г. Казань
21 октября 2011 г. |
Дело N А12-432/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие:
лиц участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "Управления мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области", г. Волгоград,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2011 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Лыткина О.В., Смирников А.В.)
по делу N А12-432/2011
по заявлению Федерального государственного учреждения "Управление Волгоградмелиоводхоз", г. Волгоград, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, г. Волгоград, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата", г. Волгоград, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Геомакс", р.п. Средняя Ахтуба, Ваганова Николая Владимировича, с. Верхнепогромное, Вагановой Ольги Васильевны, с. Верхнепогромное, Шамигуловой Ирины Михайловны, с. Вехнепогромное, Марининой Елены, Васильевны, с. Верхнепогромное, о признании недействительным решения об отказе в государственном кадастровом учете объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Федеральное государственное учреждение "Управление Волгоградмелиоводхоз" (далее - заявитель, ФГУ "Управление Волгоградмелиоводхоз") с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Управление) от 01.11.2010 об отказе в государственном кадастровом учете земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район с. Верхнепогромное, ул. Совхозная, дом N 1 и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области осуществить кадастровый учет земельного участка.
Определением суда от 04.02.2011 по ходатайству заявителя в качестве второго ответчика привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата").
Определениями суда от 17.01.2011, 28.02.2011 для участия в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Геомакс" (далее - ООО "Геомакс"), Ваганов Николай Владимирович, Ваганова Ольга Васильевна, Шамигулова Ирина Михайловна, Маринина Елена Васильевна.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил свои требования и просил суд признать незаконным решение от 01.11.2010 об отказе в государственном кадастровом учете объекта недвижимости и обязании ответчика осуществить кадастровый учет земельного участка расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, с. Верхнепогромное, ул. Совхозная, дом N 1. Взыскать с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины в бюджет Российской Федерации в размере 2 000 руб. и госпошлины за предоставление выписки из ЕГРЮЛ в размере 200 руб.
Решением суда первой инстанции от 25.03.2011 требования ФГУ "Управление Волгоградмелиоводхоз" удовлетворены. Суд признал незаконным решение от 01.11.2010 ФГУ "Земельная кадастровая палата" об отказе ФГУ "Управление Волгоградмелиоводхоз" в государственном кадастровом учете земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район с. Верхнепогромное, ул. Совхозная дом N 1 и обязал учреждение осуществить кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, с. Верхнепогромное, ул. Совхозная, дом N 1.
С ФГУ "Земельная кадастровая палата" в пользу ФГУ "Управление Волгоградмелиоводхоз" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей. В остальной части взыскания судебных расходов в сумме 200 руб. ФГУ "Управление Волгоградмелиоводхоз" отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2011 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.03.2011 отменено в части, по делу принят новый судебный акт, которым ФГУ "Управление Волгоградмелиоводхоз" в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление апелляционной инстанции от 22.06.2011, оставить в силе решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.03.2011.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 22.07.2010 ФГУ "Управление Волгоградмелиоводхоз" обратилось в Территориальный (межрайонный) отдел N 4 (Среднеахтубинский район) Управления с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, с. Верхнепогромное, ул. Совхозная, дом N 1.
Решением от 04.08.2010 ФГУ "Земельная кадастровая палата" приостановила государственный кадастровый учет объекта недвижимости в связи с тем, что границы земельного участка заявителя пересекают границы другого земельного участка с кадастровым номером 34:28:030001:615, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, с. Верхнепогромное, ул. Совхозная, 3/1, и земельного участка с кадастровым номером 34:28:030001:78, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, с. Верхнепогромное, ул. Молодежная, 2/1.
В связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и неустранением обстоятельств послуживших основанием для его приостановления, решением от 01.11.2010 ФГУ "Земельная кадастровая палата" отказала ФГУ "Управление Волгоградмелиоводхоз" в кадастровом учете вышеуказанного земельного участка. Для устранения причин отказа постановки на государственный кадастровый учет истцу рекомендовано устранить пересечения границ с земельными участками с кадастровыми номерами 34:28:030001:615, 34:28:030001:78 (т. 1, л.д. 14).
Не согласившись с указанным решением ФГУ "Земельная кадастровая палата" заявитель оспорил его в судебном порядке.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованный судебный акт, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суд правильно определил спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, сделал вывод, что оспариваемое решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" является незаконным, не соответствует требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственной кадастре недвижимости" (далее - Закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1061 "Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства" и нарушает права заявителя в сфере его деятельности, для целей которой заявитель намерен осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет. Кроме того, обосновывая свои выводы, суд первой инстанции констатировал отсутствие земельного спора о местоположении границ участков, указав, что органы кадастрового учета вправе обеспечить устранение пересечения границ (уточнить при наличии предусмотренных законом оснований местоположение границ ранее учтенного земельного участка) с использованием картографической основы кадастра, в том числе дежурной кадастровой карты, что установлено частью 14 статьи 45 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Судебная коллегия считает, что заявленные требования о признании недействительным ненормативного акта не подлежат удовлетворению, поскольку оспоренным актом не нарушен закон и права заявителя.
Факт наложения границ установлен и признан всеми заинтересованными лицами, данное обстоятельство до его устранения делает невозможным кадастровый учет такого земельного участка. Бездействие данного органа по неустранению кадастровой ошибки заявитель не обжалует. Поэтому в данной ситуации обязывать уполномоченный орган произвести кадастровый учет, минуя стадию устранения наложения границ нельзя.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В данном случае совокупность названных условий отсутствует.
Таким образом, оспоренные действия совершены уполномоченным органом без нарушений закона в пределах своей компетенции.
Выводы суда первой инстанции основаны на том, что земельный спор о местоположении границ отсутствует, и орган кадастрового учета вправе обеспечить устранение пересечения границ (уточнить при наличии предусмотренных законом оснований местоположение границ ранее учтенного земельного участка) с использованием картографической основы кадастра, в том числе дежурной кадастровой карты.
Суд пришел к выводу, что для сопоставления кадастровых сведений о границах ранее учтенного земельного участка, внесенных по результатам землеустроительных мероприятий, и представленного межевого плана смежного участка территориальные органы Управления полномочны проводить мероприятия по контролю правильности определения местоположения границ земельного участка и координат их характерных точек в соответствии с "Положением о контроле за проведением землеустройства", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1061.
Обязанность по проведению работ по уточнению границ ранее учтенного земельного участка и принятию решения по результатам рассмотрения всех документов о возможности уточнения кадастровых сведений, если координаты характерных точек границ ранее учтенного земельного участка определялись недостоверно, возложена законом на органы кадастрового учета.
Суд первой инстанции счел земельные участки с кадастровыми номерами 34:28:030001:615 и 34:28:030001:78 декларированными, а орган, осуществляющий кадастровый учет, правомочным произвести уточнение сведений о местоположении земельных участков на основании сведений о границах, содержащихся в представленных документах о межевании.
Суд кассационной инстанции не согласен с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Судами обеих инстанций установлено, что границы земельного участка заявителя пересекают границы других земельных участков, участка с кадастровым номером 34:28:030001:615, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, с. Верхнепогромное, ул. Совхозная, 3/1, и участка с кадастровым номером 34:28:030001:78, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, с. Верхнепогромное, ул. Молодежная, 2/1.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, предусмотренном Законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Постановка земельного участка на государственный кадастровый учет осуществляется на основании представляемых в орган государственного кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ для осуществления такого учета документов (пункт 2 статьи 16).
Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, установлен статьей 22 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Основания для приостановления кадастрового учета регламентированы статьей 26 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ. Данный перечень является исчерпывающим.
Пунктом 2 части 2 статьи 26 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что основанием для приостановлении кадастрового учета является пересечение границами земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
Судами обеих инстанций установлено, что земельный участок с кадастровым номером 34:28:030001:615, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, с. Верхнепогромное, ул. Совхозная, 3/1, и земельный участок с кадастровым номером 34:28:030001:78, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, с. Верхнепогромное, ул. Молодежная, 2/1, поставлены на кадастр в 2002 и 2008 годах.
При таких обстоятельствах, учитывая, что границы земельного участка заявителя пересекают границы участков с кадастровыми номерами 34:28:030001:615, 34:28:030001:78, уполномоченный орган обоснованно приостановил кадастровый учет земельного участка.
В соответствии с частью 9 статьи 26 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ существление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.
Учитывая, что причины, послужившие основанием для приостановления земельного участка, заявителем не устранены, ФГУ "Земельная кадастровая палата" обоснованно приняло решение от 01.11.2010 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка. Заявителем не представлено доказательств того, что в срок установленный законом, совершались действия, направленные на устранение причин, послуживших основанием приостановления.
Исходя из смысла заявленных требований, суд кассационной инстанции считает ошибочной ссылку суда первой инстанции на нормы части 14 статьи 45 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ и Положение о контроле за проведением землеустройства, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1061. В данной ситуации установленные ими правила не применимы. Часть 14 статьи 45 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусматривает возможность исправления кадастровой ошибки. Положение о контроле за проведением землеустройства применяется Росреестром.
Довод заявителя о том, что Управлением и ФГУ "Земельная кадастровая палата по Волгоградской области" не соблюдена процедура исправления кадастровой ошибки, предусмотренная статьей 28 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, не может служить основанием для признания незаконным отказа в кадастровом учете в рассматриваемом случае. Кроме того, изменение органом кадастрового учета в рамках административной процедуры ранее внесенных в кадастр уникальных характеристик земельного участка без согласия его собственника нарушает права смежных землепользователей.
Из материалов дела видно, что акт согласования границ земельного участка по ул. Совхозная-1 с ранее учтенными земельными участками (смежными) по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, с. Верхнепогромное, ул. Совхозная, 3/1 (с кадастровым номером 34:28:03 0 001:6 1 5) и по ул. Молодежная 2/1 (с кадастровым номером 34:28:030001:78) составлен без возражений. Данное обстоятельство не исключает возникновение споров относительно границ смежных участков после постановки спорного участка на кадастр, поскольку подписание акта согласование границ земельного участка всеми смежными землепользователями не исключает нарушения прав собственников и иных правообладателей смежных земельных участков в процессе реализации своих прав при постановке на кадастр участка, пересекающего границы смежных с ним участков.
Кроме того, внесение в кадастр любых сведений изменяющих характеристики участка у всех его зарегистрированных правообладателей, включая собственника, по сути, представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в его прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются.
Судебная коллегия выводы суда находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам и правомерным отказ в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств дела установленных судом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованного судебного акта, который принят на основании представленных в материалы дела документов, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2011 по делу N А12-432/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 9 статьи 26 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ существление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.
...
Исходя из смысла заявленных требований, суд кассационной инстанции считает ошибочной ссылку суда первой инстанции на нормы части 14 статьи 45 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ и Положение о контроле за проведением землеустройства, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1061. В данной ситуации установленные ими правила не применимы. Часть 14 статьи 45 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусматривает возможность исправления кадастровой ошибки. Положение о контроле за проведением землеустройства применяется Росреестром.
Довод заявителя о том, что Управлением и ФГУ "Земельная кадастровая палата по Волгоградской области" не соблюдена процедура исправления кадастровой ошибки, предусмотренная статьей 28 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, не может служить основанием для признания незаконным отказа в кадастровом учете в рассматриваемом случае. Кроме того, изменение органом кадастрового учета в рамках административной процедуры ранее внесенных в кадастр уникальных характеристик земельного участка без согласия его собственника нарушает права смежных землепользователей."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 октября 2011 г. N Ф06-8655/11 по делу N А12-432/2011