г. Казань |
|
22 ноября 2011 г. |
Дело N А55-4826/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителя:
ответчиков - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области - Быков В.С., доверенность от 01.11.2011 N 03-05/26164; Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Быков В.С., доверенность от 26.08.2011 N 12-22/090,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Меренкова Алексея Вячеславовича, с. Верхнее Санчелеево Ставропольского района Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2011 (судья - Мехедова В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2011 (председательствующий судья - Бажан П.В., судьи: Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-4826/2011
по заявлению индивидуального предпринимателя Меренкова Алексея Вячеславовича, с. Верхнее Санчелеево Ставропольского района Самарской области (ИНН 632201090532, ОГРН 304632036401193), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области, г. Тольятти, Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара, о признании недействительным решения от 31.12.2010 N 97,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Меренков Алексей Вячеславович (далее - заявитель, ИП Меренков А.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области (далее - налоговый орган, инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - Управление) о признании недействительным решения от 31.12.2010 N 97.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, и принять новый судебный акт, которым решение инспекции от 31.12.2010 N 97 признать недействительным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка предпринимателя, по результатам которой составлен акт от 02.12.2010 N 97 и 31.12.2010 вынесено решение N 97 о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за неуплату: налога на доходы с физических лиц (далее - НДФЛ) в виде штрафа в размере 3745,85 руб.; единого социального налога (далее ЕСН) в виде штрафа в размере 2165,45 руб.; ЕСН (ФФОМС) в виде штрафа в размере 201,43 руб.; ЕСН (ТФОМС) в виде штрафа в размере 616 руб.; НДС в виде штрафа в размере 3223,51 руб., начислены пени в размере 7174 руб., недоимка в сумме 49 766,20 руб.
Решением Управления от 21.02.2011 N 03-15/03936, решение инспекции оставлено без изменения.
Основанием для доначисления налога и привлечения предпринимателя к ответственности послужил вывод налогового органа о недобросовестности контрагента налогоплательщика - общества с ограниченной ответственностью "АгроТехЦентр" (далее - ООО "АгроТехЦентр") и несоответствии представленных индивидуальным предпринимателем, в подтверждение налогового вычета, документов требованиям статей 169, 252 НК РФ.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, поддерживая позицию инспекции, и отказывая предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 227 НК РФ, физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога производят от суммы доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
В соответствии со статьей 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которым у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшающих на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК РФ.
В силу статьи 221 НК РФ при исчислении налоговой базы по НДФЛ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 НК РФ, - в сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
В соответствии со статьей 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Налоговая база указанных налогоплательщиков определяется как сумма доходов, полученных ими за налоговый период от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль.
В статье 252 Кодекса содержатся общие критерии, которым должны соответствовать производимые налогоплательщиками расходы: расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными и производится для осуществления деятельности, направленной для получения дохода.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствие с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 171 Кодекса, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей вычеты. Налоговым вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности и иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса.
В статье 172 Кодекса определен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Следовательно, при соблюдении указанных требований Кодекса налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении налога на добавленную стоимость.
Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, в частности, налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Предоставление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных Кодексом, в целях получения налоговой выгоды, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, представленной в альбомах унифицированных форм первичной документации, а документы, форма которых не определена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Таким образом, перечисленные требования закона касаются не только полноты заполнения всех реквизитов, но и достоверности содержащихся в них сведений.
Пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" разъяснено: основанием получения налоговой выгоды является представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, если налоговым органом не доказано, что содержащиеся в них сведения неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Налоговым органом в ходе проверки было установлено, что ООО "АгроТехЦентр" состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по городу Москве с 24.06.2008, зарегистрировано 10.04.2008, согласно документам, представленным заявителем договор поставки N 25/2008 с ООО "АгроТехЦентр" датирован 01.01.2008, то есть, до создания данного юридического лица, согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц директором ООО "АгроТехЦентр" является Суковатицын В.А., который в ходе допроса, проведенного налоговым органом, пояснил, что к деятельности данной организации отношения не имеет, учредителем не является, никаких документов не подписывал, к нотариусу для заверения подписи для регистрации ООО "АгроТехЦентр" не обращался.
Из материалов дела следует, что заявитель рассчитывался с ООО "АгроТехЦентр" наличными денежными средствами в размере свыше 100 000 руб., а в подтверждение расходов Меренковым А.В. представлены фискальные чеки, которые содержат номер 20414761.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", контрольно - кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.
Между тем как установлено судами контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) с номером 20414761 за ООО "АгроТехЦентр" не числится, данный номер числится за другими организациями: обществом с ограниченной ответственностью "Сненок" ИНН 42014652/ КПП 420201001 (ККТ АМС-ЮОФ з/н 20414761 года выпуска 2004); обществом с ограниченной ответственностью "Фотосервис" ИНН 4826037210/ КПП 482601001 (ККТ АМС-100К з/н 20414761 год выпуска 2004). Согласно информации, представленной Инспекцией Федеральной налоговой службы N 24 по городу Москве сведения о ККТ у организации ООО "АгроТехЦентр" в базе данных инспекции не значатся.
Согласно проведенному в ходе мероприятий налогового контроля допросу ИП Меренкова А.В., товар последний покупал на рынке в городе Москве, бухгалтерские документы (счета - фактуры, товарные накладные, приходно-кассовые ордера, кассовые чеки) выдавал продавец при получении товара, договор с ООО "АгроТехЦентр" не заключал, с директором ООО "АгроТехЦентр" не знаком, все финансово - хозяйственные отношения решал через продавца, данной организации. Документы подписывались не в его присутствии, а получал их при получении товара. Расчет осуществлял наличными деньгами. Деньги передавал продавцу, в обмен получал документы. Доставку товара осуществлял своим транспортом. Полномочия представителя (продавца) фирмы не проверял. При заключении договора и в дальнейшей работе не требовал ни Устава организации, ни учредительных документов, ни доверенности, ни паспорта продавца.
Заявитель рассчитывался с ООО "АгроТехЦентр" наличными денежными средствами в размере свыше 100 000 руб., что является нарушением Правил осуществления расчетов в Российской Федерации устанавливаемых Банком России (Указание Банка России от 20.06.2007 N 1843-У (ред. от 28.04.2008) "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя"). При этом как установлено судами, в период наличных расчетов между заявителем и ООО "АгроТехЦентр" у последнего имелся открытый расчетный счет.
Чек ККТ должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 4 Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.1998 N 904), действующего в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использование платежных карт".
Кассовый чек подтверждает исполнение обязательств по договору купли - продажи (оказания услуг) между покупателем (клиентом) и соответствующим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и составляется в момент совершения операции согласно Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Информация на этом документе о денежных расчетах, проведенных на ККТ, значима для правильного исчисления налогов и для полного документального подтверждения расходов.
Следовательно, чеки, предоставленные ИП Меренковым А.В., обоснованно не могли быть приняты налоговым органом в обосновании произведенных расходов от ООО "АгроТехЦентр".
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о нарушении заявителем статьи 221 НК РФ, пункта 3 статьи 237 НК РФ и статьи 252 НК РФ, выразившимся в неправомерном включении в состав расходов, затрат по приобретению товаров, уменьшив налогооблагаемую базу по НДФЛ и ЕСН, а также в нарушении статей 169, 171 - 172 НК РФ, выразившимся в неправомерном предъявлении к вычету суммы НДС по контрагенту ООО "АгроТехЦентр".
Проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента предполагает не только проверку его правоспособности, то есть установление юридического статуса, возникновение которого обусловлено государственной регистрацией юридического лица, но и личности лица, а также соответствующих полномочий на совершение юридически значимых действий, подтвержденных удостоверением личности, решением общего собрания или доверенностью.
Согласно пункту 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40, прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Поскольку предпринимателем расчеты с поставщиком производились за наличный расчет через контрольно - кассовые аппараты, которые не зарегистрированы в налоговых органах за ООО "АгроТехЦентр" и не имеют отношения к указанной организации, что установлено судами и подтверждается материалами дела, суд кассационной инстанции находит правильным вывод судов, об отсутствии надлежащих доказательств осуществления реальных расходов со стороны предпринимателя, что соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 27.07.2010 N 505/10.
При таких обстоятельствах, отказ налогового органа в принятии НДС к вычету и начисления НДФЛ и ЕСН является обоснованным.
Нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций применены правильно; нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2011 по делу N А55-4826/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Информация на этом документе о денежных расчетах, проведенных на ККТ, значима для правильного исчисления налогов и для полного документального подтверждения расходов.
Следовательно, чеки, предоставленные ИП Меренковым А.В., обоснованно не могли быть приняты налоговым органом в обосновании произведенных расходов от ООО "АгроТехЦентр".
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о нарушении заявителем статьи 221 НК РФ, пункта 3 статьи 237 НК РФ и статьи 252 НК РФ, выразившимся в неправомерном включении в состав расходов, затрат по приобретению товаров, уменьшив налогооблагаемую базу по НДФЛ и ЕСН, а также в нарушении статей 169, 171 - 172 НК РФ, выразившимся в неправомерном предъявлении к вычету суммы НДС по контрагенту ООО "АгроТехЦентр".
...
Поскольку предпринимателем расчеты с поставщиком производились за наличный расчет через контрольно - кассовые аппараты, которые не зарегистрированы в налоговых органах за ООО "АгроТехЦентр" и не имеют отношения к указанной организации, что установлено судами и подтверждается материалами дела, суд кассационной инстанции находит правильным вывод судов, об отсутствии надлежащих доказательств осуществления реальных расходов со стороны предпринимателя, что соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 27.07.2010 N 505/10."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 ноября 2011 г. N Ф06-9780/11 по делу N А55-4826/2011