г. Казань |
|
14 ноября 2011 г. |
Дело N А06-8000/2009 |
См. также Постановление ФАС ПО от 26 октября 2010 г. N А06-8000/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гатауллиной Л.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
ответчика - Блинковой И.Н. (заместитель начальника отдела выездных налоговых проверок, доверенность от 30.12.2010), Мусагалиева Т.И. (старший специалист второго разряда юридического отдела, доверенность от 14.07.2011 N 03-35/011), Мусагалиевой Г.Г., доверенность от 29.12.2010,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области, г. Ахтубинск Астраханской области,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.04.2011 (судья Винник Ю.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 (председательствующий судья Жевак И.И., судьи Веряскина С.Г., Смирников А.В.)
по делу N А06-8000/2009
по заявлению индивидуального предпринимателя Пономарева В.А., г. Астрахань (ИНН 300100264559, ОГРНИП 304302235600082) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Пономарев В. А. (далее - предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 16.06.2009 N 16-17/11.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки предпринимателя за период с 01.01.2005 по 31.12.2007 принято решение от 16.06.2009 N 16/17-11 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 360 723 руб., за неуплату единого налога на вмененный доход в виде штрафа в размере 980 руб. с доначислением к уплате в бюджет налога на добавленную стоимость в сумме 3 028 951 руб., единого налога на вмененный доход в сумме 10 566 руб., начислением соответствующих сумм пеней.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области от 04.09.2009 N 246-Н по апелляционной жалобе предпринимателя оспариваемое решение инспекции в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого налога на вмененный доход в виде штрафа в размере 980 руб., доначисления единого налога на вмененный доход в сумме 10 566 руб. и начисления пеней по данному налогу в размере 2798 руб. отменено. В остальной части решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение налогового органа не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 09.03.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010, заявление удовлетворено частично. Признано недействительным решение инспекции от 16.06.2009 N 16-17/11 в части доначисления к уплате в бюджет налога на добавленную стоимость в сумме 1 640 043 руб., начисления соответствующих сумм пеней и штрафа. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.10.2010 решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.03.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 по делу N А06-8000/2009 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.04.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011, заявление предпринимателя удовлетворено, признано недействительным решение инспекции от 16.06.2009 N 16-17/11.
Одним из оснований для удовлетворения судами заявления и признания решения инспекции недействительным явилось то обстоятельство, что в нарушение статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) инспекция не ознакомила предпринимателя с материалами, полученными в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, лишив тем самым налогоплательщика права представить в полном объеме свои возражения по материалам, полученным в ходе мероприятий налогового контроля.
Инспекция, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Предприниматель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещен, ходатайства не заявлены.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Таким образом, участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.
Как установлено судами, 12.05.2009 состоялось рассмотрение инспекцией материалов выездной проверки с участием налогоплательщика, что подтверждается протоколом от 12.05.2009 N 23, в котором имеется ссылка на возможность представления налогоплательщиком дополнительных документов в срок до 08.06.2009.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах, 12.05.2009 инспекцией принято решение N 1 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, согласно которому в срок до 08.06.2009 планировалось направление поручений контрагентам налогоплательщика и исследование документов.
Уведомлением инспекции от 12.05.2009 N 11-36/9232 налогоплательщик приглашен 08.06.2009 для рассмотрения акта проверки с учетом представленных возражений. Из текста уведомления не следует, что для ознакомления с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщик приглашался. Протоколом от 08.06.2009 N 28 подтверждается, что с участием предпринимателя состоялось рассмотрение акта проверки по представленным им на него возражениям.
Вместе с тем, решением от 18.05.2009 N 16-17/11 срок рассмотрения материалов налоговой проверки продлен до 18.06.2009. Уведомлением от 08.06.2009 N 11-36/11507 предприниматель приглашен в инспекцию на 16.06.2009 для вручения решения по акту выездной налоговой проверки.
Каких-либо данных об уведомлении инспекцией предпринимателя о рассмотрении материалов налоговой проверки с учетом информации, полученной в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, в материалах дела нет.
Суды отметили, что предприниматель о времени и месте рассмотрения результатов дополнительных мероприятий налогового контроля извещен не был и фактически был лишен возможности представить свои пояснения и возражения с учетом этих результатов.
Вынесение инспекцией решения от 16.06.2009 N 16-17/11 по результатам материалов проверки и с учетом информации, полученной в ходе проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, с которой налогоплательщик не был ознакомлен в установленном порядке, следует расценивать как нарушение положений пункта 14 статьи 101 Кодекса, влекущее безусловную отмену данного решения.
Установленные судами обстоятельства дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговым органом в кассационной жалобе не опровергнуты, в том числе ссылками на конкретные документы, имеющиеся в материалах дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.04.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А06-8000/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Одним из оснований для удовлетворения судами заявления и признания решения инспекции недействительным явилось то обстоятельство, что в нарушение статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) инспекция не ознакомила предпринимателя с материалами, полученными в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, лишив тем самым налогоплательщика права представить в полном объеме свои возражения по материалам, полученным в ходе мероприятий налогового контроля.
...
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
...
Вынесение инспекцией решения от 16.06.2009 N 16-17/11 по результатам материалов проверки и с учетом информации, полученной в ходе проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, с которой налогоплательщик не был ознакомлен в установленном порядке, следует расценивать как нарушение положений пункта 14 статьи 101 Кодекса, влекущее безусловную отмену данного решения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 ноября 2011 г. N Ф06-9715/11 по делу N А06-8000/2009