25 июля 2011 г. |
Дело N А55-805/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Квасов П.Ю., доверенность от 24 февраля 2011 г. N 1/02;
от мэрии городского округа Тольятти - Вадченко А.В., доверенность от 24 декабря 2010 г. N 8110/1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
общества с ограниченной ответственностью "Вымпел", г. Тольятти, Самарская обл.,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 мая 2011 г.
по делу N А55-805/2011 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вымпел" (ИНН 6323103942, ОГРН 1076320031810), г. Тольятти, Самарская обл.,
к мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская обл.,
о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вымпел" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к мэрии городского округа Тольятти (далее - Мэрия) о признании недействительным постановления от 13 января 2011 г. N 6-п/1 "Об отказе ООО "Вымпел" в размещении торгового центра юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова в Центральном районе г. Тольятти".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 мая 2011 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок прошел предварительное согласование незаконно, отказ в его предоставлении обоснован и правомерен.
Таким образом, у органа местного самоуправления имелись для отмены достаточные законные основания.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и удовлетворить заявленное требование.
В апелляционной жалобе указывает, что орган местного самоуправления не привел доказательств нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц ненормативными правовыми актами, которые были отменены оспариваемым постановлением.
Заявитель является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок.
Орган местного самоуправления не является субъектом, обладающим правом инициировать процедуру предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), являясь лишь органом, наделённым полномочиями по распоряжению земельными участками.
Орган местного самоуправления на момент обращения Общества с заявлением о выборе земельного участка никаких действий в отношении указанной территории не предпринял: землеустроительные работы проведены не были, участок не сформирован, не было официальной публикации о внесении изменений в перечень земельных участков, указанных в постановлении Мэрии от 29 июля 2009 г. N 1648-п/1, данный земельный участок на торги выставлен не был.
В период осуществления процедуры предварительного согласования места размещения объекта по заявлению Общества проект планировки территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, не был подготовлен, межевание не осуществлено, соответственно официальной публикации не было.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Мэрии считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30 августа 2010 г. заявитель обратился в Мэрию с заявлением о рассмотрении вопроса возможности выбора земельного участка площадью 0,9792 га и предварительного согласования места размещения торгового центра по адресу: г. Тольятти, Центральный район, юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова (т. 1 л.д. 8).
23 сентября 2010 г. Мэрия проинформировала население о возможном предоставлении земельного участка площадью 0,9792 га под строительство торгового центра юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова Центрального района г. Тольятти путем публикации в СМИ (т. 1 л.д. 9).
07 октября 2010 г. Мэрией издано постановление N 2811-п/1 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства торгового центра в Центральном районе, юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова" (т. 1 л.д. 10).
14 октября 2010 г. оформлен акт выбора земельного участка под строительство N 50 (т. 1 л.д. 13).
23 ноября 2010 г. в соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ Мэрией было вынесено постановление N 3368-п/1 "О предварительном согласовании места размещения торгового центра юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова в Центральном районе г. Тольятти" (т. 1 л.д. 14).
22 декабря 2010 г. участок был сформирован (т. 1 л.д. 15-16) и 22 декабря 2010 г. в соответствии с п. 1 ст. 32 ЗК РФ заявитель обратился в Мэрию с заявлением о предоставлении земельного участка для проектирования и строительства (т. 1 л.д. 17).
Однако 13 января 2011 г. Мэрией было издано постановление N 6-п/1 "Об отказе ООО "Вымпел" в размещении торгового центра юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова в Центральном районе г. Тольятти", которым отменены постановления Мэрии от 07 октября 2010 г. N 2811-п/1 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства торгового центра в Центральном районе, юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова" и от 23 ноября 2010 г. N 3368-п/1 "О предварительном согласовании ООО "Вымпел" места размещения торгового центра юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова в Центральном районе г. Тольятти", а также отказано заявителю в размещении торгового центра юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова в Центральном районе г. Тольятти (т. 1 л.д. 18).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим требованием.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 2 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Пунктом 3 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
проведение работ по формированию земельного участка, которые включают в себя выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В п. 5 ст. 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно п. 6 ст. 30 ЗК РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Судом первой инстанции установлено, что на основании заявления мэрии городского округа Тольятти от 29 мая 2009 г. N 2338 с целью формирования земельного участка, расположенного: г. Тольятти, Центральный район, севернее здания N 93-А по ул. Голосова, была утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории для строительства объектов социально-культурного назначения площадью 0,9809 га, утвержденная постановлением мэрии городского округа Тольятти от 21 декабря 2009 г. N 2863-п/1 (т. 1 л.д. 75).
Процедура формирования земельного участка по заявлению мэрии городского округа Тольятти была начата без предварительного согласования мест размещения объектов исключительно для выставления его на торги, поскольку постановлением мэрии городского округа Тольятти от 23 июля 2009 г. N 1648-п/1 был утвержден перечень таких земельных участков, предоставление которых для строительства будет произведено без предварительного согласования места размещения объектов. Согласно указанному перечню предполагалось сформировать земельный участок ориентировочной площадью 17 127 кв.м., расположенный юго-западнее пересечения улиц Мира и бульвара Семизорова в Центральном районе г. Тольятти (т. 1 л.д. 78-80). Указанный перечень земельных участков, предлагаемых для выставления на торги, под строительство объектов на территории г.о. Тольятти был опубликован в номере 82 газеты "Городские ведомости" от 28 июля 2009 г. (т. 1 л.д. 76).
В результате проделанной работы было определено целевое назначение предполагаемых для выставления на торги земельных участков и уточнены их размеры, в связи с чем постановлением Мэрии от 21 декабря 2009 г. N 2863-п/1 для строительства объектов социально-культурного назначения была утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории, что подтверждается протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с формированием земельных участков на торги на территории г.о. Тольятти от 28 июля 2009 г.
На момент принятия Мэрией решения от 23 ноября 2010 г. N 3368-п/1 о предварительном согласовании заявителю места размещения торгового центра юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова в Центральном районе г. Тольятти уже было издано постановление Мэрии от 01 ноября 2010 г. N 3076-п/1 о подготовке документации по планировке территории, ограниченной улицами: Голосова, Мира, площадью Центральная и створом ул. Ленинградская, кв.кв. 72, 73 Центрального района г. Тольятти, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок (т. 1 л.д. 121).
Кроме того, из ответа департамента градостроительной деятельности от 04 февраля 2011 г. N 4297-вн/5.1 следует, что в местоположении земельного участка площадью 17 127 кв.м. допущена техническая ошибка. Фактически он расположен юго-восточнее пересечения ул. Мира и бульвара Семизорова в Центральном районе г. Тольятти (т. 1 л.д. 122-123). Расположение данного земельного участка указано в представленных Мэрией выкопировках из опорного плана управления архитектуры и градостроительства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в нарушение ст. 30 ЗК РФ Мэрией были предприняты действия по формированию одного и того же земельного участка, как без предварительного согласования мест размещения объектов, так и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - закон N 131-ФЗ) установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт (п. 1 ст. 48 закона N 131-ФЗ).
Поскольку процедура формирования спорного земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта была начата раньше процедуры формирования земельного участка по заявлению заявителя, то у органа местного самоуправления имелись достаточные основания для отмены постановлений Мэрии от 07 октября 2010 г. N 2811-п/1 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства торгового центра в Центральном районе, юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова" и от 23 ноября 2010 г. N 3368-п/1 "О предварительном согласовании ООО "Вымпел" места размещения торгового центра юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова в Центральном районе г. Тольятти", а также для отказа заявителю в размещении торгового центра юго-западнее пересечения ул. Мира и ул. Голосова в Центральном районе г. Тольятти.
Незаконные ненормативные акты были отменены органом местного самоуправления в порядке самоконтроля.
Довод заявителя о том, что орган местного самоуправления не является субъектом, обладающим правом инициировать процедуру предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном статьями 30, 31 ЗК РФ, является несостоятельным, поскольку законодательством для органов местного самоуправления такой запрет не установлен.
Невыставление спорного земельного участка на торги также не является основанием для признания незаконными действий Мэрии по формированию спорного земельного участка для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов, т.к. доказательств того, что Мэрия отказалась от проведения торгов в будущем, в материалы дела не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный апелляционный суд считает, что заявитель не доказал, что оспариваемым ненормативным актом нарушаются его права и законные интересы, поскольку, как уже указано выше, спорный земельный участок формируется органом местного самоуправления с целью последующего выставления на торги, а заявитель вправе подать заявку на участие в этих торгах.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 мая 2011 г. по делу N А55-805/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-805/2011
Истец: ООО "Вымпел"
Ответчик: Мэрия городского округа Тольятти