г. Казань
12 октября 2011 г. |
Дело N А55-1016/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Желаевой М.З.,
при участии представителей:
заявителя - Игнатенко Т.В., (доверенность от 07.09.2011 N 1459),
в отсутствие:
остальных лиц участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.04.2011 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2011 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Кузнецов В.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-1016/2011
по заявлению Департамента имуществом городского округа Самара, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц: муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 166, г. Самара открытого акционерного общества "АВИАКОР-авиационный завод", г. Самара, о признании незаконным решения об отказе в проведении государственной регистрации права, об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание (склад), площадью 75,7 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Юных Пионеров, дом 77, внутренняя литера С, и об обязании ответчика зарегистрировать право муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества.
Решением суда первой инстанции от 04.04.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит вышеуказанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 03.09.2010 Департамент обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание (склад), площадью 75,7 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Юный Пионеров, дом 77, внутренняя литера С.
Сообщением от 19.10.2010 N 01/361/2010-166 заявителю отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанный объект недвижимости на основании абзаца 9 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации от 21.07.1997 N 122-ФЗ) в связи с тем, что правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества (л.д. 6-7).
Считая указанные действия незаконными, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отменяя решение Арбитражного суда Самарской области от 04.04.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2011 коллегия исходит из следующего.
В силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (с изменениями от 23.05.1992 N 2824-1) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты согласно приложению N 3, относятся к муниципальной собственности в силу Закона независимо от оформления их приема-передачи.
На основании пункта 2 названного выше Постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность. Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственности".
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N 3 к указанному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
Спорный объект - двухэтажное нежилое здание с подвалом является по своему назначению складом, предназначенным непосредственно для обслуживания учреждения дошкольного образования, входящим в состав имущественного комплекса детского сада. Склад числится на балансе МДОУ детского сада N 166 и находится на его территории, что подтверждается землеустроительным делом и кадастровым планом земельного участка.
Письмо Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.02.1998 N 12-32/86 рекомендовано осуществить передачу детских садов не пообъектно, а в составе имущественного комплекса без расшифровки входящих в него объектов.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Как видно из выписки из реестра муниципального имущества (л.д. 9) спорный объект недвижимости включен в реестр муниципальной собственности на основании постановления главы города Самары от 03.12.1998 N 457.
В соответствии с постановлением главы города Самары от 03.12.1998 N 457 в муниципальную собственность города Самары приняты объекты социально-культурного назначения открытого акционерного общества "АВИАКОР" согласно приложению к настоящему Постановлению. Комитету по управлению имуществом г. Самары поручено включить указанное в пункте 1 настоящего Постановления имущество в реестр муниципальной собственности г. Самары, заключить с открытым акционерным обществом "АВИАКОР" договор о совместном использовании и финансировании передаваемых в муниципальную собственность г. Самары объектов. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Комитет по управлению имуществом г. Самары.
Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра объектов капитального строительства от 16.02.2006 N РИ-03808гп и технического паспорта на объект недвижимости нежилого фонда по состоянию на 02.11.2005 нежилое здание площадью 75,7 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, ул. Юных Пионеров, дом 77, внутренняя литера С, представляет собой склад.
В соответствии со статьей 17 Закона о регистрации от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При таких обстоятельствах, коллегия считает, что представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиям статей 17, 18 Закона о регистрации от 21.07.1997 N 122-ФЗ, что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права собственности.
На основании вышеизложенного оспариваемый отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности не соответствует требованиям статьи 20 Закона о регистрации от 21.07.1997 N 122-ФЗ, нарушает права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию и распоряжению объектом недвижимого имущества, что является согласно статье 201 АПК РФ основанием для признания его незаконным.
Согласно статье 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений государственных органов наряду с указанием на признание оспариваемого акта недействительным должно быть указано об обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения.
Поскольку Департамент в силу прямого указания закона является собственником спорного помещения, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Юных Пионеров, дом 77, внутренняя литера С, и данный спор не является спором о праве собственности, ссылка в решении суда на вышеуказанный пункт Пленума необоснованна.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 04.04.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2011 по делу N А55-1016/2011 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Признать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, выразившиеся в отказе проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание (склад) площадью 75,7 кв.м. расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ю. Пионеров, дом 77, внутренняя литера С, незаконными.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание (склад) площадью 75,7 кв.м. расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ю. Пионеров, дом 77, внутренняя литера С.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 17 Закона о регистрации от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При таких обстоятельствах, коллегия считает, что представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиям статей 17, 18 Закона о регистрации от 21.07.1997 N 122-ФЗ, что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права собственности.
На основании вышеизложенного оспариваемый отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности не соответствует требованиям статьи 20 Закона о регистрации от 21.07.1997 N 122-ФЗ, нарушает права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию и распоряжению объектом недвижимого имущества, что является согласно статье 201 АПК РФ основанием для признания его незаконным.
...
В силу пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 октября 2011 г. N Ф06-8856/11 по делу N А55-1016/2011