г. Казань
17 октября 2011 г. |
Дело N А12-4260/2010 |
См. также Постановление ФАС ПО от 1 февраля 2011 г. N А12-4260/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
при участии представителей:
истца - Левичева С.Н., доверенность от 12.11.2010 N 484/11,
ответчика - Минеева И.Г., доверенность от 26.09.2011 N 499-11,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Бирченко А.Н., Грабко О.В.)
по делу N А12-4260/2010
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волгоградрегионгаз" (ОГРН 1023403844441, ИНН 3445045202) к муниципальному унитарному предприятию "Волгоградское коммунальное хозяйство" (ОГРН 1033401195288, ИНН 3448004130) о взыскании 191 883 287,84 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волгоградрегионгаз" (далее - ООО "Волгоградрегионгаз", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному унитарному предприятию "Волгоградское коммунальное хозяйство" (далее - МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство", Предприятие, ответчик) о взыскании задолженности за январь-март 2010 года по договору поставки газа от 04.06.2009 N 09-5-17428/09 в сумме 9 738 478 руб. 99 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.06.2011 с МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" в пользу ООО "Волгоградрегионгаз" взыскано 2531 руб. 70 коп. задолженности по договору от 04.06.2009 N 09-5-17428/09 и 193 469 руб. 80 коп. государственной пошлины, уплаченной при подаче иска. В удовлетворении требования о взыскании 9 735 947 руб. 29 коп. задолженности по договору от 04.06.2009 N 09-5-17428/09 отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.06.2011 изменено и с МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (новое наименование ООО "Волгоградрегионгаз", далее - ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград") взысканы задолженность по договору поставки газа от 04.06.2009 N 09-5-17428/09 в сумме 9 738 478 руб. 99 коп. и расходы по уплаченной при подаче иска государственной пошлине в размере 71 692 руб. 39 коп. Кроме того, ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 128 307 руб. 61 коп., оплаченная платежным поручением от 25.02.2010 N 27769, а также в его в пользу с МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" взысканы расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2000 руб.
В кассационной жалобе МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" просит отменить названное постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", считая, что суд апелляционной инстанции нарушил нормы материального права и неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела. Доводы Предприятия подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представитель ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" в судебном заседании доводы кассационной жалобы отклонил и просил оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 14 часов 50 минут 10.10.2011.
Законность обжалуемого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, между ООО "Волгоградрегионгаз" (Поставщик) и МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" (Покупатель) заключен договор поставки газа от 04.06.2009 N 09-5-17428/09, по условиям которого Поставщик обязался поставлять, а Покупатель принимать (отбирать) и оплачивать газ в согласованных объемах.
Указанный договор подписан ответчиком с протоколом разногласий по пунктам 2.3, 2.4, 3.2, 3.3, 3.6-3.9, 3.12-3.17, 3.21, 5.3, 5.9, 7.1, 9.2, 9.8, 9.10, разделу 11. Протоколом урегулирования разногласий от 21.09.2009 стороны не пришли к единой редакции спорных пунктов договора.
Согласно пункту 5.1 договора его исполнение оплачивается Покупателем Поставщику по цене, складывающейся из регулируемой оптовой цены на газ (оптовой цены на газ, определяемой в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен), тарифа на его транспортировку по сетям газораспределительной организации (далее - ГРО) и платы за снабженческо-сбытовые услуги, которые устанавливаются и применяются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Стороны согласовывают применение новых цен на газ (кроме регулируемой оптовой цены на газ) на основании предложений Поставщика об изменении цены, оформленных в виде дополнительных соглашений либо письменных уведомлений Поставщика, в случае реализации в рамках договора сверх суточных договорных объемов, установленных в пункте 2.2, или дополнительном соглашении о выборке газа, по ценам, определяемым в диапазоне между предельными максимальными и минимальными уровнями оптовых цен.
Согласование цен на газ (кроме регулируемой оптовой цены) оформляется в дополнительных соглашениях к договору до начала периода поставки соответствующих объемов газа. В отсутствие в распоряжении Поставщика до начала указанного периода поставки газа надлежащим образом оформленного экземпляра дополнительного соглашения о цене Покупатель вправе (в частности, в заявке Поставщику дополнительных объемов газа) подтвердить свое согласие на приобретение газа по установленной согласно нормативным актам цене. Продолжение отбора газа после наступления соответствующего периода поставки Стороны рассматривают как достижение договоренности о применении цены на основании предложений Поставщика об изменении цены, оформленных в виде дополнительных соглашений либо письменных уведомлений Поставщика в следующих случаях:
Если в течение 5 дней Покупатель в ответ на предложение Поставщика об изменении цены не представит Поставщику безоговорочное письменное согласие и продолжит отбор газа, цены на газ считаются согласованными и принимаются для расчетов за газ. Если Покупатель не согласовывает изменение цены, он обязан самостоятельно прекратить отбор газа и в указанный в настоящем абзаце срок для согласования изменения цены представить Поставщику составленный с участием ГРО акт об отключении всего находящегося в его ведении газопотребляющего оборудования.
На основании указанных пунктов договора истец направил ответчику дополнительное соглашение от 29.12.2009 N 2, предложив заключить соглашение о следующем:
"1. Стороны установили оптовую цену на дополнительные объемы газа, поставляемые (отбираемые) в соответствии с правилами ценообразования, установленными пунктами 15.1-15.3 постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 333 на соответствующий месяц поставки в размере: с 01.01.2010 - 2962 руб./1000 куб.м, с 15.04.2010 - 2884 руб./1000 куб.м, с 01.07.2010 - 2861 руб./1000 куб.м (указанные цены приведены без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС), платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ) и стоимости транспортировки по сетям ОАО "Волгоградоблгаз").
2. Газ, отобранный Покупателем без согласования с Поставщиком, подлежит оплате по "новой" оптовой цене, указанной в пункте 1 настоящего соглашения, с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 17 Правил поставки газа в Российской Федерации. Транспортировка указанных объемов газа и снабженческо-бытовые услуги подлежат оплате на условиях Договора".
Ответчик подписал данное дополнительное соглашение с протоколом разногласий, в котором предложил пункт 2 дополнительного соглашения исключить, а пункт 1 соглашения принять в следующей редакции: "Стороны установили цены на дополнительные объемы газа, поставляемые (отбираемые) сверх установленного договорного объема газа, в размере 2601 руб./1000 куб.м (указанная цена без учета НДС, платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ) и транспортировки газа по сетям ОАО "Волгоградоблгаз")".
Протокол разногласий истцом был отклонен.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и не оспаривалось ответчиком, объемы фактически отобранного газа оплачивались ответчиком с нарушением сроков, согласованных в договоре, что стало причиной обращения истца в суд с настоящим иском о взыскании задолженности.
Расчет задолженности произведен истцом исходя из оптовой цены на дополнительные объемы газа с 01.01.2010 в размере 2962 руб./1000 куб.м, с 15.04.2010 в размере 2884 руб./1000 куб.м, с 01.07.2010 в размере 2861 руб./1000 куб.м.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования Общества о взыскании с Предприятия 9 735 947 руб. 29 коп. задолженности, исходил из того, что сторонами не была согласована оптовая цена на газ на 2010 год, следовательно, к ответчику не применимы положения пункта 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, в связи с чем расчет стоимости объема поставленного истцом ответчику в спорный период газа должен быть произведен с применением стоимости 1000 куб.м газа в размере 2 601 руб., установленной приказом Федеральной службы по тарифам от 18.12.2009 N 440-э/2.
Изменяя решение суда первой инстанции и взыскивая с МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" задолженность по договору поставки газа от 04.06.2009 N 09-5-17428/09 в сумме 9 738 478 руб. 99 коп., апелляционный суд правомерно исходил из следующего.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.09.2010 по делу N А12-10609/2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010, исковые требования ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" к МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительных соглашений N 2 к договорам поставки газа от 04.06.2009 N 09-5-17428/09 и N 09-5-17426/09, удовлетворены частично. Пункт 1 дополнительных соглашений N 2 принят в редакции истца: "Стороны установили оптовую цену на дополнительные объемы газа, поставляемые (отбираемые) в соответствии с правилами ценообразования, установленными пунктами 15.1-15.3 постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 333 на соответствующий месяц поставки в размере: с 01.01.2010 - 2962 руб./1000 куб.м, с 15.04.2010 - 2884 руб./1000 куб.м, с 01.07.2010 - 2861 руб./1000 куб.м (указанные цены приведены без учета НДС, платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ) и стоимости транспортировки по сетям ОАО "Волгоградоблгаз")". Пункт 2 дополнительных соглашений N 2 к договорам поставки газа от 04.06.2009 N 09-5-17428/09 и N 09-5-17426/09 исключен.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.05.2011 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.09.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010 по делу N А12-10609/2010 в части исключения пункта 2 дополнительных соглашений N 2 к договорам поставки газа от 04.06.2009 N 09-5-17428/09 и N 09-5-17426/09 отменены и пункт 2 дополнительных соглашений N 2 к договорам поставки газа от 04.06.2009 N 09-5-17428/09 и N 09-5-17426/09 принят в редакции истца: "Газ, отобранный Покупателем без согласования с Поставщиком, подлежит оплате по "новой" оптовой цене, указанной в пункте 1 настоящего соглашения. Транспортировка указанных объемов газа и снабженческо-сбытовые услуги подлежат оплате на условиях договора". В остальной части решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.09.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010 по делу N А12-10609/2010 оставлены без изменения.
При этом суд кассационной инстанции указал, что пункт 2 дополнительных соглашений N 2, как и пункт 1, направлен на исполнение нормативных требований пунктов 15.1, 15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 333), Приказа Федеральной службы по тарифам от 05.07.2007 N 155-э "Об утверждении Положения об особенностях определения объемов газа и состава конечных потребителей, в отношении которых применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1-15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных) по регулируемым ценам". Спорный пункт направлен на определение механизма ценообразования в отношении объемов газа, потребленных сверх договорных объемов (в том числе, предусмотренных дополнительными соглашениями), но без согласования с поставщиком.
В этой связи апелляционный суд посчитал, что применение истцом в спорный период цены, предусмотренной дополнительным соглашением N 2 к договору поставки газа от 04.06.2009 N 09-5-17428/09, правомерно.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция правомерно пришла к выводу о том, что уточненные исковые требования ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 и направлены на переоценку установленных апелляционным судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы установленных статьей 286 АПК РФ полномочий суда кассационной инстанции.
Обжалуемый судебный акт соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 по делу N А12-4260/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.05.2011 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.09.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010 по делу N А12-10609/2010 в части исключения пункта 2 дополнительных соглашений N 2 к договорам поставки газа от 04.06.2009 N 09-5-17428/09 и N 09-5-17426/09 отменены и пункт 2 дополнительных соглашений N 2 к договорам поставки газа от 04.06.2009 N 09-5-17428/09 и N 09-5-17426/09 принят в редакции истца: "Газ, отобранный Покупателем без согласования с Поставщиком, подлежит оплате по "новой" оптовой цене, указанной в пункте 1 настоящего соглашения. Транспортировка указанных объемов газа и снабженческо-сбытовые услуги подлежат оплате на условиях договора". В остальной части решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.09.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010 по делу N А12-10609/2010 оставлены без изменения.
При этом суд кассационной инстанции указал, что пункт 2 дополнительных соглашений N 2, как и пункт 1, направлен на исполнение нормативных требований пунктов 15.1, 15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 333), Приказа Федеральной службы по тарифам от 05.07.2007 N 155-э "Об утверждении Положения об особенностях определения объемов газа и состава конечных потребителей, в отношении которых применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1-15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных) по регулируемым ценам". Спорный пункт направлен на определение механизма ценообразования в отношении объемов газа, потребленных сверх договорных объемов (в том числе, предусмотренных дополнительными соглашениями), но без согласования с поставщиком."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 октября 2011 г. N Ф06-8459/11 по делу N А12-4260/2010