г. Казань
11 октября 2011 г. |
Дело N А12-3281/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Карповой В.А.,
при участии представителей:
истца - Панфилова Д.В., доверенность от 20.09.2011 N 37,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.05.2011 (судья Калиникова О.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2011 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Самохвалова А.Ю., Телегина Т.Н.)
по делу N А12-3281/2011
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремстройкомплект", г. Михайловка Волгоградской области (ИНН 3437009176, ОГРН 1023405575533) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН 3444112640, ОГРН 1093444002684) о признании права собственности на земельный участок, признании незаконным решения государственного органа, при участии третьего лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г. Москва,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.05.2011 требования общества с ограниченной ответственностью "Ремстройкомплект" удовлетворены частично.
Суд признал решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - ТУ Росимущества в Волгоградской области), изложенное в письме от 10.12.2010 N 10/18402 "О возврате документов", незаконным и несоответствующим положениям Земельного кодекса Российской Федерации, обязал ТУ Росимущества в Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и принять решение о предоставлении на праве собственности ООО "Ремстройкомплект" земельного участка с кадастровым номером 34:37:01:01:47:0004, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Михайловка, ул. Ленина, 205 А.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Волгоградской области просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении заявления отказать.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, ООО "Ремстройкомплект" 30 декабря 2009 в установленном законодательством порядке с приложением необходимых документов обратилось в ТУ Росимущества в Волгоградской области с заявкой (входящий N 25053) на приватизацию земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Михайловка, ул. Ленина, 205 А, кадастровый номер 34:37:01:01:47:0004, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности.
С нарушением установленного месячного срока рассмотрения заявки ТУ Росимущества в Волгоградской области письмом от 16.07.2010 (исходящий N 10/11112) сообщено, что в целях обоснования площади земельного участка, необходимой для использования объектов недвижимого имущества им запланирован осмотр земельного участка.
Осмотр был произведен должностным лицом ТУ Росимущества в Волгоградской области 30 июля 2010, в результате осмотра препятствующие приватизации земельного участка обстоятельства не обнаружены.
Для дополнительного обоснования испрашиваемой площади земельного участка, ООО "Ремстройкомплект" предоставлено заключение открытого акционерного общества "Институт "Волгограджилкоммунпроект", в котором приведено нормативное обоснование использования площади земельного участка в установленных границах.
Ответчик письмом от 10.12.2010 N 10/18402 отказал заявителю в приватизации земельного участка, а представленные для приватизации документы возвратил с формулировкой - на доработку.
Указанное решение мотивировано тем, что на территории производственной базы имеется бетонное покрытие с износом 90 %, в отношении которого не представлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним либо документ, подтверждающего факт использования данного объекта заявителем.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи объектов недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, а покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на такой земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Пунктом 5 названной статьи Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
В силу абзаца второго пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Заявителем в ТУ Росимущества в Волгоградской области направлена заявка на приватизацию земельного участка в соответствии с Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 с приложением всех необходимых документов.
На основании части 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в случае, если осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка) в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия указанного решения исполнительный орган государственной власти осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчиком не представлены по делу доказательства, подтверждающие основания отказа в предоставлении сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка в собственность - ограничение в обороте, запрет приватизации, резервирование для государственных или муниципальных нужд, нахождение на земельном участке не принадлежащих заявителю объектов недвижимости.
В качестве основания возвращения документов ответчиком указана альтернативная обязанность заявителя предоставить выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на бетонное покрытие, расположенное на территории производственной базы, либо документ, подтверждающий факт использования данного объекта.
Вместе с тем факт использования бетонного покрытия заявителем подтверждается актом осмотра земельного участка 30 июля 2010 года, составленным должностным лицом ТУ Росимущества в Волгоградской области.
Требование о предоставлении дополнительного, аналогичного по содержанию документа, создает заявителю препятствия в реализации его права на своевременное рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка в собственность.
Решение ТУ Росимущества в Волгоградской области о возврате документов на приватизацию земельного участка противоречит положениям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, является незаконным и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса, на основании которой предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из представленного заявителем заключения открытого акционерного общества "Институт "Волгограджилкоммунпроект" следует, что площадь испрашиваемого земельного участка указанным параметрам соответствует.
В соответствии с Положением о ТУ Росимущества в Волгоградской области, утвержденным приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63 (далее - Положение), ТУ осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи федерального имущества на территории Волгоградской области, осуществляет продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, заключает договоры купли-продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
ТУ Росимущества в Волгоградской области является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Согласно части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, в числе прочего должны содержаться название закона, на соответствие которому проверен оспариваемый акт, решение, а также указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Ответчиком не приведены возражения против приватизации сформированного земельного участка с кадастровым номером 34:37:01:01:47:0004 по иным, не указанным в оспариваемом решении основаниям.
В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок после принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 решение либо действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных может быть оспорено путем обращения в арбитражный суд с заявлением о признании решения либо действия незаконным. Такое заявление рассматривается судом в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих право и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в настоящей главе.
Пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде первой инстанции" от 31.10.1996 N 13 установлено, что истец вправе соединить в одном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой. Соединение нескольких требований может иметь место тогда, когда они связаны между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам.
Требования о признании права собственности в соответствии с правилами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом не рассматривались.
Выводы суда о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.05.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2011 по делу N А12-3281/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.З. Желаева |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 решение либо действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных может быть оспорено путем обращения в арбитражный суд с заявлением о признании решения либо действия незаконным. Такое заявление рассматривается судом в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих право и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в настоящей главе.
Пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде первой инстанции" от 31.10.1996 N 13 установлено, что истец вправе соединить в одном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой. Соединение нескольких требований может иметь место тогда, когда они связаны между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2011 г. N Ф06-8727/11 по делу N А12-3281/2011
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5827/12
12.05.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2998/12
11.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8727/11
10.05.2011 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-3281/11