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации об их передачи.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.05.1998 N 688-р "О передаче в муниципальную собственность г. Самары находящихся в федеральной собственности жилых домов" принято предложение администрации г. Самары и Министерства городского имущества России, согласованное с МПС России и администрацией Самарской области, о передаче в муниципальную собственность г. Самары находящихся в федеральной собственности жилых домов Куйбышевской железной дороги МПС России согласно приложению, где значится жилой дом по ул. Красноармейская, 127.
Из данного приложения не следует, что имеются исключения каких - либо помещений, находящихся в данном жилом доме.
Поскольку в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", действующего на момент передачи жилого дома по ул. Красноармейская, 127 не исключенные из перечня объекты считаются переданными, спорные нежилые помещения, находящиеся в составе жилого дома считаются переданными с момента принятия решения администрацией Самарской области от 07.07.1998 N 293.
При таких данных довод Управления Росреестра по Самарской области об отсутствии доказательств наличия ранее возникших прав несостоятелен, поскольку право федеральной собственности существовало в силу статьи 4 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", а право муниципальной собственности возникло с момента принятия распоряжения администрацией Самарской области, оспоренный отказ правомерно признан судом незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.04.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 по делу N А55-2830/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.Д. Альмашева |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.05.1998 N 688-р "О передаче в муниципальную собственность г. Самары находящихся в федеральной собственности жилых домов" принято предложение администрации г. Самары и Министерства городского имущества России, согласованное с МПС России и администрацией Самарской области, о передаче в муниципальную собственность г. Самары находящихся в федеральной собственности жилых домов Куйбышевской железной дороги МПС России согласно приложению, где значится жилой дом по ул. Красноармейская, 127.
...
Поскольку в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", действующего на момент передачи жилого дома по ул. Красноармейская, 127 не исключенные из перечня объекты считаются переданными, спорные нежилые помещения, находящиеся в составе жилого дома считаются переданными с момента принятия решения администрацией Самарской области от 07.07.1998 N 293.
При таких данных довод Управления Росреестра по Самарской области об отсутствии доказательств наличия ранее возникших прав несостоятелен, поскольку право федеральной собственности существовало в силу статьи 4 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", а право муниципальной собственности возникло с момента принятия распоряжения администрацией Самарской области, оспоренный отказ правомерно признан судом незаконным."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2011 г. N Ф06-8979/11 по делу N А55-2830/2011