г. Саратов |
Дело N А12-24376/2010 |
23 июня 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Волжскийрайгаз" - Афанасьева Т.В. по доверенности от 31.03.2011 г.. N 650/11,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 09 февраля 2011 года
по делу N А12-24376/2010, принятое судьей Середа Н.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжскийрайгаз" (г.Волгоград)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г.Волгоград)
третье лицо: администрация городского поселения г. Ленинск Волгоградской области (Волгоградская область, г. Ленинск)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 09.02.2011 г.. удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "Волжскийрайгаз" (далее - ООО "Волжскийрайгаз", Общество) о признании незаконным приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС по Волгоградской области, антимонопольный орган) от 13.11.2010 г.. N 470 о внесении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Волжскийрайгаз", как не соответствующего требованиям ст. 19 Федерального закона от 21.07.2005 г.. N 94-ФЗ "О размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 г.. N 292, Приказа ФАС России от 27.08.2007 г.. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведение проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках".
УФАС по Волгоградской области, не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Общество считает принятое по делу решение законным и обоснованным, возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие антимонопольного органа, администрации городского поселения г. Ленинск Волгоградской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, администрацией городского поселения г. Ленинск 20.09.2010 г.. принято распоряжение N 108-р о проведении открытого аукциона на выполнение работ по строительству наружного газопровода высокого давления для газоснабжения жилого многоквартирного дома по ул. Пушкина, 15а г. Ленинска (первая очередь рабочего проекта "Техническое перевооружение системы газоснабжения многоквартирного (18 квартир) жилого дома по ул. Пушкина, 15а г. Ленинска Волгоградской области).
Решением аукционной комиссии от 15.10.2010 г.. аукцион признан несостоявшимся в связи с подачей только одной заявки от ООО "Волжскийрайгаз", в связи с чем принято решение о заключении муниципального контракта с Обществом.
ООО "Волжскийрайгаз" 08.11.2010 г.. подписало муниципальный контракт N 156 и 12.11.2010 г.. направило его заказчику. Подписанный муниципальный контракт был получен заказчиком в этот же день (т.1, л.д.67-71).
09.11.2010 г.. администрация городского поселения г. Ленинск направила в УФАС по Волгоградской области письмо N 1177 о том, что ООО "Волжскийрайгаз" уклонилось от подписания муниципального контракта (т.1, л.д.72). Указанное письмо поступило в Волгоградское УФАС России 09.11.2010 г.. вх. N 6848.
По результатам рассмотрения заявления администрации городского поселения г. Ленинск в соответствии с приказом УФАС по Волгоградской области от 13.11.2010 г.. N 470 сведения об Обществе 17.11.2010 г.. включены в реестр недобросовестных поставщиков.
Полагая, что приказ УФАС по Волгоградской области от 13.11.2010 г.. N 470 является незаконным, ООО "Волжскийрайгаз" обжаловало их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из того, что оспариваемый приказ не соответствует закону и нарушает права и интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 65, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.2005 г.. N 94-ФЗ).
В соответствии ст.19 Федерального закона от 21.07.2005 г.. N 94 - ФЗ В случае, если единственный участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе или котировочную заявку, либо участник размещения заказа, признанный единственным участником конкурса или аукциона, либо участник аукциона, единственно участвующий в аукционе, уклонился от заключения государственного или муниципального контракта, заказчик в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока подписания контракта, указанного в конкурсной документации, документации об аукционе или в извещении о проведении запроса котировок, направляет в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти сведения, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также выписку из протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, уведомление, направленное единственным участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе или котировочную заявку, либо участником размещения заказа, признанным единственным участником конкурса или аукциона, либо единственным участником аукциона, участвующим в аукционе, об отказе от заключения контракта, решение суда о понуждении такого участника к заключению контракта (при его наличии) и иные свидетельствующие об отказе указанных лиц от заключения контракта документы.
В силу ч. 8 ст. 19 Федерального закона от 21.07.2005 г.. N 94 - ФЗ в случае поступления сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, в течение десяти рабочих дней уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта. В случае подтверждения факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня подтверждения указанного факта.
Правительство Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 19 Закона N 94-ФЗ постановлением от 15.05.2007 N 292 утвердило Положение о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее - Положение).
Согласно п. 7, п.8 Положения в случае уклонения победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного или муниципального контракта заказчик не позднее 3 дней с даты заключения государственного или муниципального контракта с участником размещения заказа, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов заключается контракт при уклонении победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, направляет в уполномоченный орган сведения о лице, уклонившемся от заключения государственного или муниципального контракта.
В случае если единственный участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе (аукционе), либо участник размещения заказа, признанный единственным участником конкурса (аукциона), либо участник аукциона, единственно участвующий в аукционе, уклонился от заключения государственного или муниципального контракта, заказчик в течение 5 дней с даты истечения срока подписания контракта, указанного в конкурсной документации или документации об аукционе, направляет в уполномоченный орган сведения о лице, уклонившемся от заключения государственного или муниципального контракта.
В соответствии с п. 1 приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г.. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного контракта, осуществления внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках", принятого в соответствии с Законом N 94-ФЗ и постановлениями Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г.. N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" и от 30.06.2004 г.. N 331 "Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе", Положением о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, проверка проводится антимонопольным органом в случае непредставления заказчиками сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих о таком отказе.
Таким образом, при поступлении сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного контракта антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения государственного контракта с заказчиком (обстоятельства, свидетельствующие о намерении отказаться от заключения), и только в случае подтверждения указанного факта он осуществляет размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков.
В соответствии с п.п. 7.1.1., 7.1.2. Документации об аукционе муниципальный контракт должен быть заключен в срок не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальных сайтах протокола аукциона и не позднее чем через 20 дней до дня проведения аукциона.
Из материалов дела следует, что протокол аукциона был подписан 15.10.2010 г.. и в силу п.7 ст.38 Федерального закона от 21.07.2005 г.. N 94-ФЗ должен быть размещен на официальном сайте заказчика в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола, то есть 16.10.2010 г..
Однако 16.10.2010 г.. являлся нерабочим днем, следовательно, днем размещения протокола аукциона, и, следовательно, датой начала исчисления сроков для заключения муниципального контракта, является 18.10.2010 г..
Таким образом, муниципальный контракт должен быть подписан не ранее 28.10.2010 г..
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2009 г.. N 869 "О переносе выходных дней в 2010 году" выходной день суббота 13.11.2010 г.. перенесен на пятницу 05.11.2010 г.. Следовательно, выходными днями в ноябре 2010 г.. являлись 4,5,6, 7 ноября.
С учетом изложенного днем окончания срока для заключения муниципального контракта являлся 08.11.2010 г..
Муниципальный контракт N 156 на выполнение работ по строительству газопровода высокого давления для газоснабжения жилого дома по ул. Пушкина, 15А в г. Ленинске был подписан Обществом 08.11.2010 г.. и возвращен в адрес Администрации 12.11.2010 г..
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для вывода об уклонении Общества от подписания контракта в установленный законом и документацией об аукционе срок.
Между тем письмо об уклонении ООО "Волжскийрайгаз" от подписания муниципального контракта было направлено Администрацией 09.11.2010 г.., то есть на следующий день после истечения срока подписания контракта, в то время как ст. 19 Федерального закона от 21.07.2005 г.. N 94-ФЗ предусмотрен пятидневный срок.
Судом первой инстанции установлено, что обращение Администрации в антимонопольный орган с заявлением об уклонении Общества от подписания муниципального контракта было вызвано письмом ООО "Волжскийрайгаз" от 22.10.2010 г.. об отзыве своей заявки на участии в аукционе.
Вместе с тем 16.11.2010 г.. Администрация обратилась в УФАС по Волгоградской области с письмом, в котором сообщало об урегулировании с ООО "Волжскийрайгаз" разногласий и готовности подписать муниципальный контракт. Данное обращение поступило антимонопольный орган 16.11.2010 г.. (т.1, л.д.73).
Однако, несмотря на указанное обращение и тот факт, что муниципальный контракт уже был фактически подписан, УФАС по Волгоградской области 17.11.2010 г.. включает ООО "Волжскийрайгаз" в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом проверка по факту уклонения участника размещения заказа от заключения муниципального контракта в нарушение указанных выше правовых норм УФАС по Волгоградской области проведена не была. Следовательно, на момент вынесения приказа N 470 от 13.11.2010 г.. УФАС по Волгоградской области не имело достоверных сведений об уклонении ООО "Волжскийрайгаз" от заключения муниципального контракта с Администрацией, что привело к необоснованному включению заявителя в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, в настоящее время муниципальный контракт заключен, исполнен, что подтверждено представленными актом о приемке выполненных работ от 31.12.2010 г.. и справкой о стоимости выполненных работ от 31.12.2010 г.. (т.1, л.д.75-77).
На основании изложенного заявленные Обществом требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции, в связи с чем обжалуемое по делу решение отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к обоснованию того, что у антимонопольного органа не имелось правовых оснований для отказа во включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков. Однако доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела и установленными по делу обстоятельствами.
Кроме того, по мнению антимонопольного органа под днями, указанными в ст.38 Федерального закона от 21.07.2005 г.. N 94-ФЗ, подразумеваются календарные дни, в которых исчисляются сроки для подписания муниципального контракта, в связи с чем срок начинает течь с момента опубликования протокола на сайте независимо от того, на рабочий или выходной день приходится этот день. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что муниципальный контракт в данном случае должен быть подписан не позднее 05.11.2010 г.. Между тем УФАС по Волгоградской области не учтено, что 05.11.2010 г.. в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2009 г.. N 869 "О переносе выходных дней в 2010 году" являлся нерабочим днем, что исключает возможность его заключения в указанный день.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу антимонопольного органа следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 09 февраля 2011 года по делу N А12-24376/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-24376/2010
Истец: ООО "Волжскийрайгаз"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
Третье лицо: Администрация городского поселения г. Ленинск, Администрация городского поселения г. Ленинск Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5795/12
29.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1794/12
20.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8700/11
23.06.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2196/11