г. Саратов
|
Дело N А57-14832/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хворостенко Ю.В.,
при участии в судебном заседании:
от Счетной палаты Саратовской области - Гавриш Е.В. по доверенности от 21.06.2010 г..,
от администрации Энгельсского муниципального района - Казарова А.Г. по доверенности N 01-04-02-04/1 от 11.01.2011 г..,
от Комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района - Кузнецов А.С. по доверенности N 01-09/3216 от 15.11.2010 г..,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района, Саратовская область, г. Энгельс,
на решение арбитражного суда Саратовской области от 24 марта 2011 года по делу N А57-14832/2010 (судья Лескина Т.А.)
по заявлению Комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района, Саратовская область, г. Энгельс,
заинтересованные лица:
Счетная палата Саратовской области, г. Саратов,
администрация Энгельсского муниципального района, Саратовская область, г. Энгельс,
о признании недействительным предписания Счетной палаты Саратовской области от 27.10.2010 N 03-03/961 в части,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района (далее - Комитет) обратился в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным предписания Счетной палаты Саратовской области от 27.10.2010 г.. N 03-03/961 в части:
пункта I описательного раздела предписания в части указания на ненадлежащее исполнение Комитетом своих обязанностей как главного администратора доходов по контролю за исполнением договоров аренды, а также за своевременным поступлением в бюджет денежных средств от аренды муниципального имущества, что привело к образованию задолженности в размере 55 035,3 тыс.руб. в 2008 г. и 64 238,4 тыс.руб. в 2009 г.;
пункта II описательного раздела предписания в части указания на ненадлежащее исполнение бюджетных полномочий администратора доходов, определенных статьей 160.1. Бюджетного кодекса РФ, что привело к недопоступлению денежных средств в сумме 25 498,1 тыс.руб.;
пункта 1 и пункта 2 описательного раздела предписания в части указания на ненадлежащее исполнение комитетом по управлению имуществом обязанностей главного администратора доходов, недостаточного контроля за своевременностью начисления и полнотой перечисления в муниципальный бюджет доходов от аренды земли, неэффективного использования имущества и недополучения сумм по арендной плате в сумме 18 660,2 тыс.руб. и 264,8 тыс.руб.;
пункта 3 описательного раздела предписания в части занижения процента от кадастровой стоимости на земельные участки, предназначенные для размещения автостоянок и недополучения денежных сумм по арендной плате в размере 2 994,7 тыс.руб.;
пункта 5. подпункт "а" описательного раздела предписания в части превышения полномочий Главы администрации ЭМР и недопоступлении денежных средств в сумме 798 тыс.руб.;
пункта 5 подпункт "б" описательного раздела предписания в части недополучения доходов от аренды муниципального имущества в сумме 62,7 тыс.руб.;
пункта 6 описательного раздела предписания в части превышения полномочий Главы администрации ЭМР и недополучения доходов за пользование муниципальным имуществом в сумме 1150,5 тыс.руб. и 1567,2 тыс.руб.;
пунктов 1-7 резолютивной части предписания в полном объеме.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 24.03.2011 г.. предписание Счетной палаты Саратовской области от 27.10.2010 г.. N 03-03/961 признано недействительным в части:
пункта I описательной части предписания в части указания на не ненадлежащее исполнение Комитетом своих обязанностей как главного администратора доходов по контролю за исполнением договоров аренды, а также за своевременным поступлением в бюджет денежных средств от аренды муниципального имущества, что привело к образованию задолженности в размере 55 035,3 тыс. руб. в 2008 г.. и 64 238,4 тыс. руб. в 2009 г..;
пункта II и подпункта "а" пункта 5 описательной части предписания в части указания на превышение полномочий Главы администрации ЭМР и недополучении денежных средств в сумме 798 тыс. руб. ;
пункта II и подпункта "б" пункта 5 описательной части предписания в части недополучения доходов от аренды муниципального имущества в сумме 62,7 тыс. руб.;
пункта II и пункта 6 описательной части предписания в части указания на превышение полномочий Главы Администрации ЭМР и недополучении доходов за пользование муниципальным имуществом в сумме 1150,5 тыс. руб. и 1567.2 тыс. руб.
пункт 5 резолютивной части предписания о рассмотрении вопроса о взыскании недополученной арендной платы за использование помещений арендатором ИП Умаровой И.В. под кафе-бар в сумме 62,7 тыс. руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет, не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований
- о признании пункта II описательного раздела предписания в части указания на ненадлежащее исполнение бюджетных полномочий администратора доходов, определенных ст.160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что привело к недопоступлению денежных средств в сумме 25 498,1 тыс.руб.
- пункта 1 и пункта 2 описательного раздела предписания в части указания на ненадлежащее исполнение Комитетом главного администратора доходов, недостаточного контроля за своевременностью начисления и полнотой перечисления в муниципальный бюджет доходов от аренды земли, неэффективного использования имущества и недополучения сумм по арендной плате в сумме 18 660,2 тыс.руб. и 264,8 тыс.руб.
- пункта 3 описательного раздела предписания в части занижения процента от кадастровой стоимости на земельные участки, предназначенные для размещения автостоянок и недоплучения денежных сумм по арендной плате в размере 2 994,7 тыс. руб.
- пунктов 1,2,3,4,6,7 резолютивной части предписания в полном объеме, обратился с апелляционной жалобой об отмене решения суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Счетная палата возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Администрация Энгельсского муниципального района поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Пункт 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Поскольку, в порядке апелляционного производства, обжалуется только часть определения, суд апелляционной инстанции не может выйти за рамки апелляционной жалобы и проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие неявивишихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Счетной палатой Саратовской области в соответствии с планом работы, утвержденным постановлением Саратовской областной Думы от 23.12.2009 г.. N 27-1365, проведена проверка в отношении Комитета по управлению имущество администрации Энгельсского муниципального района по вопросу исполнения бюджета Энгельсского муниципального района - получателя межбюджетных трансфертов из областного бюджета на предмет эффективности и законности использования бюджета Энгельсского муниципального района.
В ходе проверки выявлены нарушения и недостатки, которые зафиксированы в акте проверки от 07.10.2010 г..
По результатам проверки в адрес Комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области Счетной палатой вынесено предписание от 27.11.2010 г.. N 03-03\961 об устранении выявленных нарушений и недостатков и недопущению их в дальнейшем, которым Комитету предписывалось:
1. Исполнять обязанности администратора дохода надлежащим образом: соблюдать требования Бюджетного кодекса РФ, договоров аренды. Постановления Правительства саратовской области от 27.11.2007 г.. N 412-п "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения" и Порядка сдачи в аренду земельных участков. Находящихся на территории ЭМР, утвержденного постановлением Главы администрации ЭМР от 27.07.2007 г.. N 4334, своевременно осуществлять перерасчет арендной платы на земельные участки.
2. При расчете арендной платы за земельные участки соблюдать требования Постановления Правительства Саратовской области от 27.11.2007 г.. N 412-П с учетом технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 г.. N П\0152
3. Надлежащим образом исполнять обязанности по обеспечению эффективного управления распоряжения муниципальным имуществом, предусмотренные пунктом 2.1. приложения N 2 к решению собрания депутатов ЭМР от 28.12.2006 г.. N 168\13-03.
4. При передаче муниципального имущества (нежилых помещений) в безвозмездное пользование руководствоваться Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Энгельсского муниципального района, утвержденным Решением собрания депутатов ЭМР от 26.03.2009 г.. N 800/62-03
5. Рассмотреть вопрос о взыскании недополученной арендной платы за использование помещения арендатором ИП Умаровой И.В. под кафе-бар в сумме 62,7 тыс. руб.
6. Усилить контроль за соблюдением требований статей 131, 651 ГК РФ и Федерального закона от 21.07.1997 г.. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
7. Принять соответствующие меры с целью государственной регистрации договоров аренды земельных участков, заключенных с ОАО "Саратовоблгаз".
Комитет оспорил выданное ему предписание в судебном порядке.
Рассмотрев требование Комитета в части оспаривания пункта 1 и пункта 2 II описательного раздела предписания в части указания на ненадлежащее исполнение Комитетом главного администратора доходов, недостаточного контроля за своевременностью начисления и полнотой перечисления в муниципальный бюджет доходов от аренды земли, неэффективного использования имущества и недополучения сумм по арендной плате в сумме 18 660,2 тыс.руб. и 264,8 тыс.руб., суд первой инстанции не нашел оснований для его удовлетворения, обоснованно исходя из следующего.
В ходе проверки Счетной палатой Саратовской области было установлено, что в 2008 г.., 2009 г.. по заключенным договорам аренды земельных участков с ЗАО "Саратовоблжилстрой", ОАО "Троллейбусный завод", ОАО "Автотранспортное предприятие N 2", ООО "Транс-Хлеб", ООО "Саратовский трубный завод", ОАО "Российские железные дороги", ЗАО Научно - технический центр "Волгапромстройбезопасность", Фоминым В.И., своевременно не осуществлялся перерасчет арендной платы на земельные участки, в связи с чем арендная плата по данным договорам не соответствовала Постановлению Правительства Саратовской области от 27.11.2007 г.. N412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения".
Согласно ч. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов обладает в том числе такими бюджетными полномочиями как начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Аналогичные бюджетные полномочия Комитета по контролю за исполнением договоров аренды и своевременным поступлением в бюджет денежных средств от аренды муниципального имущества указаны в пункте 4.1. "Положения о Комитете по управлению имуществом администрации ЭМР", утвержденного решением Собрания депутатов ЭМР от 28.12.2006 г. N 168/13-03.
Согласно постановлению Главы администрации Энгельсского муниципального района от 27.07.2007 г.. N 4334 и условиям вышеуказанных договоров размер арендной платы может быть пересмотрен Комитетом один раз в год в уведомительном порядке, без заключения сторонами дополнительных соглашений в случае изменения установленных федеральным законодательством ставок земельного налога, изменения базовой ставки арендной платы, в том числе методики расчета арендной платы; показателей влияющих на размер арендной платы и ее составляющие в соответствии с данной методикой; а также в других случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ и Саратовской области.
Изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является изменением условия договора о размере арендной платы применительно к п. 3 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Учитывая, что ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Таким образом, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного правового акта, что согласуется положениями ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Данная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 г.. N 12404/09.
Таким образом, не нарушая положений ст.422 Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии с постановлением Главы Администрации ЭМР от 27.07.2007 г.. N 4334 и условиям договоров аренды Комитет имел законное право один раз в год пересмотреть размер арендной платы с целью увеличения платежей в бюджет ЭМР. Однако в 2008 г.. и в 2009 г.. Комитет не принял мер, предоставленных ему условиями договоров аренды и законодательством, не привел арендную плату в соответствие с Постановлением Правительства Саратовской области от 27.11.2007 г.. N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения". При этом в оспариваемом предписании Счетная плата отмечает, что по другим аналогичным договорам Комитет реализовал свое право и пересмотрел размер арендной платы в 2008 г.. и в 2009 г..
При таких обстоятельствах вывод Счетной палаты области о ненадлежащем исполнении Комитетом обязанностей администратора, главного администратора дохода за своевременностью, правильностью начисления и полнотой перечисления в муниципальный бюджет доходов от аренды земли и неэффективного использования имущества, в результате чего бюджет ЭМР недополучил доходов по арендной плате за землю в размере 18660,2 тыс. руб. является законным и обоснованным.
В апелляционной жалобе Комитет в обоснование неправомерности указанного вывода ссылается на то, что арендная плата по названным договорам была рассчитана на дату заключения каждого договора аренды на основании "Методики определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах Энгельсского муниципального района Саратовской области", утвержденной постановлением Главы Энгельсского муниципального образования от 25.10.2004 г.. N 5377. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы считает, что Постановление Правительства Саратовской области от 27.11.2007 г.. N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения" не содержит норм, устанавливающих, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Указанный довод апелляционной жалобы судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, в данном случае - Постановления Правительства Саратовской области от 27.11.2007 г.. N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения".
При проверке вывода Счетной палаты о ненадлежащем исполнении Комитетом обязанностей администратора доходов в части контроля за полнотой и своевременностью внесения арендной платы по договору N 2311 от 20.11.1997 г.., заключенного с ООО "Полис", суд первой инстанции установил его правомерность и обоснованность. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки указанного вывода Счетной палаты по следующим основаниям.
При проведении проверки было установлено, что в 1997 года на условиях аренды ООО "Полис" был предоставлен земельный участок под строительство автозаправочной станции по ул. М. Расковой площадью 1095,0 кв.м. Земельный участок арендатором используется по настоящее время. Однако в бюджет платежи с 2002 года регулярно не поступали.
Как правильно указал суд первой инстанции, Комитет наделен полномочиями по заключению договоров аренды земельных участков и функциями по контролю за поступлением арендных платежей за землю лишь с 2004 года Постановлением Главы Администрации ЭМР от 27.02.2004 года N 926, а фактическая передача материалов по указанному договору согласно акта приема-передачи состоялась в феврале 2008 года. Тем не менее, Комитет не произведя перерасчет размера арендой платы, обратился в суд с исковым заявлением только в 2009 году, что, безусловно, свидетельствует о ненадлежащем исполнении функций администратора доходов.
Таким образом, в результате того, что Комитет не воспользовался законным правом и не привел размер арендной платы в соответствие с Постановлением Правительства Саратовской области от 27.11.2007 г.. N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения" в 2008 и 2009 году в бюджет района не поступило 264,8 тыс. руб.
Заявитель апелляционной жалобы в опровержение выводов Счетной палаты в указанной части ссылается на то, что в 2009 году было заключено мировое соглашение, утвержденное арбитражным судом Саратовской области по делу N А57-11247/09-2. Однако факт заключения мирового соглашения о взыскании с ООО "Полис" арендной платы в рамках дела N А57-11247/09-2 не может служить основанием для вывода надлежащем исполнении Комитетом обязанностей администратора доходов в части контроля за полнотой и своевременностью внесения арендной платы по договору N 2311 от 20.11.1997 г.., заключенного с ООО "Полис", с учетом значительного срока непоступления в бюджет платежей по арендной плате, а также нарушения Комитетом обязанности по перерасчету арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 27.11.2007 г.. N 412-П.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерном установлении Счетной палатой фактов занижения Комитетом процента кадастровой стоимости на земельные участки, предназначенные для размещения автостоянок, в результате чего бюджетом Энгельсского муниципального района не получен доход в сумме 2994,7 тыс. руб.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, правовой режим земель определяется из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных законов.
Между Комитетом и арендаторами: ООО "Агро-Сервис", ООО "Благоустройство", Пономаревым И.В., ООО "Волжские просторы", Наконечным В.В., ООО "Кронверк", ООО "СпецМашИнвест", Гедыма А.Н., Деомидовым Р.В., ОАО "Роберт Бош Саратов" были заключены договоры аренды на земельные участки, предназначенные для размещения автостоянок (с осуществлением предпринимательской деятельности), а процент от кадастровой стоимости при определении размера арендной платы применен как для размещения автостоянок для хранения индивидуального автотранспорта - 0,5%.
В аренду под размещение автостоянок были переданы земельные участки, собственность на которые не разграничена. В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г.. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование таких земельных участков устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.
Порядок государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов установлен Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2000 г.. N 39.
Согласно методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе 16 видов разрешенного использования, при этом земельные участки. Предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, отнесены к 3 группе (п. 1.2.3. методических рекомендаций).
Порядок расчета размера арендной платы за землю установлен Постановлением правительства Саратовской области от 27.11.2007 г.. N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее исполнения" и зависит от вида разрешенного использования. Для вида разрешенного использования за земельные участки "предназначенные для размещения автостоянок" установлен годовой размер арендной платы равный 0,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, "предназначенных для иных целей" - 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Согласно типовому перечню видов разрешенного использования земель, указанному в Технических рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 г.. N П/0152 земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок - это земельные участки гаражей (индивидуальных и кооперативных) для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Как следует из договоров аренды земельных участков, данные земельные участки не были предназначены для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, а были переданы в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Так как размер арендной платы поставлен в зависимость от вида разрешенного использования, Счетная палата правомерно пришла к выводу, подтвержденному решением суда первой инстанции, о том, что при расчете годовой стоимости арендной платы необходимо было руководствоваться Постановлением Правительства Саратовской области от 27.11.2007 г.. N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее исполнения" во взаимосвязи с техническими рекомендациями, поскольку в них дается расшифровка типового перечня разрешенных видов использования.
Следовательно, при применении постановления Правительства Саратовской области от 27.11.2007 г.. N 412-П нужно было исходить из того, что размер арендной платы за земельный участок под автостоянку в целях предпринимательской деятельности составляет 2 %, что не соблюдено Комитетом при определении процента от кадастровой стоимости на земельные участки при расчете арендной платы.
Довод апелляционной жалобы о том, что Постановление Правительства саратовской области от 27.11.2007 г.. N 412-П не содержит разделения разрешенного использования для размещения автостоянок на виды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и для предпринимательских целей, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Постановлением Правительства Саратовской области от 27.11.2007 г.. N 412-П использование земельных участков под объектами в предпринимательских целях действительно не выделено в отдельные виды разрешенного использования.
Однако в абз. 12 п. 1 Постановления Правительства Саратовской области N 412-П указан такой вид разрешенного использования как "предназначенные для иных целей - два процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков", который и применяется в том числе для земельных участков используемых под размещении объектов используемых в предпринимательских целях.
Довод Комитета о том, что Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 г.. N П/0152, норм по определению размера арендной платы не содержат, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Технические рекомендации утверждены в целях разъяснения положений Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Как правильно указал суд первой инстанции, в пункте 1.1 Технических рекомендаций указано, что они являются практическим руководством по реализации Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 г. N 39.
Размер арендной платы поставлен в зависимость от вида разрешенного использования, в связи с чем правомерно при расчете годовой стоимости арендной платы руководствоваться названными Техническими рекомендациями, поскольку в них дается расшифровка Типового перечня разрешенных видов использования.
В этой связи судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что позиция Счетной палаты согласуется с общими принципами действующего законодательства, основанному на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В случае использования земельных участков для осуществления разных видов деятельности (предпринимательской и непредпринимательской), стоимость арендной платы будет различной, обратное приведет к несправедливому возложению на определенных землепользователей налогового бремени.
По эпизоду использования земельных участков, переданных арендатору ОАО "Саратовоблгаз" суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной жалобы о неправомерности выводов суда первой инстанции о нарушении Комитетом ст. ст.131, 651 Гражданского кодекса Российской Федерации необоснованными, исходя при этом из следующего.
Между Администрацией Энгельсского района и ОАО "Саратовоблгаз" в 2000-2001 г.г. было подписано 3 договора о предоставлении земельных участков в аренду на срок 10 лет, 20 лет и 21 год.
Согласно п.2 ст.609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. По смыслу п.2 ст.26 Земельного кодекса Российской Федерации регистрации подлежит договор аренды земельного участка заключенный на срок не менее чем один год.
В силу пункта 3 статьи 433 ГК РФ договор подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации. Согласно пункту 1 статьи 425 того же Кодекса договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Однако, на момент проведения контрольного мероприятия вышеуказанные договоры аренды земельных участков подписанные Администрацией Энгельсского района и ОАО "Саратовоблгаз" не были зарегистрированы в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав и, следовательно, не заключены и не должны порождать правовых последствий.
В пункте 7 резолютивной части оспариваемого предписания Комитету было предписано принять соответствующие меры с целью государственной регистрации договоров аренды земельных участков заключенных с ОАО "Саратовоблгаз" в течение 1 месяца с момента получения предписания, что не противоречит п. 4.2. приложения 1 Постановления главы администрации Энгельсского муниципального района от 27.07.2007 г. N 4343 "Об утверждении порядка сдачи в аренду земельных участков, находящихся на территории ЭМР", согласно которому Комитет осуществляет регистрацию заключенных договоров аренды земельных участков.
В апелляционной жалобе Комитет указал на то, что действующим законодательством не предусмотрены сроки регистрации договоров, однако это не означает возможность невыполнения требований ст.131, ст.651 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает значительность срока отсутствия государственной регистрации договоров аренды с ОАО "Саратовоблгаз". Договора аренды с ОАО "Саратовоблгаз" были подписаны в 2000-2001 г.г., что было установлено в ходе проверки Счетной палатой в 2010 г.., в связи с чем последняя сделала правомерный вывод о нарушении Комитетом ст.131, ст.651 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В части признания недействительным пунктов 1, 2, 3, 4, 6 резолютивной части предписания, предписывающих: исполнять обязанности администратора дохода надлежащим образом, соблюдать требования Бюджетного кодекса РФ, договоров аренды, постановления Правительства Саратовской области от 27.11.2007 г.. N 412-п "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения" и Порядка сдачи в аренду земельных участков, находящихся на территории ЭМР, утвержденного постановлением Главы администрации ЭМР от 27.07.2007 г.. N 4334, своевременно осуществлять перерасчет арендной платы на земельные участки; при расчете арендной платы за земельные участки соблюдать требования Постановления Правительства Саратовской области от 27.11.2007 г.. N 412-П с учетом технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 г.. N П\0152; надлежащим образом исполнять обязанности по обеспечению эффективного управления распоряжения муниципальным имуществом, предусмотренные пунктом 2.1. приложения N 2 к решению собрания депутатов ЭМР от 28.12.2006 г.. N 168\13-03;при передаче муниципального имущества (нежилых помещений) в безвозмездное пользование руководствоваться Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Энгельсского муниципального района, утвержденным Решением собрания депутатов ЭМР от 26.03.2009 г.. N 800/62-03; усилить контроль за соблюдением требований статей 131, 651 ГК РФ и Федерального закона от 21.07.1997 г.. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", заявленные требования правомерно не удовлетворены судом первой инстанции, поскольку указанные предложения носят информационный и разъяснительный характер, не свидетельствуют о принятии мер принуждения, предусмотренных бюджетным законодательством, и не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы лица, в отношении которого оно вынесено.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что нарушения Комитетом требований указанных выше правовых норм установлены Счетной палатой правомерно, подтверждаются материалами, в связи с чем предписание Счетной палаты в оспариваемой заявителем апелляционной жалобы части соответствует действующему законодательству и не может нарушать права и законные интересы Комитета.
Доводы апелляционной жалобы правомерных выводов суда первой инстанции не опровергают и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый по делу судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 24 марта 2011 года по делу N А57-14832/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-14832/2010
Истец: Комитет по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района
Ответчик: Счетная палата Саратовской области
Третье лицо: Администрация Энгельсского муниципального района