г. Казань |
|
07 ноября 2011 г. |
Дело N А55-9870/2010 |
См. также Постановление ФАС ПО от 27 января 2011 г. N А55-9870/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Карповой В.А., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
третьего лица - (Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области) Притулиной Е.А., (доверенность от 11.01.2011 N 5),
в отсутствие:
остальных лиц, участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Азимут", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2011 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2011 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А55-9870/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Азимут", г. Самара, к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г. Самара, администрации городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Азимут" (далее - заявитель, ООО "Азимут") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство строительства и ЖКХ) о признании незаконным отказа в дальнейшем осуществлении процедуры предоставления земельного участка, расположенного в районе поселка Проран, остров Поджабный, в Самарском районе г. Самары, выраженного в письме от 05.04.2010 N 3/2333, и обязании Министерства строительства и ЖКХ в десятидневный срок принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства базы отдыха, расположенного в районе поселка Проран, остров Поджабный, в Самарском районе г. Самары, по заявлению от 29.06.2008 N 2830 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, расположенного в районе поселка Проран, остров Поджабный, в Самарском районе г. Самары, под строительство базы отдыха.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010, заявленные требования были удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.01.2011 решение Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что суд обязал оформить заявителю акт о выборе земельного участка без проверки возражений о невозможности строительства предлагаемого объекта и без соблюдения установленных Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) публичных процедур, хотя устранение нарушения ее интересов, даже если оно имело место, не должно приводить к предоставлению ей не предусмотренных законодательством преимуществ и ущемлению интересов других лиц.
Суду при новом рассмотрении необходимо всесторонне, полно и объективно исследовать доказательства, дать оценку процедурам согласования и информирования, предусмотренным положениями пунктов 1-3 статьи 31 ЗК РФ.
При новом рассмотрении Арбитражный суд Самарской области решением от 12.05.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2011 в удовлетворении заявленных требований отказал.
В кассационной жалобе заявитель просит вышеуказанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные ООО "Азимут" требования удовлетворить.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявитель обратился в Министерство строительства и ЖКХ с заявлением от 29.07.2008 N 2830 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, предполагаемой площадью 7,35 га в Самарском районе г. Самары, остров Поджабный, поселок Проран для строительства базы отдыха (т. 1, л.д. 26-27).
Письмом от 05.04.2010 N 3/2333 Министерство строительства и ЖКХ отказало в дальнейшем осуществлении процедуры предоставления земельного участка (т. 1, л.д. 28-32).
Основанием к отказу послужило письмо Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области от 23.06.2009 N 27/1516, согласно которому испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда и расположен в границах Самарского лесничества.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суд правильно определил спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Процедура выбора земельных участков для строительства урегулирована статьей 31 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В то же время пунктом 11 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельных участков из состава земель лесного фонда.
В силу пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Пунктами 1 и 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (пункт 2 статьи 8 ЛК РФ).
Материалами лесоустройства Самарского лесничества, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 N 435 "Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ", а также Лесным планом Самарской области, утвержденным постановлением губернатора Самарской области от 31.12.2008 N 149 (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.03.2011 по делу N А55-13209/2010) подтверждается факт нахождения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда.
Указанные материалы лесоустройства и Лесной план Самарской области, утвержденный постановлением губернатора Самарской области от 31.12.2008 N 149, в установленном порядке не отменены и не признаны недействительными.
Судом кассационной инстанции отклоняется довод заявителя о том, что на момент обращения с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта действовал приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 27.06.2007 N 294 "Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ", согласно которому территория Самарского лесничества относилась к городским лесам, поскольку на момент вынесения оспариваемого отказа действовал Лесной план Самарской области, утвержденный постановлением губернатора Самарской области от 31.12.2008 N 149.
Кроме того, заявитель обратился в уполномоченный орган с целью получения разрешения на согласование места размещения объекта - базы отдыха на спорном лесном участке. Указанный объект является объектом капитального строительства.
В статье 25 ЛК РФ перечислены виды использования лесов, к которым в том числе относятся строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Согласно части 5.1 статьи 105 ЛК РФ в городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1-5 части 3 настоящей статьи.
Пунктом 5 части 3 статьи 105 ЛК РФ предусмотрено, что в лесопарковых зонах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Запрет на размещение объектов капитального строительства в городских лесах содержится и в пункте 20 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.01.2008 N 13 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов", а также в пункте 32 приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.11.2009 N 543 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов".
Таким образом, законодательством не предусмотрено размещение объектов капитального строительства (в рассматриваемом случае - базы отдыха) на спорном земельном участке, являющемся лесным участком.
Из вышеуказанного следует, что в рассматриваемом случае не имеет правового значения получение заявителем разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для строительства базы отдыха на основании постановления главы городского округа Самара от 22.12.2008 N 1106.
Ссылка заявителя на разъяснения Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.03.2010 N Д23-723 является несостоятельной, поскольку данный документ не является нормативным правовым актом, обязательным для применения.
Судебная коллегия выводы суда находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам и правомерным отказ в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств дела установленных судом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов, которые приняты на основании представленных в материалы дела документов, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2011 по делу N А55-9870/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 25 ЛК РФ перечислены виды использования лесов, к которым в том числе относятся строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Согласно части 5.1 статьи 105 ЛК РФ в городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1-5 части 3 настоящей статьи.
Пунктом 5 части 3 статьи 105 ЛК РФ предусмотрено, что в лесопарковых зонах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Запрет на размещение объектов капитального строительства в городских лесах содержится и в пункте 20 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.01.2008 N 13 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов", а также в пункте 32 приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.11.2009 N 543 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 ноября 2011 г. N Ф06-9792/11 по делу N А55-9870/2010