г. Казань
20 октября 2011 г. |
Дело N А12-24376/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Пузикова А.С., доверенность от 15.09.2011 N 1138/11, Расолько Н.В., доверенность от 17.10.2011 N юр-1197/11,
ответчика - Банько Ю.В., доверенность от 05.10.2011 N 01-03/37-68,
в отсутствие:
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.02.2011 (судья - Середа Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 (председательствующий судья - Луговской Н.В., судьи: Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-24376/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжскийрайгаз", г. Волгоград (ИНН 3435057015, ОГРН 1023401997464) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании недействительным решения от 13.11.2010 N 470, с участием третьего лица: администрация городского поселения г. Ленинск Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волжскийрайгаз" (далее - ООО "Волжскийрайгаз", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - антимонопольный орган, Управление) о признании незаконным приказа от 13.11.2010 N 470 о внесении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Волжскийрайгаз".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.02.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011, заявленные требования удовлетворены.
Антимонопольный орган, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, администрацией городского поселения г. Ленинск (далее - администрация) 20.09.2010 принято распоряжение N 108-р о проведении открытого аукциона на выполнение работ по строительству наружного газопровода высокого давления для газоснабжения жилого многоквартирного дома по ул. Пушкина, 15а г. Ленинска (первая очередь рабочего проекта "Техническое перевооружение системы газоснабжения многоквартирного (18 квартир) жилого дома по ул. Пушкина, 15а г. Ленинска Волгоградской области).
Решением комиссии от 15.10.2010 аукцион признан несостоявшимся в связи с подачей только одной заявки от ООО "Волжскийрайгаз" и принято решение о заключении муниципального контракта с обществом.
ООО "Волжскийрайгаз" 08.11.2010 подписало муниципальный контракт и 12.11.2010 N 156 и направило его заказчику. Подписанный муниципальный контракт был получен заказчиком в этот же день (т. 1, л.д. 67-71).
Администрация 09.11.2010 направила в антимонопольный орган письмо N 1177 о том, что ООО "Волжскийрайгаз" уклонилось от подписания муниципального контракта. Указанное письмо поступило в Управление 09.11.2010 вх. N6848.
По результатам рассмотрения заявления администрации в соответствии с приказом антимонопольного органа от 13.11.2010 N 470 сведения об обществе 17.11.2010 включены в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "Волжскийрайгаз", не согласившись с вынесенным антимонопольным органом решением от 13.11.2010 N 470, обратилось в арбитражный суд, судебными актами которого заявленные требования удовлетворены.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 94-ФЗ в случае, если единственный участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе или котировочную заявку, либо участник размещения заказа, признанный единственным участником конкурса или аукциона, либо участник аукциона, единственно участвующий в аукционе, уклонился от заключения государственного или муниципального контракта, заказчик в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока подписания контракта, указанного в конкурсной документации, документации об аукционе или в извещении о проведении запроса котировок, направляет в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти сведения, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также выписку из протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, уведомление, направленное единственным участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе или котировочную заявку, либо участником размещения заказа, признанным единственным участником конкурса или аукциона, либо единственным участником аукциона, участвующим в аукционе, об отказе от заключения контракта, решение суда о понуждении такого участника к заключению контракта (при его наличии) и иные свидетельствующие об отказе указанных лиц от заключения контракта документы.
Правительство Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального закона N 94-ФЗ постановлением от 15.05.2007 N 292 утвердило Положение о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее - Положение).
Согласно пунктам 7, 8 Положения в случае уклонения победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного или муниципального контракта заказчик не позднее 3 дней с даты заключения государственного или муниципального контракта с участником размещения заказа, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов заключается контракт при уклонении победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, направляет в уполномоченный орган сведения о лице, уклонившемся от заключения государственного или муниципального контракта.
В случае если единственный участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе (аукционе), либо участник размещения заказа, признанный единственным участником конкурса (аукциона), либо участник аукциона, единственно участвующий в аукционе, уклонился от заключения государственного или муниципального контракта, заказчик в течение 5 дней с даты истечения срока подписания контракта, указанного в конкурсной документации или документации об аукционе, направляет в уполномоченный орган сведения о лице, уклонившемся от заключения государственного или муниципального контракта.
В соответствии с пунктом 1 приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного контракта, осуществления внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках", принятого в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ и постановлениями Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" и от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе", проверка проводится антимонопольным органом в случае непредставления заказчиками сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих о таком отказе.
То есть, при поступлении сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного контракта антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения государственного контракта с заказчиком (обстоятельства, свидетельствующие о намерении отказаться от заключения), и только в случае подтверждения указанного факта он осуществляет размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков.
В соответствии с пунктами 7.1.1., 7.1.2. Документации об аукционе муниципальный контракт должен быть заключен в срок не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальных сайтах протокола аукциона и не позднее чем через 20 дней до дня проведения аукциона.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что протокол аукциона был подписан 15.10.2010 и в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона N 94-ФЗ должен быть размещен на официальном сайте заказчика в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола, то есть 16.10.2010.
Между тем 16.10.2010 (суббота) являлся нерабочим днем, следовательно, днем размещения протокола аукциона и датой начала исчисления сроков для заключения муниципального контракта, является 18.10.2010.
Следовательно, муниципальный контракт должен быть подписан не ранее 28.10.2010.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2009 N 869 "О переносе выходных дней в 2010 году" выходной день суббота 13.11.2010 перенесен на пятницу 05.11.2010. Следовательно, выходными днями в ноябре 2010 являлись 4, 5, 6, 7 ноября, а потому днем окончания срока для заключения муниципального контракта являлся 08.11.2010.
Муниципальный контракт N 156 на выполнение работ по строительству газопровода высокого давления для газоснабжения жилого дома по ул. Пушкина, 15А в г. Ленинске был подписан обществом 08.11.2010 и возвращен в адрес администрации 12.11.2010.
Следовательно, у судебных инстанций отсутствуют основания для вывода об уклонении общества от подписания контракта в установленный законом и документацией об аукционе срок.
Письмо об уклонении ООО "Волжскийрайгаз" от подписания муниципального контракта было направлено администрацией 09.11.2010, то есть на следующий день после истечения срока подписания контракта, в то время как статья 19 Федерального закона N 94-ФЗ предусмотрен пятидневный срок.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что обращение администрации в антимонопольный орган с заявлением об уклонении общества от подписания муниципального контракта было вызвано письмом ООО "Волжскийрайгаз" от 22.10.2010 об отзыве своей заявки на участии в аукционе.
Однако 16.11.2010 администрация обратилась в Управление с письмом, в котором сообщало об урегулировании с ООО "Волжскийрайгаз" разногласий и готовности подписать муниципальный контракт. Данное обращение поступило в антимонопольный орган 16.11.2010 (т. 1, л.д. 73).
Между тем, несмотря на указанное обращение и тот факт, что муниципальный контракт уже был фактически подписан, антимонопольный орган 17.11.2010 включает ООО "Волжскийрайгаз" в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, как отметили суды первой и апелляционной инстанций, проверка по факту уклонения участника размещения заказа от заключения муниципального контракта в нарушение указанных выше правовых норм антимонопольным органом проведена не была, на момент вынесения приказа от 13.11.2010 N 470 Управление не имело достоверных сведений об уклонении ООО "Волжскийрайгаз" от заключения муниципального контракта с администрацией, что привело к необоснованному включению заявителя в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, судами установлено, что в настоящее время муниципальный контракт заключен, исполнен, что подтверждено представленными актом о приемке выполненных работ от 31.12.2010 и справкой о стоимости выполненных работ от 31.12.2010 (т. 1, л.д. 75-77).
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.02.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 по делу N А12-24376/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного контракта, осуществления внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках", принятого в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ и постановлениями Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" и от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе", проверка проводится антимонопольным органом в случае непредставления заказчиками сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих о таком отказе.
...
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что протокол аукциона был подписан 15.10.2010 и в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона N 94-ФЗ должен быть размещен на официальном сайте заказчика в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола, то есть 16.10.2010.
...
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2009 N 869 "О переносе выходных дней в 2010 году" выходной день суббота 13.11.2010 перенесен на пятницу 05.11.2010. Следовательно, выходными днями в ноябре 2010 являлись 4, 5, 6, 7 ноября, а потому днем окончания срока для заключения муниципального контракта являлся 08.11.2010.
...
Письмо об уклонении ООО "Волжскийрайгаз" от подписания муниципального контракта было направлено администрацией 09.11.2010, то есть на следующий день после истечения срока подписания контракта, в то время как статья 19 Федерального закона N 94-ФЗ предусмотрен пятидневный срок."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 октября 2011 г. N Ф06-8700/11 по делу N А12-24376/2010
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5795/12
29.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1794/12
13.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1794/12
20.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8700/11
23.06.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2196/11