г. Казань |
|
10 ноября 2011 г. |
Дело N А12-22522/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
истца - общества с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания" Расолько Н.В., доверенность от 02.02.2010
в отсутствие:
иных лиц участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.05.2011 (судья Напалкова Л.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2011 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Камерилова В.А., Тимаев Ф.И.)
по делу N А12-22522/2010
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания" г. Волгоград Волгоградской области (ОГРН 1043400144622, ИНН 3441025981) к Департаменту муниципального имущества Волгограда, г. Волгоград Волгоградской области (ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200) об обязании совершить действия, с участием общества с ограниченной ответственностью "Ворошиловская Эксплуатационная Компания", общества с ограниченной ответственностью "Тракторозаводская Эксплуатирующая Компания",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания" (далее - ООО "ЖЭК", заявитель) обратилось в арбитражный суд с иском к департаменту муниципального имущества администрации Волгограда (далее - Департамент) с требованиями об обязании совершить действия, предусмотренные Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ), а именно: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия решения об условиях приватизации.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.05.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение. Считает, что при вынесении оспариваемых судебных актов судами неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неверно применены нормы материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Департаментом (арендодатель), муниципальным учреждением "Жилищно-коммунальное хозяйство Ворошиловского района" (балансодержатель) и ООО "ЖЭК" (арендатор) заключены договоры на аренду помещения (здания, строения, сооружения) нежилого муниципального фонда от 11.04.2006, 19.04.2006, 01.11.2006, по условиям которых арендодатель при участии балансодержателя сдал целевым назначением, а арендатор принял в аренду нежилые помещения, являющиеся предметом заявленных требований.
22.06.2010 заявитель обратился в Департамент с намерением воспользоваться преимущественным правом выкупа арендуемого помещения. Письмом от 19.07.2010 N 9621 Департаментом заявителю было отказано в удовлетворении заявления.
Указанное послужило основанием для обращения ООО "ЖЭК" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, принимая оспариваемые судебные акты, правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 3 Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 149-ФЗ) (далее - Закон N 159-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В силу части 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статье 3 указанного Закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленными статьей 4 Закон N 209-ФЗ, и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закон N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Основаниями для отказа субъекту малого и среднего предпринимательства в удовлетворении такого заявления являются: несоответствие заявителя установленным статьей 3 Закона N 159-ФЗ требованиям и (или) запрет на отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами (часть 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ).
Вместе с тем суды, рассматривая заявленные исковые требования по настоящему делу, правомерно отказали в удовлетворении иска, указав, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.01.2011 по делу N А12-19294/2010 исковые требования ООО "ЖЭК" о признании незаконным отказа Департамента от 19.07.2010 N 9621 оставлены без удовлетворения.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
По делу N А12-19292/2010 судом оценивались те же доказательства, на которые истец в настоящем деле ссылается как на основания заявленных требований.
Судом по указанному делу установлено, что ООО "ЖЭК" обратилось в Департамент муниципального имущества с заявлением от 22.06.2010 о реализации преимущественного права на приобретение недвижимого имущества, в том числе 30 объектов, относящихся к предмету спора по настоящему делу. Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда письмом от 19.07.2010 N 9621юр в удовлетворении заявления отказано, указано, что ООО "ЖЭК" не относится к категории субъекта малого и среднего предпринимательства в силу пункта 1 части 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ.
При указанных обстоятельствах суды обеих инстанций, правильно применив положений статьи 69 АПК РФ и с учетом установленных по делу N А12-19292/2010 обстоятельств, сделали обоснованный вывод об отсутствии основания для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судами полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, и дана надлежащая правовая оценка имеющимся в деле доказательствам, судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем не находит оснований для их отмены.
Доводы заявителя кассационной жалобы внимательно изучены судебной коллегией, однако они подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку направлены на переоценку доказательств, имеющихся в деле, уже получившие надлежащую оценку судов.
Иных доводов, являющихся основанием для отмены оспариваемых судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, из кассационной жалобы не усматривается.
Принятые по делу судебные акты являются законными и не подлежат отмене.
При подаче кассационной жалобы ООО "ЖЭК" заявил ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины. Определением от 30.09.2011 ходатайство было удовлетворено. В связи с тем, что госпошлина не была уплачена, она подлежит взысканию с ООО "ЖЭК" в сумме 1000 рублей. Арбитражному суду Волгоградской области поручается выдать исполнительный лист на взыскание госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.05.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2011 по делу N А12-22522/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания" в доход федерального бюджета госпошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 рублей.
Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статье 3 указанного Закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленными статьей 4 Закон N 209-ФЗ, и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закон N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Основаниями для отказа субъекту малого и среднего предпринимательства в удовлетворении такого заявления являются: несоответствие заявителя установленным статьей 3 Закона N 159-ФЗ требованиям и (или) запрет на отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами (часть 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ).
...
Судом по указанному делу установлено, что ООО "ЖЭК" обратилось в Департамент муниципального имущества с заявлением от 22.06.2010 о реализации преимущественного права на приобретение недвижимого имущества, в том числе 30 объектов, относящихся к предмету спора по настоящему делу. Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда письмом от 19.07.2010 N 9621юр в удовлетворении заявления отказано, указано, что ООО "ЖЭК" не относится к категории субъекта малого и среднего предпринимательства в силу пункта 1 части 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 ноября 2011 г. N Ф06-8931/11 по делу N А12-22522/2010