г. Саратов |
Дело N А06-772/2011 |
"24" июня 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "21" июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" июня 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой В.И.,
при участии в заседании: от ЗАО "Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс" Гриьанова И.Ю., по доверенности от 31.12.2010, от службы по тарифам Астраханской области Ермилов А.Н., по доверенности от 16.06.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 11 апреля 2011 года
по делу N А06-772/2011, судья Н.А.Сорокин,
по заявлению закрытого акционерного общества "Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс", Астраханская область, г. Нариманов,
к службе по тарифам Астраханской области, г. Астрахань,
о признании предписания N 1 от 19.01.2011 недействительным,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Астраханской области обратилось ЗАО "Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс" с заявлением о признании недействительным предписания Службы по тарифам Астраханской области N 1 от 19.01.2011 года.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 11 апреля 2011 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
С вынесенным решением суда общество не согласилось и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 19.01.2011 года Службой по тарифам Астраханской области в отношении ЗАО "АПЭК" вынесено предписание N 1 о прекращении нарушения Федерального закона от 30.12.2004 года N 210 - ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 года N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Служба по тарифам Астраханской области обязала заявителя прекратить нарушения действующего законодательства об основах ценообразования и в срок до 20.02.2011 года представить в Службу по тарифам Астраханской области обоснованные предложения об установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Основанием для вынесения обжалуемого предписания явились применение ЗАО "Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс" тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов не уполномоченным на то органом и непредставление в службу по тарифам предложения по установлению тарифа, согласно п.3 "Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
ЗАО "АПЭК" с предписанием не согласилось и оспорило его в арбитражный суд по тем основаниям, что общество применяет установленный уполномоченным органом тариф и оснований для пересмотра тарифа не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции указал, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2010 года N 237-ФЗ ранее действовавший тариф утратил силу, имелись основания для досрочного пересмотра тарифа, а также то что предписание не противоречит действующему законодательству.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд счел выводы суда не соответствующим нормам материального права по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса;
Пунктом 3.3 регламента , утвержденного Постановлением службы по тарифам Астраханской области от 02.09.2009 N 29 "Об административном регламенте службы по тарифам Астраханской области по исполнению государственной функции "Осуществление контроля за применением регулируемых службой и Правительством Астраханской области цен (тарифов), за применением тарифов и надбавок организациями коммунального комплекса в соответствии с действующим законодательством в сфере государственного регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, проведение проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого субъектами Российской Федерации ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов)" предусмотрено , что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностное лицо службы, ответственное за исполнение данного административного действия, в том числе , выдает предписания юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
Из чего следует, что предписание о устранении нарушений выдается по результатам проверки, назначенной и проведенной в установленном порядке.
В данном случае проверка не проводилась и обстоятельства выявленных контролирующим органом нарушений не зафиксированы в акте проверки.
Из предписания не представляется возможным установить факт оказания обществом коммунальных услуг и их вида, а также обязательности применения установленного, уполномоченным органом тарифа.
Таким образом, следует признать, что предписание выдано с нарушением требований нормативных актов и по существу не содержит описания обстоятельств выявленных нарушений.
Что касается тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, то до введения Федеральным законом от 27.07.2010 года N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" их утверждение входило в компетенцию органов местного самоуправления (ранее действовавшая редакция Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и такие тарифы были установлены Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 13.05.2010 года N 58.
В статью 17 "Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения" Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым из числа полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения исключены полномочия по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 210-ФЗ и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации . Таким органом в астраханской области является служба по тарифам Астраханской области.
Довод службы о необходимости установления тарифа или его досрочного пересмотра не могут быть приняты во внимание, поскольку предписание не содержит указания на необходимость установления нового или пересмотра ранее действовавшего тарифа. В одно и другом случаях основания и перечень представляемых документов различны
В пункте 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Правила утверждения тарифов) определен перечень документов, которые организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса должна представить до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, в частности, заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения; производственная программа; расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности; расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности; бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет; отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
Частью 1 статьи 14 Федерального закона определены основания для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, к числу которых в том числе отнесено объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации.
Согласно части 19 статьи 2 Федерального закона объективным изменением условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющими на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг), является, в том числе и изменение законодательства Российской Федерации.
При этом следует принять во внимание, что не любое изменения законодательства Российской Федерации является основанием для пересмотра тарифа, а только такое, которое влияет на формирование тарифа. Принятие Федерального закона от 27.07.2010 года N 237-ФЗ изменило полномочия органов и компетенцию в сфере установления тарифов.
Необходимость проведение мониторинга тарифной политики также не подтверждается материалами дела, поскольку не указано в предписании.
Кроме того, следует принять во внимание , что применение после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 года N 237-ФЗ тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов ЗАО "АПЭК", установленного решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 13.05.2010 N 58 не противоречит Федеральному закону от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", поскольку ранее установленные тарифы не утрачивают силу и подлежат применению до их пересмотра в установленном порядке .
Следовательно, при таких обстоятельствах отсутствие согласования после изменения законодательства с уполномоченным органом исполнительной власти Астраханской области в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а именно со Службой по тарифам Астраханской области не является объективной причиной для изменения тарифов, а так же для безосновательного вынесения предписания, которое в свою очередь нарушает законные права и интересы заявителя.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 11 апреля 2011 года по делу N А06-772/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным предписания Службы по тарифам Астраханской области N 1 от 19.01.2011 года.
Взыскать со Службы по тарифам Астраханской области в пользу закрытого акционерного общества "Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс" 1000руб судебных расходов .
Выдать ЗАО "Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс" справку на возврат излишне уплаченной пошлины в сумме 1000руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-772/2011
Истец: ЗАО "Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс"
Ответчик: Служба по Тарифам Астраханской области