г. Казань
18 октября 2011 г. |
Дело N А55-21427/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф. ,
судей Альмашевой Г.Д., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
истца - Марголиной М.Л. по доверенности от 29.12.2010 N 345,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011
по делу N А55-21427/2010
по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области (ИНН 6315800964, ОГРН 1066315051824), г. Самара,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению
государственным имуществом по Самарской области, г. Самара, с привлечением третьих лиц: Государственного учреждения здравоохранения "Противотуберкулезный санаторий "Рачейка" (ИНН 6383005971, ОГРН 1046301259091), с. Старая Рачейка, Сызранский район, Самарская область; Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Самарской области (ИНН 6316058819, ОГРН 1026301159720), г. Самара, о признании права собственности.
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара с учетом уточнений обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г.Самара о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки, находящиеся по адресу: Самарская область, Сызранский район, с. Старая Рачейка, ул. Московская, 57, с условными номерами 63:33:110122:0001(0), 63:33:110122:0001(1); признать право собственности Самарской области на земельный участок площадью 119 985 кв.м., находящийся по адресу: Самарская область, Сызранский район, с. Старая Рачейка, ул. Московская, 57, с кадастровым номером 63:33:1110002:2.
Определением от 18.11.2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Государственное учреждение здравоохранения "Противотуберкулезный санаторий "Рачейка".
Определением от 09.02.2011 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.03.2011 года, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011, в иске отказано.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит названные судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель истца поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Остальные участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца по делу, обсудив доводы кассационной жалобы судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на земельные участки, находящиеся по адресу: Самарская область, Сызранский район, с. Старая Рачейка, ул.Московская, 57, с условными номерами 63:33:110122:0001(0), 63:33:110122:0001(1) зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок осуществлена 08.05.2002 г.
В качестве основания государственной регистрации права собственности Российской Федерации, на спорный земельный участок указан пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец просит признать зарегистрированное право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим, поскольку государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок была проведена без представления предусмотренных ст.17 Федерального закона "О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним" документов, являющихся основанием регистрации права собственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок было зарегистрировано на основании пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса, поскольку доказательств нахождения данного участка в частной или муниципальной собственности на момент проведения государственной регистрации представлено не было.
Установив, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано на момент вступления в законную силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"), суды сочли, что у истца отсутствовало право распоряжения спорным земельным участком.
Кроме того, судом первой инстанции отмечено, что при установлении факта нахождения на спорном земельном участке объекта недвижимого имущества, принадлежащего муниципальному образованию на праве собственности, и при наличии предусмотренных законом оснований данные обстоятельства будут являться основанием для безвозмездной передачи этого объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Отказывая в удовлетворении требования о признании права Российской Федерации отсутствующим, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что такой способ защиты, как признание права отсутствующим возможен лишь тогда, когда право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения. При этом суд указал, что истец не доказал, что не имеет возможности использовать эти способы защиты.
Однако судами не принято во внимание следующее.
Принимая во внимание положения статьи 2 Закона о государственной регистрации и разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), зарегистрированное право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок могло быть оспорено лицами, заявляющими свои имущественные права на данный земельный участок.
Как следует из материалов дела, Министерство в обоснование заявленных требований сослалось на то, что на спорном земельном участке расположен объект недвижимости, находящийся в областной собственности. Право областной собственности на этот объект было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 11 и 23 января 2006 года.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в областной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
При этом согласно пункту 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Указанная статья введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ.
Таким образом, пункт 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в областной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы. По смыслу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и областной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования. Следовательно, ссылка суда первой инстанции на необходимость руководствоваться порядком передачи объектов недвижимости в областную собственность, установленным частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, необоснованна.
Поскольку право областной собственности основывается на нормах Закона N 137-ФЗ, но не может быть зарегистрировано ввиду наличия зарегистрированного права Российской Федерации на указанный участок, область была вправе защищать свои права посредством иска о признании права.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 39695/2009 от 19.07.2011 , которая в связи с положением, изложенным в абзаце седьмом части 4 статьи 170 АПК РФ, учитывается судами со дня опубликования такого постановления при рассмотрении аналогичных дел, в том числе при пересмотре судебных актов в судах апелляционной и кассационной инстанций.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное и с учетом правовой позиции содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 39659/2009 принять законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 03.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 по делу N А55-21427/2010 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А. Ф. Фатхутдинова Судьи Г. Д. Альмашева Ф. В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Абзацем вторым пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в областной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
При этом согласно пункту 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Указанная статья введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ.
Таким образом, пункт 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в областной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы. По смыслу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и областной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования. Следовательно, ссылка суда первой инстанции на необходимость руководствоваться порядком передачи объектов недвижимости в областную собственность, установленным частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, необоснованна.
Поскольку право областной собственности основывается на нормах Закона N 137-ФЗ, но не может быть зарегистрировано ввиду наличия зарегистрированного права Российской Федерации на указанный участок, область была вправе защищать свои права посредством иска о признании права."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 октября 2011 г. N Ф06-8848/11 по делу N А55-21427/2010