22 июля 2011 г. |
Дело N А55-9870/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Кархалева Т.Е., доверенность от 18 января 2011 г. N 01;
от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - Бисярина Н.И., доверенность от 11 октября 2010 г. N 3-49/102;
от третьих лиц:
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Александров А.Ю., доверенность от 27 мая 2011 г. N Д05-01/1647;
от Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области - извещен, не явился;
от администрации городского округа Самара - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
общества с ограниченной ответственностью "Азимут", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2011 г.
по делу N А55-9870/2010 (судья Стенина А.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Азимут" (ИНН 6315610530, ОГРН 1086315001618), г. Самара,
к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г. Самара,
администрация городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Азимут" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство строительства и ЖКХ) о признании незаконным отказа в дальнейшем осуществлении процедуры предоставления земельного участка, расположенного в районе поселка Проран, остров Поджабный, в Самарском районе г. Самары, выраженного в письме от 05 апреля 2010 г. N 3/2333, и обязании Министерства строительства и ЖКХ в десятидневный срок принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства базы отдыха, расположенного в районе поселка Проран, остров Поджабный, в Самарском районе г. Самары, по заявлению от 29 июля 2008 г. N 2830 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, расположенного в районе поселка Проран, остров Поджабный, в Самарском районе г. Самары, под строительство базы отдыха.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 августа 2010 г., оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 октября 2010 г., заявленные требования были удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 января 2011 г. решение Арбитражного суда Самарской области от 26 августа 2010 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 октября 2010 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что суд обязал оформить заявителю акт о выборе земельного участка без проверки возражений о невозможности строительства предлагаемого объекта и без соблюдения установленных Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) публичных процедур, хотя устранение нарушения ее интересов, даже если оно имело место, не должно приводить к предоставлению ей не предусмотренных законодательством преимуществ и ущемлению интересов других лиц.
Суду при новом рассмотрении необходимо всесторонне, полно и объективно исследовать доказательства, дать оценку процедурам согласования и информирования, предусмотренным положениями п.п. 1 - 3 ст. 31 ЗК РФ.
При новом рассмотрении Арбитражный суд Самарской области решением от 12 мая 2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказал.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что Лесной кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ) четко устанавливает перечень вещных и обязательственных прав на лесные участки, не предусматривая при этом возможность нахождения их на праве частной собственности.
Заявитель обратился в уполномоченный орган с целью получения разрешения на согласование места размещения объекта - базы отдыха на спорном лесном участке. Указанный объект является объектом капитального строительства.
В городских лесах не допускается размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что спорный земельный участок испрашивался заявителем в аренду, оспариваемый отказ не касается возникновения у заявителя каких-либо прав на спорный земельный участок, поскольку предметом спора является утверждение акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта.
В рамках рассмотрения настоящего дела не было заявлено требование об обязании предоставить испрашиваемый земельный участок в аренду и заключить договор аренды.
На момент обращения с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта действовал приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 27 июня 2007 г N 294 "Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ", согласно которому территория Самарского лесничества относилась к городским лесам.
При этом вступившим в законную силу постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2009 г. по делу N А55-15555/2008 установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 76-81 (площадью 524, 00 га) не является участком лесного фонда, по целевому назначению относится к землям населенных пунктов.
Судом первой инстанции не были также учтены разъяснения Министерства экономического развития РФ от 04 марта 2010 г. N Д23-723, согласно которым земельные участки, покрытые лесными насаждениями и расположенные на территории населенных пунктов, предоставляются в порядке, предусмотренном статьями 30, 34 ЗК РФ, в случае, если правила застройки допускают хозяйственное использование данной территории.
В соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре", строительство баз отдыха в пределах территориальной зоны Р-3 требует получения специального согласования (предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства).
Разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка для строительства базы отдыха было предоставлено заявителю постановлением главы городского округа Самара от 22 декабря 2008 г. N 1106.
Строительство базы отдыха на испрашиваемом земельном участке соответствует требованиям Правил землепользования и застройки городского округа Самара.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Министерства строительства и ЖКХ, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара считают решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Министерство строительства и ЖКХ с заявлением от 29 июля 2008 г. N 2830 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, предполагаемой площадью 7,35 га в Самарском районе г. Самары, остров Поджабный, поселок Проран для строительства базы отдыха (т. 1 л.д. 26-27).
Письмом от 05 апреля 2010 г. N 3/2333 Министерство строительства и ЖКХ отказало в дальнейшем осуществлении процедуры предоставления земельного участка (т. 1 л.д. 28-32).
Основанием к отказу послужило письмо Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области от 23 июня 2009 г. N 27/1516, согласно которому испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда и расположен в границах Самарского лесничества.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Процедура выбора земельных участков для строительства урегулирована ст. 31 ЗК РФ, в соответствии с п. 1 которой гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В то же время п. 11 ст. 30 ЗК РФ установлено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельных участков из состава земель лесного фонда.
В силу п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки из состава земель лесного фонда.
Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Пунктами 1 и 2 ст. 6 ЛК РФ предусмотрено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (п. 2 ст. 8 ЛК РФ).
Факт нахождения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства Самарского лесничества, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30 декабря 2008 г. N 435 "Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ", а также Лесным планом Самарской области, утвержденным постановлением губернатора Самарской области от 31 декабря 2008 г. N 149 (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 марта 2011 г. по делу N А55-13209/2010).
Указанные материалы лесоустройства и Лесной план Самарской области, утвержденный постановлением губернатора Самарской области от 31 декабря 2008 г. N 149, в установленном порядке не отменены и не признаны недействительными, в том числе и принятым судебным актом по делу N А55-15555/2008.
Следовательно, в силу п. 11 ст. 30 ЗК РФ процедура предварительного согласования места размещения объекта не должна проводиться в отношении спорного земельного участка, являющегося участком лесного фонда.
Довод заявителя о том, что на момент обращения с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта действовал приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 27 июня 2007 г. N 294 "Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ", согласно которому территория Самарского лесничества относилась к городским лесам, арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, поскольку на момент вынесения оспариваемого отказа действовал Лесной план Самарской области, утвержденный постановлением губернатора Самарской области от 31 декабря 2008 г. N 149.
Кроме того, заявитель обратился в уполномоченный орган с целью получения разрешения на согласование места размещения объекта - базы отдыха на спорном лесном участке. Указанный объект является объектом капитального строительства.
В ст. 25 ЛК РФ перечислены виды использования лесов, к которым в том числе относятся строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Согласно ч. 5.1 ст. 105 ЛК РФ в городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 3 настоящей статьи.
Пунктом 5 ч. 3 ст. 105 ЛК РФ предусмотрено, что в лесопарковых зонах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Запрет на размещение объектов капитального строительства в городских лесах содержится и в п. 20 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22 января 2008 г. N 13 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов", а также в п. 32 приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06 ноября 2009 г. N 543 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов".
Таким образом, размещение объектов капитального строительства (в рассматриваемом случае - базы отдыха) на спорном земельном участке, являющемся лесным участком, не предусмотрено законодательством.
Следовательно, получение заявителем разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для строительства базы отдыха на основании постановления главы городского округа Самара от 22 декабря 2008 г. N 1106 в рассматриваемом случае не имеет правового значения.
Ссылка заявителя на разъяснения Министерства экономического развития РФ от 04 марта 2010 г. N Д23-723 является несостоятельной, поскольку данный документ не является нормативным правовым актом, обязательным для применения.
Не принимается во внимание и довод заявителя о том, что не была учтена позиция Федерального арбитражного суда Поволжского округа по настоящему делу, изложенная в постановлении от 27 января 2011 г., т.к., направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необходимость проверки возражений о невозможности строительства объекта, что судом первой инстанции и было сделано.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2011 г. по делу N А55-9870/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9870/2010
Истец: ООО "Азимут"
Ответчик: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
Третье лицо: Администрация г. о. Самара, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерство природопользования , лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области