г. Казань |
|
11 ноября 2011 г. |
Дело N А55-25459/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
заявителя - Киргетова Д.Н. по доверенности от 08.08.2011,
заинтересованного лица - Найдовского П.Е. по доверенности от 24.12.2010 N 12-7270,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "МИС", г. Тольятти Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2011
по делу N А55-25459/2010
по заявлению открытого акционерного общества "МИС" (ИНН 6322027551, ОГРН 1026301997875) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара о признании недействительными действий, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "МИС" (далее - заявитель, ОАО "МИС") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения требований) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган) о признании незаконными действий, выразившихся в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202051:0029 в размере 290 952 605,07 руб., исходя из удельного показателя в размере 1 484,99 руб., за период с 01.01.2009 по 01.12.2009 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из данных государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202051:0029 в размере 290 952 605,07 руб., исходя из удельного показателя в размере 1 484,99 руб. за период с 01.01.2009 по 01.12.2009, внести в данные государственного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202051:0029 за период с 01.01.2009 по 01.12.2009 сведения о кадастровой стоимости, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 167,94 руб. за метр квадратный.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.03.2011 заявленные требования удовлетворены частично. Действия регистрирующего органа, выразившиеся в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202051:0029 в размере 290 952 605,07 руб., исходя из удельного показателя в размере 1 484,99 руб. за период с 01.01.2009 по 01.12.2009, признаны незаконными, регистрирующий орган обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из данных государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202051:0029 в размере 290 952 605, 07 руб., исходя из удельного показателя в размере 1 484,99 руб. за период с 01.01.2009 по 01.12.2009. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2011 решение Арбитражного суда Самарской области от 21.03.2011 по делу N А55-25459/2010 отменено, в удовлетворении заявленных ОАО "МИС" требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, изложенные в кассационной жалобе.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица просил постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202051:0029, расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Громовой, 5, что подтверждаются копией свидетельства о государственной регистрации права собственности от 17.10.2005 серия 63-АБ N 758016.
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие заявителю на праве собственности.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2010 по делу N А55-32112/2009 удовлетворены требования заявителя о признании незаконными действий регистрирующего органа, выразившихся в присвоении земельному участку с кадастровым номером 63:09:0202051:0029 седьмого вида разрешенного использования.
Этим же решением суд обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из государственного земельного кадастра недостоверных сведений о земельном участке с кадастровым номером 63:09:0202051:0029 об удельном показателе кадастровой стоимости за метр квадратный, определенном в соответствии с седьмым видом разрешенного использования в размере 6 483 руб. 22 коп. и сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка в размере 1 270 250 811 руб. 38 коп.
Письмом от 30.08.2010 регистрирующий орган сообщил заявителю, что решение суда исполнено. При этом в адрес заявителя направлена кадастровая выписка о земельном участке. Согласно данной выписке кадастровая стоимость земельного участка заявителя на 01.01.2009 составляет 290 952 605, 07 руб. (графа 12 кадастровой выписки), удельный показатель кадастровой стоимости составляет на 01.01.2009 - 1 484, 99 руб.
25.11.2009 заявитель самостоятельно обратился в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в ГКН в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка, по результатам рассмотрения которого решением от 01.12.2009 определена кадастровая стоимость земельного участка, исходя из разрешенного вида использования: промышленные и коммунально-складские предприятия 5 класса вредности.
Считая, что действия регистрирующего органа по определению указанной кадастровой стоимости за период с 01.01.2009 по 01.12.2009 являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка могут быть изменены при наличии оснований по заявлению собственника земельного участка либо в порядке информационного взаимодействия по результатам утверждения кадастровой оценки земель. Регистрирующим органом не представлены документы, фиксирующие дату и основания внесения изменений в ГКН, которые оспаривает заявитель. Материалы кадастрового дела земельного участка 63:09:0202051:0029 также не содержат акта определения оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка за период с 01.01.2009 по 01.12.2009. В связи с чем пришел к выводу, что оспариваемые действия регистрирующего органа по определению кадастровой стоимости земельного участка заявителя не соответствуют требованиям статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также нарушают права и законные интересы заявителя в части обоснованного налогообложения. Вместе с тем, суд первой инстанции не согласился с позицией заявителя о том, что его права подлежат восстановлению путем внесения сведений за спорный период о кадастровой стоимости земельного участка, исходя из удельного показателя 167,94 руб. за 1 кв.м. в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254, поскольку указанное постановление Губернатора Самарской области в настоящее время утратило силу.
Суд апелляционной инстанции, отменяя данное решение и отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указал следующее.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, установлен в Правилах проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Согласно пункту 2 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет (пункт 3 Правил).
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 5 Правил).
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон, их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон (пункт 8 Правил).
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 9 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - закон N 221-ФЗ) предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с частью 3 статьи 16 закона N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10-17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Таким образом, государственный кадастр недвижимости должен содержать сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной на основании государственной кадастровой оценки земель.
Отсутствие в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка влечет невозможность взимания с собственника этого участка земельного налога, что противоречит статьи 65 ЗК РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2010 по делу N А55-32112/2009 регистрирующий орган обязали устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из государственного земельного кадастра недостоверных сведений о земельном участке с кадастровым номером 63:09:0202051:0029 об удельном показателе кадастровой стоимости за метр квадратный, определенном в соответствии с седьмым видом разрешенного использования в размере 6 483 руб. 22 коп. и сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка в размере 1 270 250 811 руб. 38 коп.
В данном решении от 11.02.2010 судом сделан вывод о том, что спорный земельный участок заявителя необоснованно отнесен к седьмому виду разрешенного использования и что все здания на этом участке имеют производственное назначение.
Кроме того, в решении суд указал, что в настоящее время территориальным отделом N 2 Управления Роснедвижимости по Самарской области, исходя из видов разрешенного использования, предусмотренных зоной ПК-3 г.о. Тольятти и назначения зданий и сооружений, расположенных на земельном участке с 01.12.2009, внесены сведения о виде разрешенного использования (графа 9 кадастрового паспорта) - промышленные и коммунально-складские предприятия 5 класса вредности согласно санитарным нормам и правилам, что в целях определения кадастровой стоимости земельных участков соответствует 9 виду разрешенного использования. Кадастровая стоимость земельного участка определена исходя из удельного показателя 1 484,99 руб., данные сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка внесены с 01.12.2009.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 15.09.2010 по делу N А55-32112/2009 указал, что все здания, расположенные на земельном участке заявителя, являются объектами производственного назначения.
Таким образом, вывод судов о том, что все здания, расположенные на спорном земельном участке, имеют производственное назначение, не противоречит материалам дела.
Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка заявителя подлежала определению исходя из удельного показателя, соответствующего 9 виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Как установил суд апелляционной инстанции, в спорный период кадастровая стоимость земельных участков должна определяться на основании постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", в соответствии с которым удельный показатель кадастровой стоимости составляет 1 484,99 руб.
Поскольку постановление Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254 утратило силу в связи с изданием постановления Губернатора Самарской области от 10.12.2008 N 136 "О признании утратившим силу постановления Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области", суд апелляционной инстанции отклонил довод заявителя о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна определяться на основании данного постановления.
Кроме того, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, возможность взыскания земельного налога, исходя из утвержденной в установленном порядке кадастровой стоимости, не должна ставиться в зависимость от волеизъявления собственника этого участка и его желания обращаться в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением.
При таких обстоятельствах, установив, что основанием для внесения изменений в кадастр недвижимости и совершения оспариваемых действий послужило решение Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2010 по делу N А55-32112/2009, которым установлен факт необоснованного отнесения спорного земельного участка заявителя к седьмому виду разрешенного использования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что регистрирующим органом правильно определена кадастровая стоимость спорного земельного участка, исходя из удельного показателя в размере 1 484,99 руб. за период с 01.01.2009 по 01.12.2009, что соответствует 9 виду разрешенного использования земельного участка.
Доводы заявителя жалобы об обратном, в частности о наличии совокупности условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 АПК РФ, для признания незаконными действий регистрирующего органа, направлены на переоценку выводов суда, что противоречит требованиям, установленным статьей 286 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2011 по делу N А55-25459/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "МИС" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 16 закона N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10-17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
...
Отсутствие в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка влечет невозможность взимания с собственника этого участка земельного налога, что противоречит статьи 65 ЗК РФ.
...
Как установил суд апелляционной инстанции, в спорный период кадастровая стоимость земельных участков должна определяться на основании постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", в соответствии с которым удельный показатель кадастровой стоимости составляет 1 484,99 руб.
Поскольку постановление Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254 утратило силу в связи с изданием постановления Губернатора Самарской области от 10.12.2008 N 136 "О признании утратившим силу постановления Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области", суд апелляционной инстанции отклонил довод заявителя о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна определяться на основании данного постановления."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 ноября 2011 г. N Ф06-8826/11 по делу N А55-25459/2010