17 августа 2011 г. |
Дело N А65-2716/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 августа 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., cудей Захаровой Е.И., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15.08.2011 в помещении суда апелляционную жалобу ОАО "Алексеевскводоканал" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.06.2011 по делу N А65-2716/2011 (судья Кириллов А.Е.), принятое по заявлению ОАО "Алексеевскводоканал" (ИНН 1605004556, ОГРН 1051660007882), Республика Татарстан, пгт.Алексеевское, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, третьи лица: ОАО "ВАМИН Татарстан" (ИНН 1659019767, ОГРН 1021603462506), Республика Татарстан, г.Казань, исполнительный комитет Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, пгт.Алексеевское, об оспаривании предписания, постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Алексеевскводоканал" (далее - ОАО "Алексеевскводоканал", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлениями об оспаривании предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по РТ) от 17.11.2010 N 05-360/2010 и постановления УФАС по РТ от 04.04.2011 N А05-191/2011 о наложении административного штрафа в размере 100000 руб. Арбитражный суд Республики Татарстан объединил дела, возбужденные на основании указанных заявлений, в одно дело с присвоением ему N А65-2716/2011.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ОАО "ВАМИН Татарстан" и исполнительный комитет Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан.
Решением от 01.06.2011 по делу N А65-2716/2011 Арбитражный суд Республики Татарстан отказал ОАО "Алексеевскводоканал" в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе общество просит отменить указанное судебное решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Общество считает, что обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
УФАС по РТ в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, решением от 24.11.2010 по делу N 05-360/2010 УФАС по РТ признало ОАО "Алексеевскводоканал" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги водоотведения, а именно: в применении при расчетах с ОАО "ВАМИН Татарстан" самостоятельно установленных цен (тарифов) на услуги водоотведения.
На основании указанного решения УФАС по РТ вынесло предписание от 17.11.2010 по делу N 05-360/2010, в котором указало обществу на необходимость в срок до 15.12.2010 прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи Закона о защите конкуренции в части взимания платы за осуществление регулируемых видов деятельности (водоотведение) в отсутствие утвержденных уполномоченным органом цен (тарифов) и (или) на основании самостоятельно установленных тарифов. О выполнении данного предписания общество должно было сообщить в УФАС по РТ.
Постановлением от 04.04.2011 N А05-191/2011 УФАС по РТ признало общество нарушившим статью 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которой предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, и применило к нему меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении требований об оспаривании указанных предписания и постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Анализом состояния конкурентной среды подтверждается, что доля ОАО "Алексеевскводоканал" на рынке услуг водоотведения в п.г.т. Алексеевское Алексеевского муниципального района (в пределах присоединенных сетей), потребителями которых являются население и хозяйствующие субъекты, имеющие технологическое присоединение канализационных сетей к сетям (источнику оказания услуг водоотведения) ОАО "Алексеевскводоканал", составляет 100 процентов.
Из материалов дела следует, что ОАО "Алексеевскводоканал" в период с 01.01.2009 по 30.06.2010 занимало доминирующее положение на локальном рынке услуг водоотведения в границах присоединенных сетей общества, а поэтому деятельность общества подпадает под регулирование Закона о защите конкуренции.
Договором от 01.01.2010 N 35/10 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод установлено, что ОАО "Алексеевсководоканал" производит расчеты за принятые от ОАО "ВАМИН Татарстан" сточные воды по тарифу 56,20 руб./куб.м. Факт осуществления расчетов за услуги водоотведения в указанном размере подтверждается актами выполненных работ и платежными поручениями.
Указанный тариф установлен ОАО "Алексеевскводоканал" на основании калькуляции, утвержденной генеральным директором общества А.П.Гервасьевым.
По вопросу законности самостоятельного установления тарифа на услуги водоотведения ОАО "Алексеевскводоканал" в письме от 04.08.2010 N 199 пояснило, что в постановлении Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района от 30.11.2009 N 422 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги Алексеевского муниципального района, представляемые населению, бюджетным учреждениям и прочим потребителям на 2010 год" указано, что для юридических лиц, независимо от форм собственности и организационно правовых форм, тарифы на водоснабжение и водоотведение поставщиками услуг устанавливаются на договорной основе.
Согласно статье 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон о регулировании тарифов) организацией коммунального комплекса признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для оказания услуг в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Системы коммунальной инфраструктуры представляют собой совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о регулировании тарифов и Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тарифы на услуги водоснабжения организаций коммунального комплекса подлежат государственному регулированию.
Закон о регулировании тарифов имеет бОльшую юридическую силу по отношению к вышеуказанному постановлению Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района.
Действия ОАО "Алексеевскводоканал", выразившиеся в применении при расчетах с ОАО "ВАМИН Татарстан" самостоятельно установленных цен (тарифов) за услуги водоотведения, являются нарушением пункта 10 части 1 статьи Закона о защите конкуренции, а именно: нарушением установленного законом порядка ценообразования на услуги водоотведения.
Организация коммунального комплекса не вправе осуществлять расчеты за регулируемые виды деятельности (в данном случае - за услуги водоотведения) с применением самостоятельно установленных тарифов (цен).
Указанные выводы подтверждаются судебной арбитражной практикой.
Из материалов дела следует, что ОАО "ВАМИН Татарстан", подающее сточные воды в канализационные сети ОАО "Алексеевскводоканал", имеет единственное технологическое присоединение канализационного оборудования к сетям ОАО "Алексеевскводоканал". При этом по настоящему делу не представлено доказательств наличия экономической или технологической возможности и целесообразности иного (второго) технологического присоединения канализационных сетей ОАО "ВАМИН Татарстан" к сетям других лиц. Утверждение ОАО "Алексеевскводоканал" о том, что ОАО "ВАМИН Татарстан" может построить локальные очистные сооружения, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку общество не опровергло довод УФАС по РТ о том, что реализация этой возможности затруднена ввиду значительных материальных и финансовых затрат.
Ссылки ОАО "Алексеевскводоканал" на то, что его отношения с ОАО "ВАМИН Татарстан" основывались на договоре, договор не расторгнут и не оспорен в судебном порядке, задолженность по договору взыскана с ОАО "ВАМИН Татарстан" в пользу ОАО "Алексеевскводоканал" решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.07.2010 по делу N А65-11190/2010, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не влияют на правовую оценку предписания и постановления, оспариваемых по настоящему делу. Суд апелляционной инстанции, в том числе, учитывает, что при рассмотрении дела N А65-11190/2010 не было установлено обстоятельств, имеющих преюдициальное значение для настоящего дела. В частности, вопрос о соответствии тарифа, предусмотренного договором, требованиям закона не был предметом рассмотрения по указанному делу.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что у ОАО "Алексеевскводоканал" имелась возможность для соблюдения установленных законом правил, за нарушение которых статьей 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом вышеизложенного и в соответствии с требованиями части 6 статьи 210 АПК РФ суд апелляционной инстанции установил, что материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ, законные основания для привлечения общества к административной ответственности имелись, установленный порядок привлечения к ответственности соблюден, протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, которой предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, в рассматриваемом случае не имеется.
Таким образом, оспариваемые предписание и постановление являются законными и обоснованными.
Следовательно, обжалуемое судебное решение отмене не подлежит. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно оценил их. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона, и поэтому не могут быть приняты во внимание.
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) суд апелляционной инстанции относит на ОАО "Алексеевскводоканал" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб., понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ОАО "Алексеевскводоканал" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 29.06.2011 N 336.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 июня 2011 года по делу N А65-2716/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Алексеевскводоканал" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-2716/2011
Истец: ОАО "Алексеевскводоканал", р. п.Алексеевское
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет Алексеевского муниципального района, Исполнительный комитет Алексеевского муниципального района РТ, ОАО "ВАМИН Татарстан"