г. Казань
11 октября 2011 г. |
Дело N А06-772/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Герасимовой Е.П., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Грибановой И.Ю., доверенность от 31.12.2010 N 39/11,
ответчика - Ермилова А.Н., доверенность от 21.09.2011 б/н,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы по тарифам Астраханской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2011 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А06-772/2011
по заявлению закрытого акционерного общества "Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс, г. Нариманов, Астраханская область, к Службе по тарифам Астраханской области, г. Астрахань, о признании недействительным предписания от 19.01.2011 N 1,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс" (далее - заявитель, ЗАО "АПЭК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы по тарифам Астраханской области от 19.01.2011 N 1.
По мнению ЗАО "АПЭК", установленные решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 13.05.2010 N 58 тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для заявителя являются действующими. Законные основания для досрочного пересмотра указанных тарифов отсутствуют, в связи с чем оспариваемое предписание противоречит требованиям действующего законодательства и незаконно возлагает на заявителя обязанность по разработке производственной программы и установлению тарифа.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 11.04.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2011 решение Арбитражного суда Астраханской области от 11.04.2011 отменено, принят новый судебный акт. Предписание Службы по тарифам Астраханской области от 19.01.2011 N 1 признано недействительным.
В кассационной жалобе Служба по тарифам Астраханской области просит постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает, что судом нарушены нормы материального права, выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 27.09.2011 был объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 04.10.2011. Соответствующая информация была размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.
Проверив законность обжалованного судебного акта в порядке главы 35 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыв на нее, изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 19.01.2011 Службой по тарифам Астраханской области в отношении ЗАО "АПЭК" вынесено предписание N 1 о прекращении нарушения Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Служба по тарифам Астраханской области обязала заявителя прекратить нарушения действующего законодательства об основах ценообразования и в срок до 20.02.2011 представить в Службу по тарифам Астраханской области обоснованные предложения об установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Основанием для вынесения обжалуемого предписания явились применение ЗАО "АПЭК" тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов не уполномоченным на то органом и не представление в службу по тарифам предложения по установлению тарифа, согласно пункту 3 "Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Правила утверждения тарифов).
ЗАО "АПЭК" с предписанием не согласилось и оспорило его в арбитражный суд по тем основаниям, что общество применяет установленный уполномоченным органом тариф и оснований для пересмотра тарифа не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции указал, что в связи с вступлением в с илу Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) ранее действовавший тариф утратил силу, имелись основания для досрочного пересмотра тарифа, и то, что предписание не противоречит действующему законодательству.
Апелляционный суд пришел к иным выводам, исходя при этом из следующих обстоятельств.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона N 210-ФЗ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса.
Пунктом 3.3 регламента, утвержденного постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 02.09.2009 N 29 "Об административном регламенте службы по тарифам Астраханской области по исполнению государственной функции "Осуществление контроля за применением регулируемых службой и Правительством Астраханской области цен (тарифов), за применением тарифов и надбавок организациями коммунального комплекса в соответствии с действующим законодательством в сфере государственного регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, проведение проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого субъектами Российской Федерации ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов)" предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностное лицо службы, ответственное за исполнение данного административного действия, в том числе, выдает предписания юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, предписание об устранении нарушений выдается по результатам проверки, назначенной и проведенной в установленном порядке.
Апелляционным судом установлено, что в данном случае проверка не проводилась и обстоятельства выявленных контролирующим органом нарушений не зафиксированы в акте проверки. Из предписания не представляется возможным установить факт оказания Обществом коммунальных услуг и их вида, а также обязательности применения установленного, уполномоченным органом тарифа.
В этой связи апелляционный суд признал, что предписание выдано с нарушением требований нормативных актов и по существу не содержит описания обстоятельств выявленных нарушений.
До принятия Федерального закона N 237-ФЗ утверждение тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов входило в компетенцию органов местного самоуправления (ранее действовавшая редакция Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), и такие тарифы были установлены решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 13.05.2010 N 58.
В статью 17 "Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения" Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым из числа полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения исключены полномочия по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 210-ФЗ, регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 210-ФЗ и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким органом в Астраханской области является Служба по тарифам Астраханской области и на тот момент данный орган власти был наделен соответствующими полномочиями.
В пункте 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Правилами утверждения тарифов, определен перечень документов, которые организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса должна представить до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, в частности, заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения; производственная программа; расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности; расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности; бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет; отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
Частью 1 статьи 14 Федерального закона N 210-ФЗ определены основания для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, к числу которых, в том числе, отнесено объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации.
Согласно части 19 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ объективным изменением условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющими на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг), является, в том числе и изменение законодательства Российской Федерации.
Исходя из этого, апелляционный суд правомерно указал, что не любое изменение законодательства Российской Федерации является основанием для пересмотра тарифа, а только такое, которое влияет на формирование тарифа. Принятие Федерального закона N 237-ФЗ изменило полномочия органов и компетенцию в сфере установления тарифов.
Кроме того, суд принял во внимание, что применение после вступления в силу Федерального закона N 237-ФЗ тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов ЗАО "АПЭК", установленного решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 13.05.2010 N 58 не противоречит Федеральному закону N 210-ФЗ, поскольку ранее установленные тарифы не утрачивают силу и подлежат применению до их пересмотра в установленном порядке .
Следовательно, при таких обстоятельствах отсутствие согласования после изменения законодательства с уполномоченным органом исполнительной власти Астраханской области в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а именно со Службой по тарифам Астраханской области, не является объективной причиной для изменения тарифов, и для безосновательного вынесения предписания, которое в свою очередь нарушает законные права и интересы заявителя.
Судебная коллегия соглашается с выводами апелляционного суда, находит их не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных апелляционным судом, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Доводов, опровергающих выводы апелляционного суда, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2011 по делу N А06-772/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 14 Федерального закона N 210-ФЗ определены основания для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, к числу которых, в том числе, отнесено объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации.
Согласно части 19 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ объективным изменением условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющими на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг), является, в том числе и изменение законодательства Российской Федерации.
Исходя из этого, апелляционный суд правомерно указал, что не любое изменение законодательства Российской Федерации является основанием для пересмотра тарифа, а только такое, которое влияет на формирование тарифа. Принятие Федерального закона N 237-ФЗ изменило полномочия органов и компетенцию в сфере установления тарифов.
Кроме того, суд принял во внимание, что применение после вступления в силу Федерального закона N 237-ФЗ тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов ЗАО "АПЭК", установленного решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 13.05.2010 N 58 не противоречит Федеральному закону N 210-ФЗ, поскольку ранее установленные тарифы не утрачивают силу и подлежат применению до их пересмотра в установленном порядке ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2011 г. N Ф06-7838/11 по делу N А06-772/2011