г. Казань
25 октября 2011 г. |
Дело N А55-4550/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Альмашевой Г.Д.,
судей Ананьева Р.В., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие представителей - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2011 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Лукьянова Т.А., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-4550/2011
по исковому заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (ИНН 6315800869, ОГРН 1056315900134) к обществу с ограниченной ответственностью "Строительно - ипотечный центр "Развитие предпринимательства" (ИНН 6315556787) о взыскании задолженности по договору аренды и пени,,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Строительно - ипотечный центр "Развитие предпринимательства" (далее - ООО "СИЦ "Развитие предпринимательства", ответчик) о взыскании задолженности в сумме 135 942 руб. 10 коп. по договору аренды земельного участка от 11.03.2010 N 576, а также пени в сумме 6587 руб. 08 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2011 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу Министерства взыскано 82 549 руб. 06 коп., пени в сумме 3999 руб. 58 коп.
В остальной части иска отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что при определении размера арендной платы и расчете задолженности необходимо применять Скад (удельный показатель кадастровой стоимости по видам использования земель) в размере в размере 5283 руб. 85 коп., установленный постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" для "земельных участков, предназначенных для размещения домов многоэтажной жилой застройки" (далее - постановление N 473), поскольку вышеуказанным нормативно - правовым актом утверждена новая кадастровая стоимость земельного участка, являющегося предметом договора аренды, которая и должна применяться при определении размера арендной платы и расчете задолженности.
В кассационной жалобе Министерство просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что удельный показатель (Скад), установленный в соответствии с постановлением губернатора Самарской области от 10.12.2008 N 473 в размере 5283,85 руб./мI не применим, поскольку из кадастрового паспорта от 24.11.2009, являющегося приложением к договору аренды от 11.03.2010 N 576, этот показатель составляет 8701,61 руб./мI, что не противоречит постановлению губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает, что она удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, взаимоотношения сторон обусловлены договором аренды земельного участка от 11.03.2010 N 576, согласно которому истец предоставляет, а ответчик использует на условиях аренды земельный участок, относящийся к категории "земли населенных пунктов", имеющий кадастровый номер 63:01:05 03 005:540, находящийся по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Фрунзе, 173-175 площадью 889,5 кв. м для строительства жилого дома со встроено - пристроенными нежилыми помещениями на срок до 16.02.2015.
В расчете арендной платы, являющимся приложением к договору N 576, имеется ссылка на применение постановления N 473.
Земельный участок передан ответчику по акту приема - передачи земельного участка. Договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия об оплате вышеуказанной задолженности от 25.11.2010.
Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, данные обстоятельства явились поводом для иска в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя исковые требования и взыскивая в пользу истца задолженность в размере 82 549 руб. 06 коп. и пени в сумме 3999 руб. 58 коп. суд первой инстанции исходил из положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской федерации и постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" для "земельных участков, предназначенных для размещения домов многоэтажной жилой застройки".
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, апелляционный суд указал, что с момента вступления в действие постановления N 473, постановление губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области" для "земель под домами многоэтажной застройки" утратило силу и его положения применению не подлежат.
Коллегия выводы судов находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно пункту 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для определения арендной платы за земельный участок может применяться кадастровая стоимость, средний уровень которой подлежит утверждению органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Поскольку, в силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы устанавливается уполномоченными органами, то стоимость аренды земельного участка относится к категории регулируемых цен.
Соответственно новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу акта уполномоченного органа.
Поскольку в спорный период действовало постановление N 473, то суды обеих инстанций правомерно при правовой квалификации размера арендной платы исходили из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденного постановлением N 473.
При таких данных коллегия считает, что основания для отмены обжалованных судебных актов не имеются.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом оценки апелляционного суда и переоценке в суде кассационной инстанции, в силу правил статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011 по делу N А55-4550/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.Д. Альмашева |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для определения арендной платы за земельный участок может применяться кадастровая стоимость, средний уровень которой подлежит утверждению органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Поскольку, в силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы устанавливается уполномоченными органами, то стоимость аренды земельного участка относится к категории регулируемых цен."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 октября 2011 г. N Ф06-9461/11 по делу N А55-4550/2011