г. Казань |
|
29 ноября 2011 г. |
Дело N А49-222/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Хайруллиной Ф.В., Ананьева Р.В.,
при участии представителя:
ответчика (Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Пензенской области) - Нефедовой О.А. (доверенность от 27.07.2011 N 01-12-72),
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
заинтересованного лица - извещено, не явилось,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Объединение Пензапищепром"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 07.06.2011 (судья Дудорова Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2011 (председательствующий судья Кузнецова В.В., судьи Марчик Н.Ю., Холодная С.Т.)
по делу N А49-222/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Объединение Пензапищепром" (ОГРН 1025801359459) г. Пенза, к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Пензенской области (ОГРН 1025801367030) г. Пенза, о признании незаконным решения об отказе в исправлении кадастровой ошибки, с участием третьего лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, г. Пенза,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Объединение Пензапищепром" (далее - заявитель, общество, ОАО "Объединение Пензапищепром") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Пензенской области (далее - ответчик, учреждение) от 24.12.2010 N 06-06-3282 об отказе в исправлении кадастровой ошибки, об обязании ответчика исправить кадастровую ошибку, восстановить прежний вид разрешенного использования земельного участка по адресу: г. Пенза, ул. Красная, 14 с 5-й группы на 7-ю группу видов функционального использования согласно постановлению Правительства Пензенской области от 27.11.2009 N 918- пП - "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения".
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 07.06.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2011, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение судом норм процессуального права, неполное выяснение обстоятельств дела.
До рассмотрения кассационной жалобы в суд поступило дополнение к ней от 08.11.2011 N 01-233 с ходатайством о приобщении дополнения к кассационной жалобе и его рассмотрения совместно с кассационной жалобой. К дополнению к кассационной жалобе приложены копии кадастрового паспорта здания от 08.07.2011 и свидетельства о государственной регистрации права от 12.09.2011 серии 58 АБ N 056866, выданного повторно, взамен ранее выданного серии ПЕ N 9811140 от 29.12.1998, согласно которым здание, расположенное по адресу: г. Пенза, ул. Красная, 14, является административно - офисным. По мнению заявителя жалобы, с учетом указанных документов, основания для неизменения вида разрешенного использования земельного участка, указанные судами, в настоящее время отсутствуют.
В порядке статей 159, 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с учетом возражений ответчика данное ходатайство рассмотрено и отклонено судебной коллегией, поскольку главой 35 АПК РФ не предусмотрен процессуальный документ в виде дополнения к кассационной жалобе.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика возражал против доводов кассационной жалобы и ходатайства общества о приобщении дополнения к кассационной жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1490 кв. м, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Красная, 14, с кадастровым номером 58:29:03003014:6 с разрешенным использованием под общественную застройку.
Указанный земельный участок решением Исполнительного комитета Пензенской области от 29.01.1985 N 85/1 был предоставлен Управлению пищевой промышленности Пензенского облисполкома для реконструкции объекта под хозрасчетное проектно-конструкторское бюро.
29 января 1993 года производственному объединению пищевой промышленности "Пензапищеагропром" было выдано свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования на данный земельный участок для размещения здания ПКБ по ул. Красная, 14.
Постановлением Главы города Пензы от 25.06.1997 N 851/3 "Об утверждении материалов инвентаризации земель в кадастровом квартале N ПЕО:29:03:033" утверждены материалы инвентаризации земель в кадастровом квартале N ПЕО:29:03:033, перерегистрировано право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком ОАО "Объединение "Пензапищепром" площадью 1490 га., на котором по ул. Красная, 14 расположен торговый центр "Рион" (кадастровый номер 033:10).
Между Фондом имущества Пензенской области (продавец) и ОАО "Объединение Пензапищепром" (покупатель) был заключен договор купли-продажи от 12.08.2005 N 65/з указанного земельного участка. По условиям договора продавец обязуется передать, а покупатель принять для общественно-деловых целей земельный участок из земель поселений общей площадью 1490 кв. м с кадастровым номером 58:29:03 003 014:0006, находящийся на праве бессрочного (постоянного) пользования, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Красная, 14. На участке находится торговый центр (литера А).
В настоящее время земельный участок имеет вид разрешенного использования - под общественную застройку.
Для исполнения обязанностей плательщика земельного налога по запросу заявителя Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области письмом от 25.09.2006 N 1023 сообщило, что по данным Государственного земельного кадастра стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Красная, 14 (кадастровый номер 58:29:03 003 014:0006) составляет 4 354 271, 70 руб.
Кадастровая стоимость земель в указанный период определялась в соответствии с результатами кадастровой оценки земель поселений в Пензенской области, утвержденными постановлением Правительства Пензенской области от 04.06.2003 N 236-пП.
Как видно из указанного нормативного правового акта, стоимость земельного участка площадью 1490 кв. м с кадастровым номером 58:29:03 003 014:0006 была определена исходя из стоимости одного квадратного метра земли под административно-управленческими и общественными объектами в размере 2922, 33 руб.
Постановлением Правительства Пензенской области от 27.11.2009 N 918-пП утверждены результаты новой государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Пензенской области, согласно которым стоимость земельного участка площадью 1490 кв. м с кадастровым номером 58:29:03 003 014:0006 определена в размере 6 336 582, 60 руб., исходя из средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 4252,74 руб.
Полагая, что допущена кадастровая ошибка, ОАО "Объединение Пензапищепром" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области с заявлением о необходимости ее устранения.
Ответчик, которому было переадресовано обращение заявителя, в соответствии с предоставленными ему полномочиями письмом от 24.12.2010 N 06-06-3282 сообщил заявителю о невозможности пересмотра кадастровой стоимости земельного участка и возможности его изменения только в случае изменения его разрешенного использования.
Не согласившись с решением ответчика, оформленным письмом от 24.12.2010 N 06-06-3282, общество обратилось в арбитражный суд.
При обращении с требованием о признании решения незаконным и с понуждением ответчика исправить кадастровую ошибку, восстановить прежний вид разрешенного использования земельного участка - земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, общество ссылалось на то, что никогда не заявлял о своем намерении изменить вид разрешенного использования земельного участка. Общество указало, что участок всегда использовался и используется для размещения административно-управленческого и общественного объекта, что соответствует седьмой группе видов функционального использования в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 27.11.2009 N 918-пП - земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, а также видам осуществляемой обществом деятельности. Ответчик в отсутствие надлежащих полномочий и законных оснований произвел изменение разрешенного вида использования земельного участка, в связи с тем, допущена кадастровая ошибка, которая подлежит исправлению ответчиком. Полагает, что ответчик формально подошел к рассмотрению обращения общества, оставил его без удовлетворения, сообщив лишь о недостаточности представленных документов для вывода о необходимости исправления кадастровой ошибки, и, не указав на документы, необходимые для внесения исправлений в государственный кадастр.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что решение ответчика от 24.12.2010 N 06-06-3282 соответствует законодательству и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя. Суды признали, что поскольку на спорном земельном участке расположен объект недвижимости, назначение которого определено в соответствии с правоудостоверяющим документом как торговый центр, у органов государственной регистрации отсутствовали основания для принятия решения о необходимости устранения кадастровой ошибки.
Суды указали, поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Пензенской области от 27.11.2009 N 918-пП, в установленном порядке не оспорены, не отменены и не признаны не действующими, ошибка в сведениях, на основании которых в государственный кадастр вносились сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не установлена, поэтому отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя о возложении на ответчика обязанности внести исправление в сведения государственного кадастра.
Выводы судов основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах, правильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре), данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Статьей 3 Закона о государственном кадастре установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 Закона о государственном кадастре предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
На основании части 3 статьи 16 Закона о государственном кадастре кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями (пункты 2, 3 Правил).
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Статьей 28 Закона о государственном кадастре регламентирован порядок исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости.
При этом законодатель различает техническую ошибку, которая представляет собой ошибку, допущенную органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, которая привела к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), а также кадастровую ошибку в сведениях, которая определена как воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Техническая ошибка подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Кадастровую ошибку в сведениях орган кадастрового учета исправить самостоятельно не может. Такая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о государственном кадастре), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Закона о государственном кадастре).
В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона о государственном кадастре орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Необходимым условием для возложения на регистрирующий орган обязанности исправить кадастровую ошибку является установление самого факта такой ошибки.
Поскольку внесение сведений о кадастровой стоимости осуществляется на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия (часть 3 статьи 16 Закона о государственном кадастре), следовательно, решение кадастрового органа о необходимости устранения кадастровой ошибки в этих сведениях должно направляться в орган, принявший документ, поступивший в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, и на основании которого внесены сведения в кадастр.
Постановлением Правительства Пензенской области от 27.11.2009 N 918-пП утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Пензенской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по 15-ти группам видов разрешенного использования. Данное постановление не отменено и не признано не действующим в установленном законом порядке.
Судами установлено, что в отношении спорного земельного участка проведена государственная кадастровая оценка. Спорный земельный участок был отнесен к пятой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, свидетельству о праве собственности на земельный участок в отношении него установлен вид разрешенного использования - под общественную застройку.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости ПЕ от 29.12.1998 N 9811140 на спорном земельном участке ул. Красной, 14 в г. Пензе расположен торговый центр (литера А).
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в пятую группу видов разрешенного использования входят земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), в седьмую - земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (пункт 1.2.7 в редакции, действовавшей на момент проведения и утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель).
Следовательно, выводы суда о том, что по целевому назначению и виду функционального использования спорный земельный участок не подпадает под перечень земельных участков, отнесенных к седьмому виду разрешенного использования, и относится к пятой группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", являются верными.
Поскольку на спорном земельном участке расположен объект недвижимости, назначение которого в соответствии с правоудостоверяющим документом определено как торговый центр, Арбитражный суд Пензенской области и апелляционный суд сделали правильный вывод об отсутствии у органов государственной регистрации оснований для принятия решения о необходимости устранения кадастровой ошибки, и правомерно отказали в признании оспариваемого решения незаконным.
С учетом того, что постановление Правительства Пензенской области от 27.11.2009 N 918-пП, которыми утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, не оспорено, не отменено, не признано не действующим, ошибка в данных, послуживших основанием для внесения сведений в государственный кадастр, отсутствует, суды обоснованно отказали в удовлетворении требования заявителя о возложении обязанности по внесению исправлений в сведения государственного кадастра.
Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы апелляционной жалобы и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами.
В соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, в связи с чем документы, не предусмотренные пунктом 4 статьи 277 АПК РФ, именно дополнение к кассационной жалобе, подлежат возврату заявителю.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу решения и постановления апелляционной инстанции, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 07.06.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2011 по делу N А49-222/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в пятую группу видов разрешенного использования входят земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), в седьмую - земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (пункт 1.2.7 в редакции, действовавшей на момент проведения и утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель).
...
С учетом того, что постановление Правительства Пензенской области от 27.11.2009 N 918-пП, которыми утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, не оспорено, не отменено, не признано не действующим, ошибка в данных, послуживших основанием для внесения сведений в государственный кадастр, отсутствует, суды обоснованно отказали в удовлетворении требования заявителя о возложении обязанности по внесению исправлений в сведения государственного кадастра.
...
В соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, в связи с чем документы, не предусмотренные пунктом 4 статьи 277 АПК РФ, именно дополнение к кассационной жалобе, подлежат возврату заявителю."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 ноября 2011 г. N Ф06-10299/11 по делу N А49-222/2011