г. Казань
27 октября 2011 г. |
Дело N А55-1252/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Цыдилина М.С., доверенность от 22.08.2011 N 277
в отсутствие:
иных лиц участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала Самарское предприятие магистральных электрических сетей
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.05.2011 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Захарова Е.И., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-1252/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала Самарское предприятие магистральных электрических сетей (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979), г. Самара, к Министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г. Самара, о признании недействительным предписания в части, с участием третьего лица: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала Самарское предприятие магистральных электрических сетей (далее - ОАО "ФСК ЕЭС", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (далее - Министерство) от 02.12.2010 в части обязания ОАО "ФСК ЕЭС" заключить договор аренды на лесные участки Кинельского лесничества по всем объектам ОАО "ФСК ЕЭС", находящимся на территории Кинельского лесничества в срок до 30.04.2011
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.05.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
В представленном отзыве Министерство против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в ней.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыв на нее, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 02.12.2010 Министерство выдало заявителю предписание об устранении нарушения лесного законодательства на основании акта внеплановой проверки от 02.12.2010. Заявителю предписано в срок до 30.04.2011 заключить договор аренды на лесные участки Кинельского лесничества по всем объектам общества, находящимся на территории лесного фонда Кинельского лесничества, путем подачи заявления в Министерство согласно Порядку подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48, подписать проект договора аренды лесных участков и провести мероприятия по очистке территории объектов, находящихся в лесном фонде Кинельского лесничества.
Не согласившись с предписанием в части обязания общества заключить договор аренды на лесные участки Кинельского лесничества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) государственный лесной контроль и надзор осуществляется органами государственной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.
При рассмотрении заявления Общества суды исходили из того, что Министерство вправе проводить проверки соблюдения лесного законодательства и составлять акты, а также выносить предписания об устранении нарушений лесного законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки.
В силу пункта 14 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора", приказом Министерства природных ресурсов от 30.08.2007 N 225, утверждены формы документов, составляемых по результатам проведения мероприятий по государственному лесному контролю и надзору, в том числе форма предписания.
В утвержденной форме предписания в графе "содержание" указываются конкретные мероприятия, которые должно выполнить лицо, в отношении которого проведена проверка, в графе "основания вынесения предписания" указываются ссылки на нормативный правовой акт, предусматривающий предписываемую обязанность.
В оспариваемом предписании от 02.12.2010 указаны адреса и площади участков лесного фонда, используемые заявителем, перечислены нарушенные нормы ЛК РФ, из существа нарушения, допущенного Обществом, вытекают и меры по его устранению, а именно: оформление прав на использование участков лесного фонда в соответствии с требованиями норм ЛК РФ, указанных в оспариваемом предписании.
Суды, руководствуясь нормами статей 9, 25, 45, 74 ЛК РФ сделали правомерный вывод, что строительство трубопроводов и иных линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов, а доказательства того, что заявителем в установленном лесным законодательством порядке оформлены права на размещение объектов на участках лесного фонда и использование лесного фонда для их эксплуатации и обслуживания, в материалы дела не представлены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявитель заключил с Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области для размещения линейных объектов договоры аренды земельных участков.
Имеющиеся в материалах дела кадастровые паспорта свидетельствуют, что земельные участки, на территории которых расположены указанные объекты, используются заявителем для эксплуатации линий электропередач, дорог.
Суд первой и апелляционной инстанции правильно указали, что у ОАО "ФСК ЕЭС" отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы на использование участков лесного фонда, на территории которых расположены линии электропередачи. Договоры аренды земельных участков не могут заменить документы, подтверждающие право заявителя на лесопользование, оформленные в соответствии с требованиями пункта 2.1 статьи 45, статьи 9 ЛК РФ.
То обстоятельство, что земельные участки под вышеназванными объектами поставлены на кадастровый учет как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и телевидения, информатики и иного значения, право аренды и право Российской Федерации зарегистрировано в Управлении Росреестра, не свидетельствует об отсутствии у заявителя обязанности оформить в установленном лесным законодательством порядке использование участков лесного фонда, поскольку эксплуатируемые заявителем линии электропередач находятся на территории Кинельского лесничества.
Согласно пункту 10 Правил проведения лесоустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 N 377 материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а так же для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.
В соответствии с указанными Правилами подготовка материалов лесоустройства осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Принадлежность участков, на которые заявителю необходимо заключить договор аренды, к землям лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства (выкопировкой из планшета), а также свидетельством о регистрации права собственности на указанные земельные участки за Российской Федерацией, как земли лесного фонда.
Постановлением губернатора Самарской области от 31.12.2008 N 149 "Об утверждении лесного плана Самарской области" утвержден лесной план, который является основой для ведения государственного лесного реестра.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 N 435 определено количество лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, а так же площадей, которые они занимают.
Суды обеих инстанции сделали обоснованный вывод, что согласно указанным нормативным правовым актам Кинельское лесничество располагается на землях лесного фонда, поэтому требование Министерства, изложенные в оспариваемом Предписании о заключении с Министерством договора аренды под занимаемыми линейными объектами, соответствует положениям статей 8, 9, 45, 82, 83, 96 ЛК РФ.
Доказательств исключения указанных территорий из состава лесного фонда в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя о том, что Министерством не представлено доказательств нахождения объектов, в том числе и линейных, в лесной зоне, судами правомерно отклонены, поскольку из акта проверки от 02.12.2010 следует, что проверка проведена по адресу: Самарская область, Кинельский район, Кинельское лесничество.
То обстоятельство, что права заявителя на земельные участки, занятые линейными объектами, оформлены в соответствии с земельным законодательством и поставлены на кадастровый учет, не отменяет действия норм лесного законодательства, предусматривающих необходимость оформления заявителем своих прав на участки, на которых непосредственно расположены линейные объекты.
Судебная коллегия считает выводы судов обеих инстанций обоснованными и подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.
Доводы заявителя кассационной жалобы изучены судебной коллегией, однако они подлежат отклонению, поскольку фактически сводятся к неправильному толкованию норм права и переоценке доказательств, что в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Принятые по делу судебные акты являются законными и не подлежат отмене.
ОАО "ФСК ЕЭС" при подаче кассационной жалобы 31.08.2011 платежным поручением N 3190 уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 рублей.
Согласно пункту 15 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при подаче апелляционных и кассационных жалоб на судебные акты по заявлениям о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от размера государственной пошлины, установленного подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (2 000 рублей для юридических лиц), то есть в размере 1 000 рублей для юридических лиц.
С учетом изложенного ОАО "ФСК ЕЭС" из федерального бюджета подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.05.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А55-1252/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить филиалу открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Самарскому предприятию магистральных электрических сетей из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1000 руб. как излишне уплаченную.
Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 N 435 определено количество лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, а так же площадей, которые они занимают.
Суды обеих инстанции сделали обоснованный вывод, что согласно указанным нормативным правовым актам Кинельское лесничество располагается на землях лесного фонда, поэтому требование Министерства, изложенные в оспариваемом Предписании о заключении с Министерством договора аренды под занимаемыми линейными объектами, соответствует положениям статей 8, 9, 45, 82, 83, 96 ЛК РФ.
...
Согласно пункту 15 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при подаче апелляционных и кассационных жалоб на судебные акты по заявлениям о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от размера государственной пошлины, установленного подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (2 000 рублей для юридических лиц), то есть в размере 1 000 рублей для юридических лиц."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 октября 2011 г. N Ф06-9060/11 по делу N А55-1252/2011
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1793/12
26.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1793/12
16.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3257/13
17.12.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1252/11
12.10.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1252/11
08.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1793/12
21.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1793/12
01.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1793/12
01.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1793/12
07.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1793/12
27.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9060/11
26.07.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7245/11
25.05.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1252/11