г. Казань
26 октября 2011 г. |
Дело N А55-21311/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
заявителя - Лаврова Д.А., (доверенность от 14.05.2009 N 05-05/221),
в отсутствие:
остальных лиц участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Приволжскнефтепровод", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.03.2011 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2011 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-21311/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Приволжскнефтепровод", к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Самарской области, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Волгоземпроект", Муниципального унитарного предприятия "Кадастровое бюро Большечерниговского района", Федерального государственного унитарного предприятия ФКЦ "Земля", Калюжновой Валентины Павловны, Калюжнова Николая Андреевича, Дмитриевой Ирины Николаевны, Акзяновой Сани Гайнулловны, Акзяновой Зайнап Самсидиновы, Кулешова Александра Васильевича, Кулешова Алексея Васильевича, Савельевой Нины Ивановны, администрации муниципального района Большечерниговский Самарской области, о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Приволжскнефтепровод" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - первый ответчик, Управление) и Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Самарской области (далее - второй ответчик, ФГУ "Земельная кадастровая палата") с заявлением с учетом изменения предмета заявленных требований, принятых судом первой инстанции о признании незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 63:15:0000000:524, 63:15:0000000:606, 63:15:0000000:523, 63:15:0000000:536, 63:15:0000000:526, 63:15:0000000:542, 63:15:0000000:546, 63:15:0000000:603, 63:15:0000000:534, 63:15:0000000:551, 63:15:0000000:610, 63:15:0000000:648, 63:15:0000000:532, 63:15:0000000:527, 63:15:0000000:530, 63:15:0000000:631, 63:15:1101001:22, 63:15:0407005:29, 63:15:0407005:30, 63:15:0901002:26; о возложении на ответчиков обязанности снять с кадастрового учета указанные земельные участки.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.03.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2011 по делу N А55-21311/2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит вышеуказанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с заключенным договором от 01.07.2008 N 200800484 между обществом и ФГУП ФКЦ "Земля", последнее выполняет по заданию общества комплекс землеустроительных мероприятий по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под объектами недвижимого имущества, принадлежащих заявителю на праве собственности.
В рамках исполнения заключенного договора, ФГУП ФКЦ "Земля" обратилось от имени заявителя в Управление с заявлением от 17.06.2010 N 63-15- 118/10а-594 о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под принадлежащими на праве собственности заявителю наземными объектами магистрального нефтепровода "Гурьев - -Куйбышев" (Самарская область, Большечерниговский район, Большая Черниговка).
Указанный нефтепровод принадлежит обществу на основании плана приватизации государственного предприятия - Производственное объединение приволжских магистральных нефтепроводов, утвержденного Распоряжением Госкомимущества России от 11.03.1994 N 492-р, и акта оценки стоимости зданий и сооружений государственного предприятия - Производственное объединение приволжских магистральных нефтепроводов по состоянию на 01.07.1992, являющегося неотъемлемой частью Плана приватизации согласно распоряжению Минимущества России от 21.03.2002 N 687-р.
Земельный участок общей площадью 6,2 га, под нефтепроводом предоставлен обществу на основании свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования САМ 15-00-03 от 04.09.1992 N 000952. По результатам межевания площадь земельного участка уточнена и составила 1,2 га.
Земельные участки под объектами магистрального нефтепровода были отмежеваны в 2006 году, что подтверждается землеустроительным делом N 04-06, которое утверждено заместителем начальника территориального отдела N 9 Управления Роснедвижимости по Самарской области 10.08.2007. В материалах дела имеется акт согласования границ земельных участков со смежными землепользователями, выявленными на момент проведения межевых работ.
Согласно письму ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области от 24.05.2006 N 39 сведения на земельные участки, занятые наземными объектами нефтепровода "Гурьев-Куйбышев" общества в ГЗК отсутствуют.
Постановлением администрации Большечерниговского района Самарской области от 07.09.2007 N 395 утвержден проект границ единого землепользования, расположенного под наземными объектами недвижимости магистрального нефтепровода "Гурьев-Куйбышев" и вдольтрассовой ВЛ-10кВ магистрального нефтепровода "Гурьев - Куйбышев", принадлежащего заявителю и предоставлено в аренду сроком на 49 лет указанное землепользование площадью 12 004 кв.м. Постановлением администрации Большечерниговского района от 12.03.2008 N 116 в постановление от 07.09.2007 N 395 внесены изменения в пункт 2.
Решением Управления от 01.07.2010 N 6300-119/10-82269 постановка на кадастровый учет земельного участка была приостановлена по причине наложения земельных участков под объектами общества на земельные участки, ранее поставленные на государственный кадастровый учет, в том числе на земельные участки с кадастровыми номерами 63:15:0000000:524, 63:15:0000000:606, 63:15:0000000:523, 63:15:0000000:536, 63:15:0000000:526, 63:15:0000000:542, 63:15:0000000:546, 63:15:0000000:603, 63:15:0000000:534, 63:15:0000000:551, 63:15:0000000:610, 63:15:0000000:648, 63:15:0000000:532, 63:15:0000000:527, 63:15:0000000:530, 63:15:0000000:631, 63:15:1101001:22, 63:15:0407005:29, 63:15:0407005:30, 63:15:0901002:26.
Решением Управления от 29.09.2010 N 63-00-119/10-117262 заявителю отказано в проведении государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:15:0901006:162.
Общество считает, что в нарушение требований пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", пункта 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет в отсутствие согласования с заявителем.
Суд считает несостоятельным довод о несоответствии действий государственного органа требованиям Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", поскольку судами первой и апелляционной инстанции установлено, что спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами 63:15:0000000:524 - 13.07.2009, 63:15:0000000:606 - 30.12.2009, 63:15:0000000:523 - 09.07.2009, 63:15:0000000:536 - 01.09.2009, 63:15:0000000:526 - 16.07.2009, 63:15:0000000:542 - 16.09.2009, 63:15:0000000:546 - 16.09.2009, 63:15:0000000:603 - 29.12.2009, 63:15:0000000:534 - 28.08.2009, 63:15:0000000:551 - 09.10.2009, 63:15:0000000:610 - 18.01.2010, 63:15:0000000:648 - 08.04.2010, 63:15:0000000:532 - 28.08.2009, 63:15:0000000:527 - 16.07.2009, 63:15:0000000:530 - 26.08.2009, 63:15:0000000:631 - 05.03.2010, 63:15:1101001:22 - 21.08.2008, 63:15:0407005:29 - 02.02.2010, 63:15:0407005:30 - 28.01.2010, 63:15:0901002:26 - 19.11.2007.
Указанные земельные участки выделены из земельного участка 63:15:0000000:505, поставленного на кадастровый учет после 01.03.2008.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суд правильно определил спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 16 Закона о кадастре от 24.07.2007 N 221-ФЗ постановка на государственный кадастровый учет земельного участка осуществляется на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, оформленного в соответствии с Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 34 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества", и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов.
На основании части 2 статьи 20 Закона о кадастре от 24.07.2007 N 221-ФЗ собственники объектов недвижимости или любые иные лица вправе обратиться с заявлениями о постановке на учет таких объектов недвижимости.
Состав необходимых для постановки на государственный кадастровый учет документов: межевой план; документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя) установлен частью 1 статьи 22 Закона о кадастре от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона о кадастре от 24.07.2007 N 221-ФЗ, орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Законом.
Форма межевого плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 12 статьи 38 Закона о кадастре от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Указанные форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", вступившим в силу 01.01.2009.
С учетом разъяснений Минэкономразвития России от 08.08.2008 N 11013-ИМ/Д23 "О правомерности выполнения работ по территориальному землеустройству", до принятия ведомственного нормативного акта, устанавливающего форму и требования к подготовке межевого плана, во всех случаях, связанных с необходимостью представления в орган кадастрового учета межевого плана, в орган кадастрового учета представляется описание земельных участков, оформляемое в соответствии с Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 (далее - Приказ от 02.10.2002 N П/327).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре от 24.07.2007 N 221-ФЗ с заявлением в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона о кадастре от 24.07.2007 N 221-ФЗ, если в соответствии со статьей 39 настоящего Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Учитывая положения части 1 статьи 39 Закона о кадастре от 24.07.2007 N 221-ФЗ, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 вышеуказанного Закона, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Исходя из вышеуказанного следует, что местоположение границ земельного участка подлежит обязательному согласованию.
Из кадастровых дел 63:15:0000000:524, 63:15:0000000:606, 63:15:0000000:523, 63:15:0000000:536, 63:15:0000000:526, 63:15:0000000:542, 63:15:0000000:546, 63:15:0000000:603, 63:15:0000000:534, 63:15:0000000:551, 63:15:0000000:610, 63:15:0000000:648, 63:15:0000000:532, 63:15:0000000:527, 63:15:0000000:530, 63:15:0000000:631, 63:15:1101001:22, 63:15:0407005:29, 63:15:0407005:30, 63:15:0901002:26 следует, что с заявлениями о постановке на кадастровый учет земельных участков представлены межевые планы земельных участков, акты согласования границ земельных участков, протокол от 21.11.2006 N 1 общего собрания собственников земельных долей в границах бывшего колхоза имени Ленина Большечерниговского района Самарской области, извещения для участия в установлении согласования в натуре границ земельных участков в границах бывшего колхоза имени Ленина Большечерниговского района Самарской области, информация об опубликовании извещения о проведении общего собрания собственников земельных долей бывшего колхоза имени Ленина Большечерниговского района Самарской области в газете Волжская коммуна от 16.11.2006 N 213 (25766).
Следовательно, оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета у Управления в соответствии с Законом о кадастре не имелось.
Из материалов дела видно, что за Акзяновой С.Г., Акзяновой З.С. на основании свидетельства о праве собственности на землю от 26.02.2007 зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:15:0901002:0026, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.04.2007, а также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
за Кулешовым Алексеем Васильевичем зарегистрировано право аренды на земельный участок с кадастровым номером 63:15:1101001:22, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
за Кулешовым Александром Васильевичем зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:15:0000000:530, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
за Савельевой Н.И. зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:15:0000000:551, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
за Сикач И.Н. (Димитриевой) зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 63:15:0000000:606, 63:15:0000000:523, 63:15:0000000:536, 63:15:0000000:534, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
за Калюжновой В.П. на основании свидетельства о праве собственности на землю от 18.08.1996, протокола общего собрания собственников земельных долей в границах бывшего колхоза имени Ленина Большечерниговского района Самарской области N 1 от 21.11.2006 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:15:0000000:524, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.06.2010, а также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
за Калюжновым Н.А. на основании договора от 03.06.2010 зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 63:15:0000000:542, 63:15:0000000:542, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.06.2010 г., а также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Данные права не оспорены и не признаны недействительными.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу статьи 1 Закона о кадастре от 24.07.2007 N 221-ФЗ проведение государственного кадастрового учета недвижимого имущества подтверждает существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Из вышеуказанных норм следует, что объектом гражданских прав является сформированный земельный участок, поставленный на кадастровый учет.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как разъяснено в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Арбитражный суд первой инстанции правильно указал в решении на то, что действия, связанные с постановкой на кадастровый учет объектов недвижимости, являются юридически значимыми, поскольку в результате таких действий земельный участок приобретает свойства индивидуально-определенной вещи, которая может быть вовлечена в гражданский оборот. В связи с этим снятие с кадастрового учета спорных земельных участков, права на которые зарегистрированы за физическими лицами, приведет к тому, что указанные земельные участки утратят свои индивидуализирующие характеристики и прекратят существование как объект права.
Доводы заявителя сводятся к спору о праве собственности на земельные участки, тогда как предметом настоящего судебного разбирательства является оспаривание действий первого ответчика о постановке на кадастровый учет спорных земельных участков в рамках главы 24 АПК РФ.
Действующим законодательством предусмотрены и иные способы урегулирования рассматриваемого спора, в частности, путем предъявления иска об установлении границ земельного участка и т.д.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом указанной нормы и положений части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод о том, что действия первого ответчика по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 63:15:0000000:524, 63:15:0000000:606, 63:15:0000000:523, 63:15:0000000:536, 63:15:0000000:526, 63:15:0000000:542, 63:15:0000000:546, 63:15:0000000:603, 63:15:0000000:534, 63:15:0000000:551, 63:15:0000000:610, 63:15:0000000:648, 63:15:0000000:532, 63:15:0000000:527, 63:15:0000000:530, 63:15:0000000:631, 63:15:1101001:22, 63:15:0407005:29, 63:15:0407005:30, 63:15:0901002:26 соответствуют требованиям действующего законодательства и о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Судебная коллегия выводы суда находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам и правомерным отказ в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств дела установленных судом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов, которые приняты на основании представленных в материалы дела документов, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2011 по делу N А55-21311/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая положения части 1 статьи 39 Закона о кадастре от 24.07.2007 N 221-ФЗ, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 вышеуказанного Закона, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
...
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу статьи 1 Закона о кадастре от 24.07.2007 N 221-ФЗ проведение государственного кадастрового учета недвижимого имущества подтверждает существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
...
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
...
Как разъяснено в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 октября 2011 г. N Ф06-8532/11 по делу N А55-21311/2010