27 июня 2011 г. |
Дело N А55-2830/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 22 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 27 июня 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Калибник Н.А.,
с участием:
от заявителя - Тришкина Ю.А., доверенность N 2353 от 06.12.2010 г.,
от ответчика - Найдовский П.Е., доверенность N 12-7270 от 24.12.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 апреля 2011 года по делу NА55-2830/2011 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области (далее ответчик) от 21.12.2010 г. N 01/280/2010-006 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимого имущества - нежилое помещение (н1) общей площадью 57, 2 кв. м., расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, 127, 1 этаж, комнаты NN 22,23,24,26,27,28.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 апреля 2011 года по делу N А55-2830/2011заявленное требование удовлетворено. Признан незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимого имущества - нежилое помещение (н1) общей площадью 57, 2 кв. м., расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, 127, 1 этаж, комнаты N N 22, 23, 24, 26, 27, 28, содержащийся в сообщении от 21.12.2010 г. N 01/280/2010-006. Н ответчика возложена обязанность по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимого имущества - нежилое помещение (н1) общей площадью 57, 2 кв.м ., расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, 127, 1 этаж, комнаты NN 22, 23, 24, 26, 27, 28.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования, считает, что судом неправильно применены нормы материального права, а выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимого имущества - нежилое помещение (н1) общей площадью 57, 2 кв. м., расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, 127, 1 этаж, комнаты N N 22, 23, 24, 26, 27, 28.
Ответчик сообщением от 21.12.2010 N 01/280/2010-006 отказал заявителю в государственной регистрации права. Отказ мотивирован отсутствием заявления и иных необходимых документов на государственную регистрацию ранее возникшего права.
Из материалов дела следует, что на государственную регистрацию заявителем представлены: выписка из реестра муниципального имущества от 05.08.2010 г. N 15-7-16/40383 (л.д.39) и кадастровый паспорт на спорное нежилое помещение (л.д.37-38).
Из кадастрового паспорта помещения следует, что спорное нежилое помещение является частью многоквартирного дома.
В свою очередь, из представленной заявителем выписки из реестра муниципальной собственности от 05.08.2010 г. N 15-7-16/40383 видно, что спорное помещение состоит в реестре муниципального имущества городского округа Самара с 07.07.1998 г. за N 010634.
В соответствии с Приложением 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 (с изменениями от 23 мая 1992 г. N 2824-1) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к муниципальной собственности относятся: объекты жилищного и нежилого фонда, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные им в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
В силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 (с изменениями от 23 мая 1992 г. N 2824-1) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, должны быть переданы в муниципальную собственность.
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственности".
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 5 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.06.1997 г. N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", соответствующий объект является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации и должен рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
Кроме того, из материалов дела следует, что основанием для включения спорного объекта в реестр муниципальной собственности явилось решение департамента по управлению государственным имуществом Самарской области от 07.07.1998 г. N 293 о передаче объектов в муниципальную собственность г. Самары.
Согласно пункту 2 статьи 32 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" субъекты Российской Федерации поэтапно вводят систему государственной регистрации прав, в целях чего проводят необходимые структурные и функциональные преобразования и используют для государственной регистрации прав органы (организации), осуществляющие регистрацию тех или иных прав и учет объектов недвижимого имущества.
Создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется субъектами Российской Федерации поэтапно с учетом их условий и завершается к 01.01.2000 (п. 2 ст. 33 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ).
На территории Самарской области органы юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество были созданы и приступили к исполнению своих функций с 05.08.1998 г., т.е. после передачи спорного объекта в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, право муниципальной собственности на спорное нежилое помещение являлось ранее возникшим. В связи с чем, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что правовая экспертиза, представленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объектов недвижимости по правоустанавливающим документам.
Представленные на регистрацию и суду совокупность документов позволяют идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое, было заявлено на государственную регистрацию.
При таких обстоятельствах, представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиями статей 17, 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права собственности.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заявителем были предоставлены на регистрацию документы, достаточные для проведения регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение (н1) общей площадью 57, 2 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, 127, 1 этаж, комнаты N N 22, 23, 24, 26, 27, 28 и у регистрирующего органа не было правовых оснований для отказа в регистрации права муниципальной собственности.
Обжалуемый отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21 июня 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя, который согласно статьи 27 Устава городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 апреля 2011 года по делу N А55-2830/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2830/2011
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области