г. Казань
10 октября 2011 г. |
Дело N А57-14832/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Герасимовой Е.П.,
при участии представителей:
заявителя - Кузнецова А.С. (доверенность от 19.07.2011 N 01-09/2236),
ответчика - Гавриш Е.В. (доверенность от 14.07.2011 б/н),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 24.03.2011 (судья Лескина Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А57-14832/2010
по заявлению комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании недействительным предписания Счётной палаты Саратовской области от 27.10.2010 N 03-03/961 в части, при участии заинтересованных лиц: Счётной палаты Саратовской области, администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района (далее - Комитет, заявитель) обратился в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным предписания Счетной палаты Саратовской области от 27.10.2010 N 03-03/961 в части:
- пункта 1 описательного раздела предписания в части указания на ненадлежащее исполнение Комитетом своих обязанностей как главного администратора доходов по контролю за исполнением договоров аренды, а также за своевременным поступлением в бюджет денежных средств от аренды муниципального имущества, что привело к образованию задолженности в размере 55 035,3 тыс.руб. в 2008 и 64 238,4 тыс.руб. в 2009;
- пункта 2 описательного раздела предписания в части указания на ненадлежащее исполнение бюджетных полномочий администратора доходов, определенных статьей 160.1. Федерального закона от 31.07.1998 N 145-ФЗ "Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - Бюджетный кодекс, БК РФ), что привело к недопоступлению денежных средств в сумме 25 498,1 тыс.руб.;
- пункта 1 и пункта 2 описательного раздела предписания в части указания на ненадлежащее исполнение Комитетом обязанностей главного администратора доходов, недостаточного контроля за своевременностью начисления и полнотой перечисления в муниципальный бюджет доходов от аренды земли, неэффективного использования имущества и недополучения сумм по арендной плате в сумме 18 660,2 тыс.руб. и 264,8 тыс.руб.;
- пункта 3 описательного раздела предписания в части занижения процента от кадастровой стоимости на земельные участки, предназначенные для размещения автостоянок и недополучения денежных сумм по арендной плате в размере 2 994,7 тыс.руб.;
- подпункта "а" пункта 5 описательного раздела предписания в части превышения полномочий главы администрации Энгельсского муниципального района и недопоступлении денежных средств в сумме 798 тыс.руб.;
- подпункта "б" пункта 5 описательного раздела предписания в части недополучения доходов от аренды муниципального имущества в сумме 62,7 тыс.руб.;
- пункта 6 описательного раздела предписания в части превышения полномочий главы администрации Энгельсского муниципального района и недополучения доходов за пользование муниципальным имуществом в сумме 1150,5 тыс.руб. и 1567,2 тыс.руб.;
- пунктов 1-7 резолютивной части предписания в полном объеме.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 24.03.2011, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011, предписание Счетной палаты Саратовской области от 27.10.2010 N 03-03/961 признано недействительным в части:
- пункта 1 описательной части предписания в части указания на не ненадлежащее исполнение Комитетом своих обязанностей как главного администратора доходов по контролю за исполнением договоров аренды, а также за своевременным поступлением в бюджет денежных средств от аренды муниципального имущества, что привело к образованию задолженности в размере 55 035, тыс.руб. в 2008 и 64 238,4 тыс.руб. в 2009;
- пункта 2 и подпункта "а" пункта 5 описательной части предписания в части указания на превышение полномочий главы администрации Энгельсского муниципального района и недополучении денежных средств в сумме 798 тыс.руб.;
- пункта 2 и подпункта "б" пункта 5 описательной части предписания в части недополучения доходов от аренды муниципального имущества в сумме 62,7 тыс.руб.;
- пункта 2 и пункта 6 описательной части предписания в части указания на превышение полномочий главы администрации Энгельсского муниципального района и недополучении доходов за пользование муниципальным имуществом в сумме 1 150,5 тыс.руб. и 1 567,2 тыс.руб.
Пункт 5 резолютивной части предписания о рассмотрении вопроса о взыскании недополученной арендной платы за использование помещений арендатором ИП Умаровой И.В. под кафе-бар в сумме 62,7 тыс.руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требований комитета по управлению имуществом о признании недействительными:
- пункта 2 описательного раздела предписания в части указания на ненадлежащее исполнение бюджетных полномочий администратора доходов, определенных статьей 160.1. БК РФ, что привело к недопоступлению денежных средств в сумме 25 498,1 тыс.руб.;
- пункта 1 и пункта 2 описательного раздела предписания в части указания на ненадлежащее исполнение комитетом по управлению имуществом обязанностей главного администратора доходов, недостаточного контроля за своевременностью начисления и полнотой перечисления в муниципальный бюджет доходов от аренды земли, неэффективного использования имущества и недополучения сумм по арендной плате в сумме 18 660,2 тыс.руб. и 264,8 тыс.руб.;
- пункта 3 описательного раздела предписания в части занижения процента от кадастровой стоимости на земельные участки, предназначенные для размещения автостоянок и недополучения денежных сумм по арендной плате в размере 2 994,7 тыс.руб.;
- пунктов 1-7 резолютивной части предписания в полном объеме; принять по делу новый судебный акт, в котором требования в указанной части удовлетворить в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Счетная палата Саратовской области, полагая решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области явку своего представителя в суд не обеспечила.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании суда кассационной инстанции 27.09.2011 объявлялся перерыв до 14 часов 45 минут 04.10.2011.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и ответчика, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что Счетной палатой Саратовской области в соответствии с планом работы, утвержденным постановлением Саратовской областной думы от 23.12.2009 N 27-1365, проведена проверка в отношении Комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района по вопросу исполнения бюджета Энгельсского муниципального района - получателя межбюджетных трансфертов из областного бюджета на предмет эффективности и законности использования бюджета.
В ходе проверки выявлены нарушения и недостатки, которые зафиксированы в акте проверки от 07.10.2010.
По результатам проверки в адрес Комитета Счетной палатой вынесено предписание от 27.11.2010 N 03-03/961 об устранении выявленных нарушений и недостатков и недопущению их в дальнейшем, которым Комитету предписывалось:
1. Исполнять обязанности администратора дохода надлежащим образом: соблюдать требования БК РФ, договоров аренды, постановления Правительства Саратовской области от 27.11.2007 N 412-п "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения" и Порядка сдачи в аренду земельных участков, находящихся на территории Энгельсского муниципального района, утвержденного постановлением главы администрации Энгельсского муниципального района от 27.07.2007 N 4334, своевременно осуществлять перерасчет арендной платы на земельные участки.
2. При расчете арендной платы за земельные участки соблюдать требования Постановления Правительства Саратовской области от 27.11.2007 N 412-П с учетом технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152
3. Надлежащим образом исполнять обязанности по обеспечению эффективного управления распоряжения муниципальным имуществом, предусмотренные пунктом 2.1. приложения N 2 к решению собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 28.12.2006 N 168/13-03.
4. При передаче муниципального имущества (нежилых помещений) в безвозмездное пользование руководствоваться Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Энгельсского муниципального района, утвержденным Решением собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 26.03.2009 N 800/62-03.
5. Рассмотреть вопрос о взыскании недополученной арендной платы за использование помещения арендатором ИП Умаровой И.В. под кафе-бар в сумме 62,7 тыс.руб.
6. Усилить контроль за соблюдением требований статей 131, 651 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
7. Принять соответствующие меры с целью государственной регистрации договоров аренды земельных участков, заключенных с открытым акционерным обществом "Саратовоблгаз".
Не согласившись с указанным предписанием, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что оспариваемым актом нарушаются его права и законные интересы.
Отказывая заявителю в удовлетворении его требований, суды пришли к выводу, что нарушения Комитетом требований указанных выше правовых норм установлены Счетной палатой правомерно, подтверждаются материалами дела, в связи с чем предписание Счетной палаты в оспариваемой заявителем части соответствует действующему законодательству и не может нарушать права и законные интересы Комитета.
В кассационной жалобе заявитель обжалует выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку исследованным судами обстоятельствам. Текст кассационной жалобы аналогичен тексту апелляционной жалобы, фактически заявитель просит пересмотреть принятые судебные акты и дать иную оценку обстоятельствам дела, исследованным судами первой и апелляционной инстанций.
Статьи 153 и 265 БК РФ предусматривают создание органов государственного, муниципального финансового контроля законодательными (представительными) органами.
В соответствии со статьей 157 БК РФ органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов. Полномочия органа государственного (муниципального) финансового контроля, созданного законодательным (представительным) органом, определяются законом (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования).
В целях реализации на территории области статьи 157 БК РФ был принят Закон Саратовской области от 30.07.2008 N 216-ЗСО "О Счетной палате Саратовской области".
В рамках осуществления своей деятельности счетная палата имеет право при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации и области, неэффективного, неэкономного использования средств областного бюджета направлять руководителям проверяемых организаций предписания, в котором содержатся выводы по результатам контрольного мероприятия и требования по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Предписания счетной палаты области являются ненормативными правовыми актами.
Судами проанализированы сделанные по результатам проверки выводы Счетной палаты о ненадлежащем исполнении Комитетом полномочий администратора доходов в связи с несвоевременным перерасчетом арендной платы за земельные участки; занижение процента от кадастровой стоимости на земельные участки, предназначенные для размещения автостоянок; факты нерегистрации в нарушение положений статьи 609 ГК РФ договоров аренды недвижимого имущества, заключенных на срок более одного года. Судами установлено, что в 2008 и 2009 годах по ряду договоров аренды земельных участков Комитетом не осуществлялся ежегодный перерасчет арендной платы в соответствие с постановлением Правительства Саратовской области от 27.11.2007 N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения"; при предоставлении земельных участков для размещения автостоянок Комитетом применялся процент кадастровой стоимости земли 0,5% как для хранения индивидуального транспорта, в то время как данные автостоянки использовались для предпринимательской деятельности, для которой предусмотрен процент кадастровой стоимости земли 2%. Нашли свое подтверждение и факты нерегистрации договоров аренды земельных участков, заключенных с открытым акционерным обществом "Саратовоблгаз" на срок 10, 20 лет и 21 год.
При указанных обстоятельствах суды в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ обоснованно отказали заявителю в удовлетворении требований о признании недействительным спорного предписания счетной палаты в указанной части.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами и подтвержденных материалами дела выводов, а направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 24.03.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по делу N А57-14832/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами проанализированы сделанные по результатам проверки выводы Счетной палаты о ненадлежащем исполнении Комитетом полномочий администратора доходов в связи с несвоевременным перерасчетом арендной платы за земельные участки; занижение процента от кадастровой стоимости на земельные участки, предназначенные для размещения автостоянок; факты нерегистрации в нарушение положений статьи 609 ГК РФ договоров аренды недвижимого имущества, заключенных на срок более одного года. Судами установлено, что в 2008 и 2009 годах по ряду договоров аренды земельных участков Комитетом не осуществлялся ежегодный перерасчет арендной платы в соответствие с постановлением Правительства Саратовской области от 27.11.2007 N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения"; при предоставлении земельных участков для размещения автостоянок Комитетом применялся процент кадастровой стоимости земли 0,5% как для хранения индивидуального транспорта, в то время как данные автостоянки использовались для предпринимательской деятельности, для которой предусмотрен процент кадастровой стоимости земли 2%. Нашли свое подтверждение и факты нерегистрации договоров аренды земельных участков, заключенных с открытым акционерным обществом "Саратовоблгаз" на срок 10, 20 лет и 21 год.
При указанных обстоятельствах суды в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ обоснованно отказали заявителю в удовлетворении требований о признании недействительным спорного предписания счетной палаты в указанной части."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 октября 2011 г. N Ф06-7846/11 по делу N А57-14832/2010