г. Казань |
|
16 ноября 2011 г. |
Дело N А55-805/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Желаевой М.З., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
ответчика - Рассказчиковой А.Ю., доверенность от 24.12.2010 N 8112/1,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вымпел", г. Тольятти Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2011 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А55-805/2011
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вымпел", г. Тольятти Самарской области (ИНН 6323103942, ОГРН 1076320031810) к мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти Самарской области, о признании недействительным постановления.
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2011 отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Вымпел" (далее - ООО "Вымпел") о признании недействительным постановления мэрии городского округа Тольятти (далее - мэрия г.о. Тольятти) от 13.01.2011 N 6-п/1 "Об отказе ООО "Вымпел" в размещении торгового центра юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова в Центральном районе г. Тольятти.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Вымпел" просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованных судебных актов, не находит правовых оснований для их отмены либо изменения.
Как следует из материалов дела, ООО "Вымпел" 30.08.2010 обратилось в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о рассмотрении вопроса о возможности выбора земельного участка площадью 0,9792 га и предварительного согласования места размещения торгового центра по адресу: г. Тольятти, Центральный район, юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова.
Мэрия г.о. Тольятти 23.09.2010 проинформировала население о возможном предоставлении земельного участка площадью 0,9792 га под строительство торгового центра юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова Центрального района г. Тольятти путем публикации в средствах массовой информации.
Мэрией г.о. Тольятти 07.10.2010 издано постановление N 2811-п/1 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства торгового центра в Центральном районе, юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова".
Акт выбора земельного участка под строительство N 50 оформлен 14.10.2010.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации мэрией г.о. Тольятти 23.11.2010 было вынесено постановление N 3368-п/1 "О предварительном согласовании места размещения торгового центра юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова в Центральном районе г. Тольятти".
Участок был сформирован 22.12.2010 и 22.12.2010 в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель обратился в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о предоставлении земельного участка для проектирования и строительства.
Мэрией г.о. Тольятти 13.01.2011 было издано постановление N 6-п/1 "Об отказе ООО "Вымпел" в размещении торгового центра юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова в Центральном районе г. Тольятти", которым отменены постановления мэрии от 07.10.2010 N 2811-п/1 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства торгового центра в Центральном районе, юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова" и от 23.11.2010 N 3368-п/1 "О предварительном согласовании ООО "Вымпел" места размещения торгового центра юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова в Центральном районе г. Тольятти", а также отказано заявителю в размещении торгового центра юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова в Центральном районе г. Тольятти.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
проведение работ по формированию земельного участка, которые включают в себя выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной
публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В пункте 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Судом установлено, что на основании заявления мэрии городского округа Тольятти от 29.05.2009 N 2338 с целью формирования земельного участка, расположенного: г. Тольятти, Центральный район, севернее здания N 93-А по ул. Голосова, была утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории для строительства объектов социально-культурного назначения площадью 0,9809 га, утвержденная постановлением мэрии городского округа Тольятти от 21.12.2009 N 2863-п/1.
Процедура формирования земельного участка по заявлению мэрии городского округа Тольятти была начата без предварительного согласования мест размещения объектов исключительно для выставления его на торги, поскольку постановлением мэрии городского округа Тольятти от 23.07.2009 N 1648-п/1 был утвержден перечень таких земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов. Согласно указанному перечню предполагалось сформировать земельный участок ориентировочной площадью 17 127 кв. м, расположенный юго-западнее пересечения улиц Мира и бульвара Семизорова в Центральном районе г. Тольятти. Указанный перечень земельных участков, предлагаемых для выставления на торги, под строительство объектов на территории г.о. Тольятти был опубликован в номере 82 газеты "Городские ведомости" от 28.07.2009.
В результате проделанной работы было определено целевое назначение предполагаемых для выставления на торги земельных участков и уточнены их размеры, в связи с чем постановлением мэрии г.о. Тольятти от 21.12.2009 N 2863-п/1 для строительства объектов социально-культурного назначения была утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории, что подтверждается протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с формированием земельных участков на торги на территории г.о. Тольятти от 28.07.2009.
На момент принятия мэрией г.о. Тольятти от 23.11.2010 N 3368-п/1 о предварительном согласовании заявителю места размещения торгового центра юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова в Центральном районе г. Тольятти уже было издано постановление мэрии г.о. Тольятти от 01.11.2010 N 3076-п/1 о подготовке документации по планировке территории, ограниченной улицами: Голосова, Мира, площадью Центральная и створом ул. Ленинградская, кв. 72, 73 Центрального района г. Тольятти, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок
Из ответа Департамента градостроительной деятельности г.о. Тольятти от 04.02.2011 N 4297-вн/5.1 следует, что в местоположении земельного участка площадью 17 127 кв. м допущена техническая ошибка. Фактически он расположен юго-восточнее пересечения ул. Мира и бульвара Семизорова в Центральном районе г. Тольятти. Расположение данного земельного участка указано в представленных мэрией г.о. Тольятти выкопировках из опорного плана управления архитектуры и градостроительства.
В нарушение статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации мэрией г.о. Тольятти были предприняты действия по формированию одного и того же земельного участка, как без предварительного согласования мест размещения объектов, так и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - закон N 131-ФЗ) установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт (пункт 1 статьи 48 закона N 131-ФЗ).
Процедура формирования спорного земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта была начата раньше процедуры формирования земельного участка по заявлению заявителя, то у органа местного самоуправления имелись достаточные основания для отмены постановлений мэрии г.о. Тольятти от 07.10.2010 N 2811-п/1 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства торгового центра в Центральном районе, юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова" и от 23.11.2010 N 3368-п/1 "О предварительном согласовании ООО "Вымпел" места размещения торгового центра юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова в Центральном районе г. Тольятти", для отказа заявителю в размещении торгового центра юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова в Центральном районе г. Тольятти.
Законодательством для органов местного самоуправления не установлен запрет по осуществлению данных действий.
В материалы дела не представлены доказательства того, что мэрия отказалась от проведения в будущем торгов спорного земельного участка.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель не доказал, что оспариваемым ненормативным актом нарушаются его права и законные интересы, поскольку спорный земельный участок формируется органом местного самоуправления с целью последующего выставления на торги, а заявитель вправе подать заявку на участие в этих торгах.
Выводы суда о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 по делу N А55-805/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - закон N 131-ФЗ) установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт (пункт 1 статьи 48 закона N 131-ФЗ).
...
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 ноября 2011 г. N Ф06-9768/11 по делу N А55-805/2011