г. Казань
25 октября 2011 г. |
Дело N А55-26323/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
заявителя - Митяниной О.С., доверенность от 07.02.2011 N 12-01/11,
ответчика - Найдовского П.Е., доверенность от 24.12.2010 N 12-7270,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.04.2011 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Кузнецов В.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-26323/2010
по заявлению закрытого акционерного общества "ОРИОН ТВ", г. Самара (ОГРН 1026300774411) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в государственной регистрации, при участии третьих лиц: Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г. Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 13.04.2011 признан незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, регистратор) в государственной регистрации договора аренды лесного участка без аукциона от 10.11.2009 N 78, изложенный в сообщении от 08.11.2010 N 01/199/2010-175. Суд обязал Управление Росреестра по Самарской области по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества "ОРИОН ТВ" (далее - ЗАО "Орион ТВ") путем государственной регистрации договора аренды лесного участка без аукциона от 10.11.2009 N 78.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении заявления отказать.
В заседании кассационной инстанции 11.10.2011 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 13 часов 55 минут 18.10.2011.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, между Министерством природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (арендодатель) и ЗАО "Орион ТВ" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка без аукциона от 10.11.2009 N 78, по условиям которого заявителю в аренду предоставляется лесной участок из земель лесного фонда, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, квартал 3 выдел 36,17, в границах, указанных в плане лесного участка, общей площадью 3,5 га, в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
ЗАО "Орион ТВ" обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды вышеуказанного договора аренды.
Управлением Росреестра по Самарской области сообщением от 08.11.2010 N 01/199/2010-175 заявителю отказано в государственной регистрации договора аренды лесного участка без аукциона от 10.11.2009 N 78 на основании абзацев 4, 10, 11 пункта 1 статьи 20 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона о регистрации).
В соответствии со статьей 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Пунктом 2 указанной статьи Закона о регистрации установлено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в предыдущем пункте, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В качестве основания для отказа в государственной регистрации договора аренды послужил вывод регистрирующего органа о том, что согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано ограничение (обременение) в виде аренды указанного земельного участка, между тем стороной (сторонами) договора не подано заявление в порядке, указанном статьей 16 Закона о регистрации, о государственной регистрации снятия ограничения (обременения) в виде аренды земельного участка, а, следовательно, установлено противоречие между ранее заявленными и уже зарегистрированными правами.
В оспариваемом отказе также указано на имеющиеся противоречия в указании категории земель и разрешенного использования участка, а также на отсутствие регистрации первичного права собственности Российской Федерации на арендуемый ЗАО "Орион ТВ" участок.
ЗАО "Орион ТВ" является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу г. Самара, Кировский район, 3 квартал Пригородного лесничества Самарского лесхоза, составляющих приемно-передающий комплекс телевизионного центра "Орион ТВ". Право собственности заявителя на эти объекты зарегистрировано в установленном порядке и никем не оспаривается.
Для эксплуатации вышеназванных объектов ранее заявителю предоставлялся земельный участок на основании договора аренды от 27.12.2003 N 194.
В связи с истечением срока действия договора аренды от 27.12.2003 N 194 ЗАО "Орион ТВ" обратилось в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области с заявлением о предоставлении лесного участка из земель лесного фонда площадью 3,5 га, кадастровый номер 63:01:0210003:45, расположенного по адресу: Самарская область, г. о. Самара, Самарское лесничество, квартал N 3, выдел 36,17 (по государственной регистрации участок 36), сроком на 49 лет, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области 17.07.2009 было принято решение N 01-03/3795 "О предоставлении в аренду лесного участка, находящегося в государственной собственности, без аукциона", на основании которого и был заключен вышеназванный договор аренды, представленный на государственную регистрацию.
Заявление о государственной регистрации снятия ограничения (обременения) в виде аренды по договору от 27.12.2003 N 194 было подано в Управление Росреестра по Самарской области 03.11.2010 до принятии оспариваемого решения (08.11.2010).
В адрес ЗАО "Орион ТВ" направлено уведомление от 25.11.2010 N 01/465/2010-210, подтверждающее государственную регистрацию снятия ограничения (обременения) аренды на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 3 квартал Самарского лесхоза Пригородного лесничества, участок 36.
Предметом представленного на государственную регистрацию договора аренды является лесной участок в составе земель лесного фонда.
На государственную регистрацию заявителем был представлен кадастровый паспорт земельного участка от 16.06.2010 N 63-00-102/10-254961, выданный самим же ответчиком, с указанием категории земель: земли лесного фонда и разрешенного использования: для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Указанный в кадастровом паспорте вид разрешенного использования полностью соответствует категории земельного участка (земли лесного фонда) и положениям пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Довод регистрирующего органа о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанный лесной участок является основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды, несостоятельный.
В нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации регистрирующий орган не представил доказательств отсутствия регистрации права собственности Российской Федерации на спорный лесной участок на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации на момент государственной регистрации договора аренды от 27.12.2003 N 194.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации, а также абзацем 4 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в федеральной собственности находятся, в частности, те земельные участки, которые признаны таковыми федеральным законом.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них.
Данные требования закона действовали при передаче указанного земельного участка в аренду заявителю по договору от 27.12.2003 N 194, зарегистрированному Самарской регистрационной палатой 11.10.2004.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 13 Закона о регистрации при проведении государственной регистрации прав регистратор обязан провести правовую экспертизу представленных на регистрацию документов и проверить законность сделки.
Условия возникновения у заявителя права аренды не относятся ни к форме, ни к содержанию договора купли-продажи, представленного в Управление Росреестра по Самарской области в качестве основания для регистрации права на использование земельного участка, поэтому регистратор не вправе был подвергать проверке наличие или отсутствие этих условий.
Таким образом, у регистратора не имелось законных оснований для отказа в государственной регистрации перехода права.
Выводы суда о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.04.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 по делу N А55-26323/2010 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.З. Желаева |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации регистрирующий орган не представил доказательств отсутствия регистрации права собственности Российской Федерации на спорный лесной участок на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации на момент государственной регистрации договора аренды от 27.12.2003 N 194.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации, а также абзацем 4 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в федеральной собственности находятся, в частности, те земельные участки, которые признаны таковыми федеральным законом.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них.
...
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 13 Закона о регистрации при проведении государственной регистрации прав регистратор обязан провести правовую экспертизу представленных на регистрацию документов и проверить законность сделки."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 октября 2011 г. N Ф06-8981/11 по делу N А55-26323/2010