г. Казань |
|
15 ноября 2011 г. |
Дело N А65-2716/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Гервасеева А.П., паспорт 92 03 N 460401; Богушевич А.В., доверенность от 26.10.2010 (б/н),
ответчика - Шагивалеевой А.Р., доверенность от 31.12.2010 АГ-05/16224,
в отсутствие:
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Алексеевскводоканал", поселок городского типа Алексеевское, Республики Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.06.2011 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Захарова Е.И., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-2716/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Алексеевскводоканал" (ИНН: 1605004556 ОГРН: 1051660007882) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, при участии третьих лиц: открытого акционерного общества "ВАМИН Татарстан", Республика Татарстан, г. Казань, (ИНН: 1659019767 ОГРН: 1021603462506) исполнительного комитета Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, поселок городского типа Алексеевское, об оспаривании предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 17.11.2010 N 05-360/2010 и постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 04.04.2011 N А05-191/2011 о наложении административного штрафа в размере 100 000 руб. Арбитражный суд Республики Татарстан объединил дела, возбужденные на основании указанных заявлений, в одно дело с присвоением ему N А65-2716/2011,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Татарстан обратилось открытое акционерное общество "Алексеевскводоканал" (далее - общество, ОАО "Алексеевскводоканал", заявитель) с заявлениями об оспаривании предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, ответчик) от 17.11.2010 N 05-360/2010 и постановления антимонопольного органа от 04.04.2011 N А05-191/2011 о наложении административного штрафа в размере 100 000 руб. Арбитражный суд Республики Татарстан объединил дела, возбужденные на основании указанных заявлений, в одно дело с присвоением ему N А65-2716/2011.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены открытое акционерное общество "ВАМИН Татарстан" (далее - ОАО "ВАМИН Татарстан") и исполнительный комитет Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.06.2011 обществу отказал в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.06.2011 оставлено без изменения.
Общество не согласилось с судебными актами и обратилось с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав стороны, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, решением от 24.11.2010 по делу N 05-360/2010 антимонопольный орган признал общество нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Фз "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) в части нарушения, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги водоотведения, а именно: в применении при расчетах с ОАО "ВАМИН Татарстан" самостоятельно установленных цен (тарифов) на услуги водоотведения.
На основании указанного решения антимонопольный орган вынес предписание от 17.11.2010 по делу N 05-360/2010, в котором указало обществу на необходимость в срок до 15.12.2010 прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи Закона N 135-ФЗ в части взимания платы за осуществление регулируемых видов деятельности (водоотведение) в отсутствие утвержденных уполномоченным органом цен (тарифов) и (или) на основании самостоятельно установленных тарифов. О выполнении данного предписания общество должно было сообщить в антимонопольный орган.
Постановлением от 04.04.2011 N А05-191/2011 антимонопольный орган признал общество нарушившим статью 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которой предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, и применило к нему меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Суды предыдущих инстанций обоснованно отказали обществу в удовлетворении требований об оспаривании предписания исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Судами установлено и из материалов дела следует, что общество в период с 01.01.2009 по 30.06.2010 занимало доминирующее положение на локальном рынке услуг водоотведения в границах присоединенных сетей общества, а поэтому деятельность общества подпадает под регулирование Закона N 135-ФЗ.
Договором от 01.01.2010 N 35/10 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод установлено, что общество производит расчеты за принятые от ОАО "ВАМИН Татарстан" сточные воды по тарифу 56,20 руб./куб.м. Факт осуществления расчетов за услуги водоотведения в указанном размере подтверждается актами выполненных работ и платежными поручениями.
Указанный тариф установлен обществом на основании калькуляции,
утвержденной генеральным директором общества Гервасьевым А.П.
Ссылку заявителя на то, что в постановлении исполнительного комитета Алексеевского муниципального района от 30.11.2009 N 422 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги Алексеевского муниципального района, представляемые населению, бюджетным учреждениям и прочим потребителям на 2010 год" указано, что для юридических лиц, независимо от форм собственности и организационно правовых форм, тарифы на водоснабжение и водоотведение поставщиками услуг устанавливаются на договорной основе, обоснованно отклонили суды.
Согласно статье 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) организацией коммунального комплекса признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для оказания услуг в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тарифы на услуги водоснабжения организаций коммунального комплекса подлежат государственному регулированию.
Действия ОАО "Алексеевскводоканал", выразившиеся в применении при расчетах с ОАО "ВАМИН Татарстан" самостоятельно установленных цен (тарифов) за услуги водоотведения, являются нарушением пункта 10 части 1 статьи Закона N 135-ФЗ, а именно: нарушением установленного законом порядка ценообразования на услуги водоотведения.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет документы до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.
Таким образом, суды правомерно пришли к выводу, что организация коммунального комплекса не вправе осуществлять расчеты за регулируемые виды деятельности (в данном случае - за услуги водоотведения) с применением самостоятельно установленных тарифов (цен).
Ссылку общества на то, что при рассмотрении дела N А65-11190/2010 в судебном порядке, задолженность по договору взыскана с ОАО "ВАМИН Татарстан" в пользу ОАО "Алексеевскводоканал" суды правомерно отклонили, так как не было установлено обстоятельств, имеющих преюдициальное значение для настоящего дела. В частности, вопрос о соответствии тарифа, предусмотренного договором, требованиям закона не был предметом рассмотрения по указанному делу.
Принимая во внимание вышеизложенное, у судов не было правовых оснований для признания незаконным предписания антимонопольного органа.
В части требований об обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности производство по кассационной жалобе подлежит прекращению.
Как следует из материалов дела, арбитражными судами рассмотрено заявление общества о признании незаконным постановления антимонопольного органа от 04.04.2011 N А05-191/2011 о наложении административного штрафа в размере 100 000 руб. по статье 14.31 КоАП РФ.
В кассационной жалобе заявителем не приведены основания для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренные частью 4 статьи 288 АПК РФ, позволяющие рассмотреть дело в суде кассационной инстанции в силу вышеназванной процессуальной нормы.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 281 АПК РФ в случае подачи кассационной жалобы на судебный акт, который в соответствии с настоящим Кодексом не обжалуется в порядке кассационного производства, кассационная жалоба возвращается заявителю.
Если указанное обстоятельство будет установлено после принятия кассационной жалобы к производству, то производство по жалобе прекращается применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Поскольку общество обратилось с кассационной жалобой на судебные акты, которые обжалуются в порядке кассационного производства согласно части 4.1 статьи 206 АПК РФ только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ, а такие основания кассационная жалоба не содержит, то производство по его кассационной жалобе подлежит прекращению.
В кассационной жалобе заявителя не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в обеих судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка. Доводы заявителя не опровергают сделанных судами предыдущих инстанций выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу. Правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.06.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011 по делу N А65-2716/2011 в части отказа в признании незаконным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 17.11.2010 N 05-360/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В части отказа в признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 04.04.2011 N А05-191/2011 производство по кассационной жалобе прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет документы до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
...
Как следует из материалов дела, арбитражными судами рассмотрено заявление общества о признании незаконным постановления антимонопольного органа от 04.04.2011 N А05-191/2011 о наложении административного штрафа в размере 100 000 руб. по статье 14.31 КоАП РФ.
...
Согласно пункту 1 части 1 статьи 281 АПК РФ в случае подачи кассационной жалобы на судебный акт, который в соответствии с настоящим Кодексом не обжалуется в порядке кассационного производства, кассационная жалоба возвращается заявителю.
...
Поскольку общество обратилось с кассационной жалобой на судебные акты, которые обжалуются в порядке кассационного производства согласно части 4.1 статьи 206 АПК РФ только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ, а такие основания кассационная жалоба не содержит, то производство по его кассационной жалобе подлежит прекращению."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 ноября 2011 г. N Ф06-8944/11 по делу N А65-2716/2011