г. Казань |
|
01 ноября 2011 г. |
Дело N А65-29738/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Герасимовой Е.П., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
заявителя - Гумеровой З.А., доверенность от 15.06.2009 б/н,
ответчика - Гадельшиной Э.Н., доверенность от 13.01.2011 N 2.8-2-18/5
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2011 (судья Мазитов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А65-29738/2010
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ТатАгроПромИнвест" (ИНН 1655174144, ОГРН 1091690015361), Республика Татарстан, г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, г. Казань, об оспаривании решения, о взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТатАгроПромИнвест", г. Казань (далее - заявитель, Общество, ООО "ТатАгроПромИнвест") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, г. Казань (далее - налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 18 по Республике Татарстан) о признании незаконными решений Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан, г. Казань от 15.12.2010 об отказе в государственной регистрации (по заявлениям с вх. N 39660А и N 39665А), о взыскании ущерба.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 18 по Республике Татарстан просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судами неправильно применены нормы материального права, выводы не соответствуют обстоятельствам, установленным по делу.
Законность обжалованных судебных актов проверена в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 08.12.2010 в связи с увеличением размера уставного капитала за счет вклада нового участника и изменения долей в уставном капитале иных участников ООО "ТатАгроПромИнвест" представило в налоговый орган для регистрации изменений в Уставе следующие документы: заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма Р13001); заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (форма Р14001); Устав (2 экз.); протокол внеочередного общего собрания участников; свидетельство о государственной регистрации права; соглашение; доверенность; документ об уплате госпошлины.
15 декабря 2010 г. налоговым органом приняты два решения "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон о регистрации) необходимых для государственной регистрации документов.
Налоговый орган указал, что заявление считается не представленным в связи с несоответствием установленным законодательством Российской Федерации требованиям: неправомерно приложены Листы "К" (Сведения об участнике - юридическом лице) и Листы "Л" (Сведения об участнике - физическом лице) на участников общества, тогда как не отмечен пункт 2.0 (в целях приведения устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с положениями Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 312) заявления. В ЕГРЮЛ содержатся сведения о приведении учредительных документов (устава) ООО "ТатАгроПромИнвест" в соответствие с положениями Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ; изменения, вносимые в учредительные документы (касающиеся увеличения уставного капитала Общества).
Посчитав решения налогового органа от 15.12.2010 незаконными, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным либо действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая действия налогового органа незаконными, суды установили, что нарушения (неверное указание кода регистрирующего органа, приложение листов "К" и "Л") не препятствовали налоговому органу внести соответствующие изменения в учредительные документы Общества и не относятся к случаям, указанным в статье 23 Закона о регистрации.
Судебная коллегия выводы судебных инстанций находит ошибочными по следующим основаниям.
В силу статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о регистрации.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляемых в регистрирующий орган, указан в пунктах 1, 2 статьи 17 Закона о регистрации.
Согласно пункту 4.1 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.
В силу части 2 статьи 23 указанного Закона решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 данной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001).
Из пояснительной сноски (*) к листам "Г", "К", "Л", "М" рекомендуемой ФНС России формы Р13001 следует, что вышеуказанные листы заявления, в данном случае лист "К" (Сведения об участнике - юридическом лице) заполняются в отношении участников общества с ограниченной ответственностью при приведении устава общества в соответствие с Законом N 312-Ф3.
Исходя из части 2 статьи 5 Закона N 312-ФЗ уставы обществ с ограниченной ответственностью, созданных до 01.07.2009 подлежат приведению в соответствии с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" при первом изменении уставов обществ.
Однако согласно представленным документам изменения вносятся в сведения о размере уставного капитала Общества, при этом отсутствует указание на факт приведения устава в соответствие с положениями Закона N 312-ФЗ.
Из материалов дела следует, что ООО "ТатАгроПромИнвест" уже привело устав в соответствии с требованиями Закона N 312-ФЗ и в ЕГРЮЛ были внесены сведения о трех участниках на момент представления заявления, соответствующая запись была внесена в ЕГРЮЛ 03.02.2010 на основании поступившего заявления о регистрации по форме N Р13001, с приложением листов "К" и "Л".
Таким образом, данные листы заполняются обществами с ограниченной ответственностью в случае внесения изменений в учредительные документы в целях приведения устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с положениями Закона N 312-ФЗ, в связи с чем Общество неправомерно представило для государственной регистрации в составе заявления по форме Р13001 листы "К" и "Л" на другой состав участников.
При таких данных, с учетом положений статьи 23 Закона о регистрации, налоговым органом было установлено, что заявителем для осуществления государственной регистрации не были представлены все необходимые документы для государственной регистрации, что является нарушением требований действующего законодательства, в связи с чем, налоговый орган правомерно отказал заявителю в государственной регистрации изменений в уставных документах юридического лица.
Вывод налогового органа о том, что заявителем не представлены заявление и решение о внесении изменений в учредительные документы обоснован и не противоречит положениям Закона о регистрации, решение регистрирующего органа правомерно и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку заявитель не лишен возможности подачи повторного заявления о государственной регистрации изменений в учредительные документы общества по форме, соответствующей требованиям действующего законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что неверное указание Обществом кода регистрирующего органа не могут служить основанием для признания заявления не поданным, однако иные, допущенные заявителем вышеуказанные нарушения требований Закона, повлекли обоснованные выводы налогового органа о непредставлении необходимых для регистрации документов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит судебные акты подлежащими отмене и принимает новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражному суду Республики Татарстан при представлении Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан доказательств списания со счета 1800 руб., 6000 руб. расходов по оплате государственной пошлины, 3000 руб. расходов на оплату услуг представителя, произвести поворот исполнения судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 по делу N А65-29738/2010 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из части 2 статьи 5 Закона N 312-ФЗ уставы обществ с ограниченной ответственностью, созданных до 01.07.2009 подлежат приведению в соответствии с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" при первом изменении уставов обществ.
Однако согласно представленным документам изменения вносятся в сведения о размере уставного капитала Общества, при этом отсутствует указание на факт приведения устава в соответствие с положениями Закона N 312-ФЗ.
Из материалов дела следует, что ООО "ТатАгроПромИнвест" уже привело устав в соответствии с требованиями Закона N 312-ФЗ и в ЕГРЮЛ были внесены сведения о трех участниках на момент представления заявления, соответствующая запись была внесена в ЕГРЮЛ 03.02.2010 на основании поступившего заявления о регистрации по форме N Р13001, с приложением листов "К" и "Л".
Таким образом, данные листы заполняются обществами с ограниченной ответственностью в случае внесения изменений в учредительные документы в целях приведения устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с положениями Закона N 312-ФЗ, в связи с чем Общество неправомерно представило для государственной регистрации в составе заявления по форме Р13001 листы "К" и "Л" на другой состав участников.
При таких данных, с учетом положений статьи 23 Закона о регистрации, налоговым органом было установлено, что заявителем для осуществления государственной регистрации не были представлены все необходимые документы для государственной регистрации, что является нарушением требований действующего законодательства, в связи с чем, налоговый орган правомерно отказал заявителю в государственной регистрации изменений в уставных документах юридического лица."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 ноября 2011 г. N Ф06-9175/11 по делу N А65-29738/2010
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3619/12
16.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3619/12
01.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9175/11
15.07.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5864/11