г. Казань |
|
01 ноября 2011 г. |
Дело N А65-29062/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Герасимовой Е.П., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
ответчика - ТУ Росимущества в Республике Татарстан - Бадретдинова А.Э., доверенность от 06.12.2010 N 87, Укроженко О.В., доверенность от 19.07.2011 N 223
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
ответчика - Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - извещено, не явилось,
заинтересованного лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "КАМАЗ-Металлургия"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.05.2011 (судья Мотрохин Е.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2011 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)
по делу N А65-29062/2010
по заявлению открытого акционерного общества "КАМАЗ-Металлургия" (ИНН 1650066410, ОГРН 1021602012299), Республика Татарстан, г. Набережные Челны, к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (ТУ Росимущества в Республике Татарстан), г. Казань, об оспаривании бездействий, с участием в деле в качестве заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан (Управление Росреестра по Республике Татарстан), г. Казань,
и встречному заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан к открытому акционерному обществу "КАМАЗ-Металлургия", к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан об оспаривании договора,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "КАМАЗ-Металлургия" (далее - ОАО "КАМАЗ-Металлургия", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан (далее - Минлесхоз) о признании незаконным бездействия, выраженного в непредставлении правоустанавливающих документов на лесной участок и неявке уполномоченного представителя в регистрирующий орган и об обязании устранить допущенные нарушения, обязав предоставить в Заинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Заинский отдел Управления Росреестра по РТ) правоустанавливающие документы на лесной участок, расположенный в квартале 2, выдела 4 Багряжского участкового лесничества ГБУ "Нижнекамское лесничество" общей площадью 1,9 га (учетная запись в государственном лесном реестре N 24758-2009-12) и направить представителя, уполномоченного подавать заявления о государственной регистрации арендных сделок в Заинский отдел Управления Росреестра по РТ.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.01.2011 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Росреестра (далее - Управление Росреестра).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.03.2011 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее - ТУ Росимущество), к которому предъявлено требование о признании незаконным бездействия, выраженного в необеспечении присутствия уполномоченного представителя собственника лесного участка при регистрации договора аренды лесного участка, расположенного в квартале 2, выдела 4 Багряжского участкового лесничества ГБУ "Нижнекамское лесничество" общей площадью 1,9 га, и обязании ТУ Росимущества устранить допущенные нарушения путем обеспечения присутствия уполномоченного представителя собственника лесного участка, расположенного в квартале 2, выдела 4 Багряжского участкового лесничества ГБУ "Нижнекамское лесничество" общей площадью 1,9 га (учетная запись в государственном лесном реестре N 24758-2009-12), при регистрации договора аренды указанного лесного участка в Заинском отделе Управления Росреестра по РТ.
ТУ Росимущество обратилось со встречным исковым заявлением к ОАО "КАМАЗ-Металлургия" и к Минлесхозу о признании договора аренды от 02.04.2009 N VII-3Р ничтожным.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.05.2011 в удовлетворении заявленных требований ОАО "КАМАЗ-Металлургия" и ТУ Росимущества отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2011 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.05.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "КАМАЗ-Металлургия" просит судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований Общества отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ОАО "КАМАЗ-Металлургия".
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 18.10.2011 был объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 25.10.2011. Соответствующая информация была размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.
Проверив законность судебных актов в порядке главы 35 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыв на нее, изучив материалы дела и заслушав представителей ТУ Росимущества, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 26.03.2009 состоялся аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности. Организатором аукциона являлся Минлесхоз, победителем аукциона стало ОАО "КАМАЗ-Металлургия". Результаты данного аукциона были оформлены протоколом от 26.03.2009 N VII-3-P.
02 апреля 2009 г. между ОАО "КАМАЗ-Металлургия" и Минлесхозом был подписан договор аренды лесного участка N VII-3P, расположенного в квартале 2, выдела 4 Багряжского участкового лесничества ГБУ "Нижнекамское лесничество", на территории Заинского муниципального района РТ, общей площадью 1,9 га.
Для государственной регистрации договора аренды от 02.04.2009 N VII-3Р ОАО "КАМАЗ-Металлургия" обратилось в адрес Управления Росреестра. В свою очередь, Управление Росреестра, в лице Заинского отдела сообщением от 17.04.2010 N 21/08/2010-536 отказало ОАО "КАМАЗ-Металлургия" в регистрации данного договора аренды. В числе причин для отказа Обществу в регистрации указанного договора явилось непредставление документов, необходимых для регистрации ранее возникшего права на лесной участок, расположенный в квартале 2, выдела 4 Багряжского участкового лесничества ГБУ "Нижнекамское лесничество" общей площадью 1,9 га.
Вместе с тем, ТУ Росимущества, мотивируя свое встречное требование, указывает, что договор аренды от 02.04.2009 N VII-3Р является ничтожным, поскольку Минлесхоз не имел полномочий по заключению договора аренды лесного участка без государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него.
Судебные инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, установили неправомерность требований по первоначальному иску.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) от 04.12.2006, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 83 ЛК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, а именно, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Росимущество (его территориальные органы) выступают от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с законодательством - статьей 83 ЛК РФ, приказами Минсельхоза Российской Федерации от 24.02.2009 N 75, от 12.02.2010 N 48 в обязанности Министерства входят функции по организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков; предоставление лесных участков в аренду (в пределах земель лесного фонда).
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, либо управомоченному им лицу.
Из вышеизложенного следует, что собственником земель лесного фонда является Российская Федерация, а право распоряжения земельными участками лесного фонда передано Минлесхозу.
В соответствии со статьей 9 ЛК РФ право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация ограничений (обременений) права на объект недвижимого имущества или сделок с ним возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
Согласно абзацу 1 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), право собственности на лесные участки должно быть зарегистрировано до распоряжения ими. Отсутствие государственной регистрации права на земельный участок, указанный в статье 3.1 указанного закона, означает невозможность распоряжения им.
В данном случае процедура регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, расположенный в квартале 2, выдела 4 Багряжского участкового лесничества ГБУ "Нижнекамское лесничество", общей площадью 1,9 га не была осуществлена, что не оспаривается ни заявителем, ни Минлесхозом.
Спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и в силу части 1 статьи 8 ЛК РФ находится в федеральной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Таким образом, вышеуказанный земельный участок является разграниченным и в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.
В этой связи судебная коллегия соглашается с выводами судебных инстанций о том, что Минлесхоз не имел полномочий по заключению договора аренды вышеуказанного лесного участка при отсутствии государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Соответственно, бездействие первого, а также второго ответчиков по непредставлению необходимых для государственной регистрации права аренды документов, неявке их представителей в регистрирующий орган не могло повлечь нарушение прав и законных интересов Общества, так как регистрация договора аренды в данной ситуации не была возможной, что, по смыслу статей 198, 201 АПК РФ, является одним из необходимых условий для удовлетворения его требований.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований ТУ Росимущества о признании договора аренды от 02.04.2099 N VII-3Р ничтожным, суды правильно руководствовались положениями статьей 153, 609, пункта 3 статьи 433 ГК РФ, и установили, что спорный договор не может быть признан заключенным сторонами, что, по смыслу статьи 167 ГК РФ, исключает признание его ничтожным.
Данный вывод суда ТУ Росимущества не оспаривается.
Судебная коллегия выводы судебных инстанций находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают установленным по делу обстоятельствам, и направлены на переоценку выводов судебных инстанций.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.05.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2011 по делу N А65-29062/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 1 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), право собственности на лесные участки должно быть зарегистрировано до распоряжения ими. Отсутствие государственной регистрации права на земельный участок, указанный в статье 3.1 указанного закона, означает невозможность распоряжения им.
...
Спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и в силу части 1 статьи 8 ЛК РФ находится в федеральной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Таким образом, вышеуказанный земельный участок является разграниченным и в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.
...
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований ТУ Росимущества о признании договора аренды от 02.04.2099 N VII-3Р ничтожным, суды правильно руководствовались положениями статьей 153, 609, пункта 3 статьи 433 ГК РФ, и установили, что спорный договор не может быть признан заключенным сторонами, что, по смыслу статьи 167 ГК РФ, исключает признание его ничтожным."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 ноября 2011 г. N Ф06-8585/11 по делу N А65-29062/2010