г. Казань
10 октября 2011 г. |
Дело N А12-3918/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Альмашевой Г.Д.,
в отсутствие:
лиц участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-3918/2011
по заявлению индивидуального предпринимателя Орешкиной Людмилы Владимировны, г. Волжский Волгоградской области, к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области, о признании незаконным решения, при участии третьего лица - Мишечко Ирины Михайловны, р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Орешкина Л.В. (далее - заявитель, ИП Орешкина Л.В.) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, ул. Кузнецкая, 38 б, для размещения торгового павильона.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.04.2011 отказано в удовлетворении заявления ИП Орешкиной Л.В. к Администрации о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, ул. Кузнецова, 38 б, для размещения торгового павильона, об обязании Администрации устранить допущенные нарушения путем проведения торгов на право заключения договора аренды.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 решение суда первой инстанции от 26.04.2011 отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных ИП Орешкиной Л.В. требований.
Не согласившись с принятым апелляционной инстанцией постановлением от 14.07.2011, Администрация обратилась с жалобой, в которой просит отменить его, оставить в силе решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.04.2011.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, в газете "Звезда" от 10.12.2010 N 95 (10953) опубликовано извещение Администрации о намерении предоставить в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта земельный участок, расположенный по адресу: Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, ул. Кузнецкая, 38 б, для размещения торгового павильона. Возражения смежных землепользователей по существу публикации принимаются в двухнедельный срок с момента выхода извещения (л.д. 12).
15 декабря 2010 года ИП Орешкина Л.В. обратилась к администрации с заявлением о предоставлении ей в аренду указанного земельного участка. Письмом от 29.12.2010 Администрация отказала в удовлетворении ее заявления на том основании, что в соответствии с извещением принимались возражения только смежных землепользователей, однако заявителем не представлены доказательства того, что она является владельцем смежного земельного участка (л.д. 10, 11).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованный судебный акт, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суд правильно определил спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ установлено, что необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный настоящим Кодексом срок.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
Пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление.
Данное положение призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Из вышеуказанного следует, что публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Из материалов дела усматривается, что в Администрацию обратилась Мишечко Ирина Михайловна (далее - Мишечко И.М.). с заявлением от 07.07.2010 г. о согласовании места размещения торгового павильона по ул. Кузнецкая, р.п. Средняя Ахтуба.
Межведомственной комиссией по градостроительству и земельным отношениям при администрации района 08.09.2010 принято решение о формировании земельного участка. Выбор земельного участка оформлен соответствующим актом от 25.10.2010 N 703. После этого Администрацией в газете "Звезда" от 10.12.2010 N 95 была размещена информация о намерении предоставить выбранный земельный участок в аренду.
После размещения информации постановлением Администрации от 29.12.2010 N 4000 Мишечко И.М. предварительно согласовано место размещения торгового павильона, что послужило основанием для осуществления землеустроительных работ (межевой план от 28.01.2011) и постановки 08.02.2011 земельного участка на государственный кадастровый учет.
После осуществления государственного кадастрового учета земельного участка Мишечко И.М. 28.02.2011 обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка по ул. Кузнецкой, 38 б, р.п. Средняя Ахтуба.
Мишечко И.М постановлением ответчика от 10.03.2011 N 369 предоставлен в аренду испрашиваемый земельный участок для размещения торгового павильона сроком на 3 года. Соответствующий договор аренды N 45/2011 был заключен с Мишечко И.М. в этот же день.
Однако на момент обращения ИП Орешкиной Л.В. с заявлением о предоставлении спорного земельного участка (15.12.2010) постановление о предварительном согласовании места размещения объекта Мишечко И.М. не издавалось, права в установленном порядке не регистрировались.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
Пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, ЗК РФ не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Исходя из вышеуказанного, суд кассационной инстанции считает, что право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Данная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
В рассматриваемом случае за предоставлением земельного участка обратились Мишечко И.М. и ИП Орешкина Л.В. Поскольку спорный земельный участок мог быть предоставлен в аренду только по результатам торгов, действия Администрации, выразившиеся в отказе в предоставлении в аренду спорного земельного участка, для размещения торгового павильона являются незаконными, не соответствуют нормам Земельного кодекса Российской Федерации, нарушают процедуру предоставления земельного участка. Отказ Администрации в предоставлении в аренду спорного земельного участка нарушает права и законные интересы ИП Орешкиной Л.В. в сфере предпринимательской деятельности, которая претендует на данный земельный участок.
Судебная коллегия считает, что требования ИП Орешкиной Л.В. о признании оспариваемых действий Администрации являются законными и обоснованными.
Судебная коллегия выводы суда находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам и правомерным отказ в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств дела установленных судом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованного судебного акта, который принят на основании представленных в материалы дела документов, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 по делу N А12-3918/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, ЗК РФ не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Исходя из вышеуказанного, суд кассационной инстанции считает, что право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Данная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
В рассматриваемом случае за предоставлением земельного участка обратились Мишечко И.М. и ИП Орешкина Л.В. Поскольку спорный земельный участок мог быть предоставлен в аренду только по результатам торгов, действия Администрации, выразившиеся в отказе в предоставлении в аренду спорного земельного участка, для размещения торгового павильона являются незаконными, не соответствуют нормам Земельного кодекса Российской Федерации, нарушают процедуру предоставления земельного участка. Отказ Администрации в предоставлении в аренду спорного земельного участка нарушает права и законные интересы ИП Орешкиной Л.В. в сфере предпринимательской деятельности, которая претендует на данный земельный участок."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 октября 2011 г. N Ф06-7937/11 по делу N А12-3918/2011