24 июня 2011 г. |
Дело N А55-25459/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Марчик Н.Ю., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Киргетов Д.Н., доверенность от 06 августа 2010 г.;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Ловыгина Е.В., доверенность от 24 декабря 2010 г. N 12-7269, Найдовский П.Е., доверенность от 24 декабря 2010 г. N 12-7270,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
открытого акционерного общества "МИС", г. Тольятти, Самарская обл.,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2011 г.
по делу N А55-25459/2010 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению открытого акционерного общества "МИС" (ИНН 6322027551, ОГРН 1026301997875), г. Тольятти, Самарская обл.,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительными действий, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "МИС" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения требований) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - регистрирующий орган) о признании незаконными действий, выразившихся в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202051:0029 в размере 290 952 605, 07 руб., исходя из удельного показателя в размере 1 484, 99 руб., за период с 01 января 2009 г. по 01 декабря 2009 г. и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из данных государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202051:0029 в размере 290 952 605, 07 руб., исходя из удельного показателя в размере 1 484, 99 руб. за период с 01 января 2009 г. по 01 декабря 2009 г., внести в данные государственного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202051:0029 за период с 01 января 2009 г. по 01 декабря 2009 г. сведения о кадастровой стоимости, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 167, 94 руб. за метр квадратный.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2011 г. заявленные требования удовлетворены частично. Действия регистрирующего органа, выразившиеся в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202051:0029 в размере 290 952 605, 07 руб., исходя из удельного показателя в размере 1 484, 99 руб. за период с 01 января 2009 г. по 01 декабря 2009 г., признаны незаконными, регистрирующий орган обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из данных государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202051:0029 в размере 290 952 605, 07 руб., исходя из удельного показателя в размере 1 484, 99 руб. за период с 01 января 2009 г. по 01 декабря 2009 г.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка могут быть изменены при наличии оснований по заявлению собственника земельного участка либо в порядке информационного взаимодействия по результатам утверждения кадастровой оценки земель.
Регистрирующим органом не представлены документы, фиксирующие дату и основания внесения изменений в ГКН, которые оспаривает заявитель.
Материалы кадастрового дела земельного участка 63:09:0202051:0029 также не содержат акта определения оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка за период с 01 января 2009 г. по 01 декабря 2009 г.
Оспариваемые действия регистрирующего органа по определению кадастровой стоимости земельного участка заявителя не соответствуют требованиям ст. 16 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также нарушают права и законные интересы заявителя в части обоснованного налогообложения.
Суд первой инстанции не согласился с позицией заявителя о том, что его права подлежат восстановлению путем внесения сведений за спорный период о кадастровой стоимости земельного участка, исходя из удельного показателя 167, 94 руб. за 1 кв.м. в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 03 июля 2003 г. N 254, поскольку указанное постановление Губернатора Самарской области в настоящее время утратило силу.
Не согласившись с выводами суда, регистрирующий орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что внесение в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка возможно не только в административном порядке, но и на основании судебного акта, вступившего в законную силу, который содержит необходимые для этого сведения.
В рассматриваемом случае действия государственного органа были основаны на судебных актах по делу N А55-32112/2009, согласно которым были признаны незаконными действия регистрирующего органа.
Основанием для внесения в ГКН новых сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка послужило вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-32112/2009.
В связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для составления акта определения кадастровой стоимости данного земельного участка ввиду судебного акта по делу N А55-32112/2009.
Действующее законодательство не допускает ситуацию, при которой в ГКН отсутствуют какие-либо сведения о кадастровой стоимости земельного участка, тогда как Арбитражный суд Самарской области, признавая незаконными действия государственного органа, такую ситуацию допускает.
Заявитель также, не согласившись с выводами суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требования о внесении в данные государственного кадастра сведений о кадастровой стоимости земельного участка, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 167, 94 руб. за метр квадратный, в указанной части требование - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что постановлением Губернатора Самарской области от 03 июля 2003 г. N 254 утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель, данные показатели не отменены и не признаны недействующими и в случае неправильного определения новой кадастровой стоимости земельного участка продолжает действовать предыдущая кадастровая стоимость земельного участка.
При формировании Перечня земельных участков в составе г. Тольятти у регистрирующего органа отсутствовала достаточная и достоверная информация по спорному земельному участку, соответственно, земельный участок с кадастровым номером 63:09:0202051:0029 необходимо отнести к Перечню земельных участков, не вошедших в состав объектов оценки. В этом случае по состоянию на 01 января 2009 г. кадастровая стоимость данного земельного участка должна быть равной установленной результатами предыдущей кадастровой оценки, т.е. 32 904 316 руб. из расчета удельного показателя кадастровой стоимости 167, 94 руб. за метр квадратный.
В судебном заседании представители регистрирующего органа и заявителя доводы апелляционных жалоб поддержали.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делу объявлялся перерыв с 15 июня 2011 г. до 10 час. 00 мин. 22 июня 2011 г.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202051:0029, расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Громовой, 35, что подтверждаются копией свидетельства о государственной регистрации права собственности от 17 октября 2005 г. серия 63-АБ N 758016 (т. 1 л.д. 47).
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие заявителю на праве собственности (т. 1 л.д. 48-52).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2010 г. по делу N А55-32112/2009 удовлетворены требования заявителя о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, выразившихся в присвоении земельному участку с кадастровым номером 63:09:0202051:0029 седьмого вида разрешенного использования.
Этим же решением суд обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из государственного земельного кадастра недостоверных сведений о земельном участке с кадастровым номером 63:09:0202051:0029 об удельном показателе кадастровой стоимости за метр квадратный, определенном в соответствии с седьмым видом разрешенного использования в размере 6 483 руб. 22 коп. и сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка в размере 1 270 250 811 руб. 38 коп. (т. 1 л.д. 9-12).
Письмом от 30 августа 2010 г. регистрирующий орган сообщил заявителю, что решение суда исполнено. При этом в адрес заявителя направлена кадастровая выписка о земельном участке (т. 1 л.д. 13-15). Согласно данной выписке кадастровая стоимость земельного участка заявителя на 01 января 2009 г. составляет 290 952 605, 07 руб. (графа 12 кадастровой выписки), удельный показатель кадастровой стоимости составляет на 01 января 2009 г. - 1 484, 99 руб.
25 ноября 2009 г. заявитель самостоятельно обратился в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в ГКН в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка, по результатам рассмотрения которого решением от 01 декабря 2009 г. определена кадастровая стоимость земельного участка, исходя из разрешенного вида использования: промышленные и коммунально-складские предприятия 5 класса вредности.
Считая, что действия регистрирующего органа по определению указанной кадастровой стоимости за период с 01 января 2009 г. по 01 декабря 2009 г. являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии судебного акта суд первой инстанции не принял во внимание следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, установлен в Правилах проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 г. N 316.
Согласно п. 2 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет (п. 3 Правил).
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 5 Правил).
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон (п. 8 Правил).
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (п. 9 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил).
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - закон N 221-ФЗ) предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 закона N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10-17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Таким образом, государственный кадастр недвижимости должен содержать сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной на основании государственной кадастровой оценки земель.
Отсутствие в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка влечет невозможность взимания с собственника этого участка земельного налога, что противоречит ст. 65 ЗК РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2010 г. по делу N А55-32112/2009 Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из государственного земельного кадастра недостоверных сведений о земельном участке с кадастровым номером 63:09:0202051:0029 об удельном показателе кадастровой стоимости за метр квадратный, определенном в соответствии с седьмым видом разрешенного использования в размере 6 483 руб. 22 коп. и сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка в размере 1 270 250 811 руб. 38 коп.
В данном решении от 11 февраля 2010 г. судом сделан вывод о том, что спорный земельный участок заявителя необоснованно отнесен к седьмому виду разрешенного использования и что все здания на этом участке имеют производственное назначение.
Кроме того, в решении суд указал, что в настоящее время территориальным отделом N 2 Управления Роснедвижимости по Самарской области, исходя из видов разрешенного использования, предусмотренных зоной ПК-3 г.о. Тольятти и назначения зданий и сооружений, расположенных на земельном участке с 01 декабря 2009 г., внесены сведения о виде разрешенного использования (графа 9 кадастрового паспорта) - промышленные и коммунально-складские предприятия 5 класса вредности согласно санитарным нормам и правилам, что в целях определения кадастровой стоимости земельных участков соответствует 9 виду разрешенного использования. Кадастровая стоимость земельного участка определена исходя из удельного показателя 1 484, 99 руб., данные сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка внесены с 01 декабря 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 15 сентября 2010 г. по делу N А55-32112/2009 указал, что все здания, расположенные на земельном участке заявителя, являются объектами производственного назначения.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что все здания, расположенные на спорном земельном участке, имеют производственное назначение и в настоящий момент кадастровая стоимость земельного участка заявителя определена исходя из удельного показателя 1 484, 99 руб., что соответствует 9 виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Следовательно, регистрирующим органом правомерно определена кадастровая стоимость земельного участка заявителя с кадастровым номером 63:09:0202051:0029 в размере 290 952 605, 07 руб. исходя из удельного показателя в размере 1 484, 99 руб. за период с 01 января 2009 г. по 01 декабря 2009 г., что соответствует 9 виду разрешенного использования земельного участка.
Доказательств изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка либо назначения зданий и сооружений, расположенных на этом участке, в спорный период заявитель суду не представил.
Арбитражным апелляционным судом отклоняется довод заявителя о том, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка могут изменяться только на основании заявления собственника, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 16 закона N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10-17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Кроме того, возможность взыскания земельного налога, исходя из утвержденной в установленном порядке кадастровой стоимости, не должна ставиться в зависимость от волеизъявления собственника этого участка и его желания обращаться в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением.
Не принимается во внимание и довод заявителя о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна определяться на основании постановления Губернатора Самарской области от 03 июля 2003 г. N 254, поскольку данный нормативный акт утратил силу в связи с изданием постановления Губернатора Самарской области от 10 декабря 2008 г. N 136 "О признании утратившим силу постановления Губернатора Самарской области от 03 июля 2003 г. N 254 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области".
В спорный период кадастровая стоимость земельных участков должна определяться на основании постановления Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 г. N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
Арбитражный апелляционный суд считает несостоятельной ссылку суда первой инстанции на приказ Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 г. N 222, которым утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В соответствии с п. 1.2 Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- образования нового земельного участка;
- изменения площади земельного участка при упорядочении его границы;
- изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи (далее - ранее учтенных земельных участков).
В рассматриваемом случае изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло ни из-за образования нового земельного участка, ни из-за изменения площади земельного участка при упорядочении его границы, ни из-за изменения вида разрешенного использования земельного участка, ни из-за перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель, ни из-за выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
Основанием для внесения изменений в кадастр недвижимости и совершения оспариваемых действий послужило решение Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2010 г. по делу N А55-32112/2009, которым установлен факт необоснованного отнесения спорного земельного участка заявителя к седьмому виду разрешенного использования.
Заявитель не представил суду доказательств того, что регистрирующий орган неправильно определил кадастровую стоимость спорного земельного участка, исходя из удельного показателя в размере 1 484, 99 руб. за период с 01 января 2009 г. по 01 декабря 2009 г., что соответствует 9 виду разрешенного использования земельного участка.
Следовательно, заявитель не доказал, что установленная регистрирующим органом в спорный период кадастровая стоимость нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ, для признания незаконными действий регистрирующего органа.
Нарушение процедуры внесения изменений в кадастр недвижимости не может являться безусловным основанием для признания незаконными действий регистрирующего органа.
При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителя.
В связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, решение суда первой инстанции согласно п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ следует отменить и в удовлетворении заявленных ОАО "МИС" требований отказать.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ. Излишне уплаченная ОАО "МИС" государственная пошлина в сумме 3 000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2011 г. по делу N А55-25459/2010 отменить.
В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом "МИС", г. Тольятти, Самарская обл., требований отказать.
Возвратить открытому акционерному обществу "МИС", г. Тольятти, Самарская обл., из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-25459/2010
Истец: ОАО "МИС"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области