г. Казань
25 октября 2011 г. |
Дело N А49-1489/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Филимонова С.А.,
при участии представителей:
истца - Ларичевой Н.А., доверенность от 17.10.2011; Гречина А.А., доверенность от 17.10.2011,
ответчика - Немова А.В., доверенность от 28.07.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия города Кузнецка "Водоканал"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 17.06.2011 (судья Бочкова Е.Н.)
по делу N А49-1489/2011
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия города Кузнецка "Водоканал" к закрытому акционерному обществу "Кузнецкий хлебокомбинат" о взыскании 107 917,63 руб.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" г. Кузнецка (далее - МУП "Водоканал", Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к закрытому акционерному обществу "Кузнецкий хлебокомбинат" (далее - ЗАО "Кузнецкий хлебокомбинат", Общество, ответчик) о взыскании 107 917,63 руб. задолженности за сброс сточных вод с превышением предельно допустимой концентрации (далее - ПДК) загрязняющих веществ за периоды с 07.10.2010 по 31.10.2010 и с 03.11.2010 по 30.11.2010.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 17.06.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе МУП "Водоканал" просит отменить названное решение суда первой инстанции и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пензенской области. Предприятие указывает, что постановлением администрации г. Кузнецка Пензенской области от 30.08.2010 N 1289 утверждены нормативы ПДК загрязняющих веществ, сброс которых в систему канализации г. Кузнецка в определенных концентрациях разрешен. Однако сульфиды в данном перечне отсутствуют, предельная их концентрация не установлена, то есть они к сбросу запрещены. Поэтому, по мнению заявителя, начисление ответчику суммы за сброшенные запрещенные к сбросу вещества является обоснованным. Доводы Предприятия подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
ЗАО "Кузнецкий хлебокомбинат" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятый по делу судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность обжалуемого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, между МУП "Водоканал" (Водоканал) и ЗАО "Кузнецкий хлебокомбинат" (Абонент) заключен договор от 24.05.2010 N 615 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, предметом которого является отпуск питьевой воды из городского водопровода, прием, транспортировка сточных вод и оплата предоставляемых услуг Абонентом.
Судом первой инстанции установлено, что сторонами договора согласованы права и обязанности, порядок контроля за сбросом сточных вод, порядок учета, порядок расчетов, условия ответственности, порядок и условия расторжения договора. Согласно пункту 8.2 договора он заключен на срок с 24.05.2010 по 31.12.2010.
Оценив условия договора от 24.05.2010 N 615 и дав им толкование по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), суд пришел к выводу о заключенности данного договора и его действии в спорном периоде.
В соответствии с пунктом 3.1 договора контроль за соблюдением нормативов качества сбрасываемых Абонентом сточных вод осуществляется Водоканалом путем выполнения анализов проб сточных вод Абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
При отборе проб составляется двухсторонний акт, который подписывается сторонами. При получении результатов анализов сточных вод, свидетельствующих о превышении ПДК, Водоканал должен уведомляет Абонента о результатах анализов протоколом (пункты 3.2, 3.6 договора).
Пунктом 5.4 договора предусмотрено, что оплата за сброс загрязняющих веществ и превышение нормативов ПДК производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и органов местного самоуправления.
07.10.2010 и 03.11.2010 истцом в присутствии представителей ответчика произведен отбор сточных вод, по итогам которого составлены акты N 191 и N 222а. Результаты анализов сточной воды по указанным актам оформлены соответствующими протоколами.
На основании результатов анализа сточной воды Предприятием произведен расчет платы за сброс вредных веществ в горколлектор со сточными водами, согласно которому Обществу за сброс сточных вод с превышением ПДК по сульфидам, запрещенным к сбросу в систему канализации, начислена плата за период с 07.10.2010 по 31.10.2010 в сумме 52 217,70 руб. и за период с 03.11.2010 по 30.11.2010 в сумме 55 699,92 руб.
Предприятием Обществу выставлены счета-фактуры от 30.11.2010 N ВД-02625 и от 31.12.2010 N ВД-03248 на оплату указанных сумм, отказ от уплаты которых послужил основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу пункта 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539-548 ГК РФ), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Нормативы водоотведения или нормативы сброса - это установленные органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организация ВКХ) показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование (пункт 1 Правил N 167).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций ВКХ природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации (пункт 61 Правил N 167).
Таким образом, из содержания положений пункта 1 и пункта 61 Правил N 167 в их взаимосвязи видно, что органы местного самоуправления уполномочены устанавливать абоненту те нормативы, которые определяют допустимое воздействие не на окружающую среду, а на системы коммунального водоснабжения и канализации, находящиеся в муниципальной собственности, в целях обеспечения нормального функционирования системы канализации.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение Постановления N 1310 постановлением Правительства Пензенской области от 04.06.2008 N 350-пП был утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, пунктом 4 которого предусмотрено, что при расчете платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов используются нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарных и передвижных источников, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление N 344), а также коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды, установленный федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год.
На основании Правил N 167 постановлением администрации города Кузнецка Пензенской области от 30.08.2010 N 1289 утверждены нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ для абонентов, сбрасывающих сточные воды в систему канализации города Кузнецка. В данном постановлении, действующем в спорном периоде, нормативы допустимой концентрации сульфидов в сточных водах не установлены.
Истец, производя расчет, исходил из того, что сульфиды являются запрещенными к сбросу веществами и сослался на пункт 2.4 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации города Кузнецка", утвержденных постановлением администрации города Кузнецка от 17.06.2010 N 966, в соответствии с которым запрещается сброс в систему канализации города Кузнецка:
- веществ, способных засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев, решеток (окалина, известь, песок, металлическая стружка, каныга, волокно, грунт, строительный и бытовой мусор, производственные и хозяйственные отходы, шламы и осадки от локальных очистных сооружений, всплывающие вещества);
- веществ, оказывающих разрушительное воздействие на материалы трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации (кислоты, щелочи, нерастворимые жиры, масла, смолы, мазут);
- веществ, способных образовывать в канализационных сетях и сооружениях токсичные газы (сероводород, сероуглерод, окись углерода, циановодород, пары летучих ароматических углеводородов) и другие взрывоопасные и токсичные смеси, а также горючих примесей, токсичных и растворенных газообразных веществ (в частности растворители: бензин, керосин, диэтиловый эфир, дихлорметан, бензолы, четыреххлористый углерод);
- веществ в концентрациях, препятствующих биологической очистке сточных вод, биологически трудно окисляемых органических веществ и смесей;
- биологически жестких поверхностных активных веществ (ПАВ);
- особо опасных бактериальных веществ, вирулентных и патогенных микроорганизмов, возбудителей инфекционных заболеваний;
- веществ или продуктов их трансформации, для которых не установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) и отсутствуют методы аналитического контроля;
- веществ, которые не могут быть задержаны в технологическом процессе очистки воды на очистных сооружениях города Кузнецка;
- веществ, в составе концентрированных маточных и кубовых растворов, отработанных электролитов;
- радионуклидов, сброс, удаление и обезвреживание которых осуществляется в соответствии с действующим законодательством;
- загрязняющих веществ с фактическими концентрациями, превышающими нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в 100 и более раз (залповый сброс);
- сточных вод с активной реакцией среды PH менее 2 и более 12;
- окрашенных сточных вод с фактической крайностью разбавления, превышающей нормативные показатели общих свойств сточных вод более чем в 100 раз;
- сточных вод с зафиксированной категорией токсичности "гипертоксичная".
Однако Постановлением N 344 установлены нормативы платы за сброс 1 тонны загрязняющих веществ - сульфидов в пределах установленных допустимых нормативов сбросов (55 096 руб.) и в пределах установленных лимитов сбросов (275 480 руб.).
Из Методических рекомендаций по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06.04.2001 N 75, приказа Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 28.04.1999 N 96 "О рыбохозяйственных нормативах" и постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2007 N 75 "Об утверждении ГН 2.1.5.2280-07 "Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования" следует, что наличие сульфидов в сточных водах имеет место быть.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о неверной квалификации истцом сульфидов как веществ, запрещенных к сбросу в сточные воды (в систему канализации). Истец не обосновал порядок определения ПДК по составу загрязняющих веществ относительно санитарных норм и правил и государственных стандартов, поскольку органы местного самоуправления не установили названные нормативы.
В отсутствие соответствующих нормативов произведенный истцом расчет судом правильно оценен как произвольный, не основанный на действующем законодательстве.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Пензенской области правомерно отказал в удовлетворении исковых требований МУП "Водоканал".
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятого по делу судебного акта и направлены по существу на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы установленных статьей 286 АПК РФ полномочий суда кассационной инстанции.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежит.
В связи с принятием настоящего постановления с муниципального унитарного предприятия города Кузнецка "Водоканал" подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы, поскольку ему при подаче кассационной жалобы была предоставлена отсрочка по ее уплате.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 110, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьями 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 17.06.2011 по делу N А49-1489/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия города Кузнецка "Водоканал" государственную пошлину в размере 2000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Пензенской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Истец, производя расчет, исходил из того, что сульфиды являются запрещенными к сбросу веществами и сослался на пункт 2.4 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации города Кузнецка", утвержденных постановлением администрации города Кузнецка от 17.06.2010 N 966, в соответствии с которым запрещается сброс в систему канализации города Кузнецка:
- веществ, способных засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев, решеток (окалина, известь, песок, металлическая стружка, каныга, волокно, грунт, строительный и бытовой мусор, производственные и хозяйственные отходы, шламы и осадки от локальных очистных сооружений, всплывающие вещества);
- веществ, оказывающих разрушительное воздействие на материалы трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации (кислоты, щелочи, нерастворимые жиры, масла, смолы, мазут);
- веществ, способных образовывать в канализационных сетях и сооружениях токсичные газы (сероводород, сероуглерод, окись углерода, циановодород, пары летучих ароматических углеводородов) и другие взрывоопасные и токсичные смеси, а также горючих примесей, токсичных и растворенных газообразных веществ (в частности растворители: бензин, керосин, диэтиловый эфир, дихлорметан, бензолы, четыреххлористый углерод);
- веществ в концентрациях, препятствующих биологической очистке сточных вод, биологически трудно окисляемых органических веществ и смесей;
- биологически жестких поверхностных активных веществ (ПАВ);
- особо опасных бактериальных веществ, вирулентных и патогенных микроорганизмов, возбудителей инфекционных заболеваний;
- веществ или продуктов их трансформации, для которых не установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) и отсутствуют методы аналитического контроля;
- веществ, которые не могут быть задержаны в технологическом процессе очистки воды на очистных сооружениях города Кузнецка;
- веществ, в составе концентрированных маточных и кубовых растворов, отработанных электролитов;
- радионуклидов, сброс, удаление и обезвреживание которых осуществляется в соответствии с действующим законодательством;
- загрязняющих веществ с фактическими концентрациями, превышающими нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в 100 и более раз (залповый сброс);
- сточных вод с активной реакцией среды PH менее 2 и более 12;
- окрашенных сточных вод с фактической крайностью разбавления, превышающей нормативные показатели общих свойств сточных вод более чем в 100 раз;
- сточных вод с зафиксированной категорией токсичности "гипертоксичная".
Однако Постановлением N 344 установлены нормативы платы за сброс 1 тонны загрязняющих веществ - сульфидов в пределах установленных допустимых нормативов сбросов (55 096 руб.) и в пределах установленных лимитов сбросов (275 480 руб.).
Из Методических рекомендаций по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06.04.2001 N 75, приказа Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 28.04.1999 N 96 "О рыбохозяйственных нормативах" и постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2007 N 75 "Об утверждении ГН 2.1.5.2280-07 "Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования" следует, что наличие сульфидов в сточных водах имеет место быть.
...
В связи с принятием настоящего постановления с муниципального унитарного предприятия города Кузнецка "Водоканал" подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы, поскольку ему при подаче кассационной жалобы была предоставлена отсрочка по ее уплате.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 110, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьями 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 октября 2011 г. N Ф06-8861/11 по делу N А49-1489/2011
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8861/11